Пробки на «Покровке» - от нашей бедности
17.02.2012
649
Александр Осауленко: «С увеличением пропускной способности «Покровки» проблема уйдет...»
«Росграница» готова взять на себя функции регулятора работы международного пункта пропуска «Покровка». Об этом заявил на первом в этом году заседании общественного совета при Дальневосточном территориальном управлении «Росграницы» его руководитель Виктор Елютин.
Речь на совете шла не только о том, как видит решение вопроса это ведомство и как воспринимают его краевые власти и бизнес-сообщество, но и об условиях международного туробмена в летний сезон и многом другом.
О том, насколько сложна и неприятна ситуация в «Покровке» в последнее время, мы писали не раз. Этому вопросу были посвящены и выездные заседания, и совещание в полпредстве, и на иных уровнях. В двух словах напомним: автобусы с желающими перебраться в этом месте в Китай подолгу ждут своей очереди для досмотра, нередко вопрос очерёдности решается с помощью полиции, туристы и компании жалуются в правоохранительные органы, СМИ.
Руководитель теруправления «Росграницы» Виктор Елютин на заседании совета озвучил своё видение вопроса. Главной причиной конфликтов он считает резкое несовпадение пропускной способности «Покровки» (300 человек в сутки) и численности, которую согласовывают для прохождения пункта иные ведомства (700 - 800 человек в сутки). Елютин считает, что навести порядок можно, установив регулярное автобусное сообщение «Покровка - Жаохэ», которое исключит так называемый человеческий фактор. А осуществлять перевозки на международном направлении должна компания, имеющая современный, удобный транспорт. Кроме того, по мнению руководителя управления, необходимо вводить категории пунктов пропуска. Если «Шереметьево», через который проходят миллионы, - первая категория, то «Покровка» - примерно четвёртая. Постановление, которое позволит выработать документы по работе пунктов пропуска, правительством РФ уже принято. В том числе на его основе можно принимать документы по хозяйственной деятельности на них. Также «Росграница» будет регулировать график движения судов и автобусов. Как скоро всё это произойдёт и к чему приведёт - пока не ясно.
Между тем, по информации краевого министерства промышленности и транспорта, межправительственными соглашениями определено открытие двух регулярных рейсов. Один «Бикин - Покровка - Жаохэ», второй «Лучегорск - Покровка - Жаохэ». Но из-за низкой пропускной способности пункта пропуска «Покровка» в том расписании, которое дал Минтранс РФ, места для регулярного сообщения «Бикин - Покровка - Жаохэ» нет. В результате летом, в период навигации, перевозки осуществляла в основном приморская компания, а хабаровчане оказались в роли бедных родственников.
Зимой приморцы вроде бы отдали свою привилегию Хабаровску, и соглашение о регулярных перевозках с китайской стороной заключила наша компания. Но это решение лишь усугубило недовольство бизнес-сообщества. Предприниматели настаивают на традиционном нерегулярном сообщении, где есть место многочисленным компаниям, имеющим право на международные перевозки. 39 туристических и транспортных фирм даже заключили соглашение - график, придерживаясь которого, можно избежать неприятных инцидентов и многочасового ожидания своей очереди. Вот только юридической силы это соглашение не имеет. А потому всегда находится кто-то, не желающий с ним считаться.
Примечательно, что именно по жалобе предпринимателей прокуратура весной прошлого года и выдала предписание краевому унитарному предприятию «Хабводтранс» перестать регулировать очерёдность прохождения границы. Это предприятие было создано для содержания и эксплуатации элементов транспортной инфраструктуры, находящихся в краевой собственности. Прокуратура определила, что бизнес-сообщество должно само отрегулировать эту очерёдность. Получилась патовая ситуация. То, что сегодня происходит в порядке живой очереди, вызывает вопросы, подозрения, жалобы. 14 декабря в полпредстве в рамках обсуждения вопросов обустройства границы рассматривалась эта проблема. Органам исполнительной власти было рекомендовано создать электронную очередь. Но её-то тоже надо соблюдать... Так что вопрос остаётся открытым.
Посмотреть, что происходит в «Покровке», приглашают прокуратуру не только предприниматели, но и министерство промышленности и транспорта правительства Хабаровского края. Заместитель министра, начальник управления автодорожной деятельности и автотранспорта Павел Мысин, присутствовавший на нынешнем заседании совета при Росграницы, считает, что вопрос необходимо решить как можно быстрее. Возможно в рамках межрегиональной комиссии по пунктам пропуска. Процесс должен быть контролируемым. В качестве регулятора предлагается всё та же Росграница.
Однако и министерство, и бизнес-сообщество сходятся во мнении, что для решения вопроса необходимо в первую очередь привести пропускную способность «Покровки» к потребностям жителей Хабаровского и Приморского краёв. Либо за счёт расширения зоны досмотра и увеличения числа сотрудников, либо за счёт интенсификации процесса.
О сокращении времени прохождения пограничных процедур высказывались уже и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. На западе России - режим круглосуточного дежурства пограничных контрольных служб. У нас - одна смена. С технологическими перерывами.
- С увеличением пропускной способности «Покровки» проблема уйдёт, как она ушла с Российско-финской границы, где тоже были пробки, жгли костры и так далее, - говорит Александр Осауленко, который является одновременно председателем общественного совета при ДВТУ «Росграницы» и руководителем Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии. - На финской границе всё решено путём модернизации и расширения пункта пропуска.
Для решения вопроса, по мнению Осауленко, должно быть прежде всего принято политическое решение «урегулировать ситуацию». А как это сделать технически, всегда можно договориться. Поддерживают туроператоры и предложение руководителя ДВТУ «Росграницы» Виктора Елютина - по возможности исключить «человеческий фактор». Предприниматели, со своей стороны, готовы участвовать в деле материально. Для чего и был недавно создан Фонд развития приграничной инфраструктуры. Бизнес готов вкладывать средства в инфраструктуру. Скажем, вскладчину поставить второй дебаркадер в «Покровке», построить подъездные площадки, площадки по временному обслуживанию, чтобы всем было комфортно.
Вторая сторона «медали» - цена турпоездки. Виктор Елютин на совещании, мягко говоря, недоумевал: 9 тысяч стоит двухдневный автотур в пограничный китайский город! За эти деньги можно слетать в Пекин и обратно. Предприниматели считают,что дело в монополизме. Ассоциация туроператоров даже направила письмо в министерство промышленности и транспорта края с предложением ликвидировать монопольное положение судоходной компании, осуществляющей перевозки в летнее время.
- Эта международная линия, на наш взгляд, находится в юрисдикции органов власти субъекта федерации, - говорит Осауленко. - Следовательно органы могут объявить тендер на данном маршруте. А мы, с общественной стороны, заявляем, что вопреки существующему мнению, эти перевозки способна выполнять не одна компания. К нам «просятся» из Красноярска, из Амурской области. Слышали предприниматели и о том, что для «Хабаровскводтранса» будут построены новые комфортабельные суда. Конкуренция снизит стоимость аренды судов, туров, в конце концов. Очевидно, что и определять перевозчика на регулярном автотранспортном сообщении тоже стоит на конкурсной основе.
Затронули на заседании общественного совета и другой пикантный вопрос. О подоплёке резко возросшего спроса на туры в Китай. По мнению Росграницы и не только этого органа, всё началось с либерализации таможенных правил. Как только разрешили туристам провозить 50 килограммов груза, появилась возможность завозить товар под видом личных вещей. Как считает Виктор Елютин, большая часть «туристов» - это так называемые «кирпичи» или «помогайки». То есть люди, которые беспошлинно и без сертификатов соответствия провозят для коммерсантов товары из КНР. Как отметил Виктор Михайлович, бизнесмены давно уже научились раскладывать товар, чтобы у таможни не было повода признать его коммерческой партией. Законодательная база в этом вопросе достаточно аморфна.
Есть мнение, что, ограничивая пропускную способность наших пунктов пропуска, увеличивая время досмотра, негласно тормозится «кирпичная» экономическая деятельность, которая конкурирует с легальной внешнеэкономической. И если это действительно так, то от происходящего смешно и грустно одновременно.
Речь на совете шла не только о том, как видит решение вопроса это ведомство и как воспринимают его краевые власти и бизнес-сообщество, но и об условиях международного туробмена в летний сезон и многом другом.
О том, насколько сложна и неприятна ситуация в «Покровке» в последнее время, мы писали не раз. Этому вопросу были посвящены и выездные заседания, и совещание в полпредстве, и на иных уровнях. В двух словах напомним: автобусы с желающими перебраться в этом месте в Китай подолгу ждут своей очереди для досмотра, нередко вопрос очерёдности решается с помощью полиции, туристы и компании жалуются в правоохранительные органы, СМИ.
Руководитель теруправления «Росграницы» Виктор Елютин на заседании совета озвучил своё видение вопроса. Главной причиной конфликтов он считает резкое несовпадение пропускной способности «Покровки» (300 человек в сутки) и численности, которую согласовывают для прохождения пункта иные ведомства (700 - 800 человек в сутки). Елютин считает, что навести порядок можно, установив регулярное автобусное сообщение «Покровка - Жаохэ», которое исключит так называемый человеческий фактор. А осуществлять перевозки на международном направлении должна компания, имеющая современный, удобный транспорт. Кроме того, по мнению руководителя управления, необходимо вводить категории пунктов пропуска. Если «Шереметьево», через который проходят миллионы, - первая категория, то «Покровка» - примерно четвёртая. Постановление, которое позволит выработать документы по работе пунктов пропуска, правительством РФ уже принято. В том числе на его основе можно принимать документы по хозяйственной деятельности на них. Также «Росграница» будет регулировать график движения судов и автобусов. Как скоро всё это произойдёт и к чему приведёт - пока не ясно.
Между тем, по информации краевого министерства промышленности и транспорта, межправительственными соглашениями определено открытие двух регулярных рейсов. Один «Бикин - Покровка - Жаохэ», второй «Лучегорск - Покровка - Жаохэ». Но из-за низкой пропускной способности пункта пропуска «Покровка» в том расписании, которое дал Минтранс РФ, места для регулярного сообщения «Бикин - Покровка - Жаохэ» нет. В результате летом, в период навигации, перевозки осуществляла в основном приморская компания, а хабаровчане оказались в роли бедных родственников.
Зимой приморцы вроде бы отдали свою привилегию Хабаровску, и соглашение о регулярных перевозках с китайской стороной заключила наша компания. Но это решение лишь усугубило недовольство бизнес-сообщества. Предприниматели настаивают на традиционном нерегулярном сообщении, где есть место многочисленным компаниям, имеющим право на международные перевозки. 39 туристических и транспортных фирм даже заключили соглашение - график, придерживаясь которого, можно избежать неприятных инцидентов и многочасового ожидания своей очереди. Вот только юридической силы это соглашение не имеет. А потому всегда находится кто-то, не желающий с ним считаться.
Примечательно, что именно по жалобе предпринимателей прокуратура весной прошлого года и выдала предписание краевому унитарному предприятию «Хабводтранс» перестать регулировать очерёдность прохождения границы. Это предприятие было создано для содержания и эксплуатации элементов транспортной инфраструктуры, находящихся в краевой собственности. Прокуратура определила, что бизнес-сообщество должно само отрегулировать эту очерёдность. Получилась патовая ситуация. То, что сегодня происходит в порядке живой очереди, вызывает вопросы, подозрения, жалобы. 14 декабря в полпредстве в рамках обсуждения вопросов обустройства границы рассматривалась эта проблема. Органам исполнительной власти было рекомендовано создать электронную очередь. Но её-то тоже надо соблюдать... Так что вопрос остаётся открытым.
Посмотреть, что происходит в «Покровке», приглашают прокуратуру не только предприниматели, но и министерство промышленности и транспорта правительства Хабаровского края. Заместитель министра, начальник управления автодорожной деятельности и автотранспорта Павел Мысин, присутствовавший на нынешнем заседании совета при Росграницы, считает, что вопрос необходимо решить как можно быстрее. Возможно в рамках межрегиональной комиссии по пунктам пропуска. Процесс должен быть контролируемым. В качестве регулятора предлагается всё та же Росграница.
Однако и министерство, и бизнес-сообщество сходятся во мнении, что для решения вопроса необходимо в первую очередь привести пропускную способность «Покровки» к потребностям жителей Хабаровского и Приморского краёв. Либо за счёт расширения зоны досмотра и увеличения числа сотрудников, либо за счёт интенсификации процесса.
О сокращении времени прохождения пограничных процедур высказывались уже и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. На западе России - режим круглосуточного дежурства пограничных контрольных служб. У нас - одна смена. С технологическими перерывами.
- С увеличением пропускной способности «Покровки» проблема уйдёт, как она ушла с Российско-финской границы, где тоже были пробки, жгли костры и так далее, - говорит Александр Осауленко, который является одновременно председателем общественного совета при ДВТУ «Росграницы» и руководителем Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии. - На финской границе всё решено путём модернизации и расширения пункта пропуска.
Для решения вопроса, по мнению Осауленко, должно быть прежде всего принято политическое решение «урегулировать ситуацию». А как это сделать технически, всегда можно договориться. Поддерживают туроператоры и предложение руководителя ДВТУ «Росграницы» Виктора Елютина - по возможности исключить «человеческий фактор». Предприниматели, со своей стороны, готовы участвовать в деле материально. Для чего и был недавно создан Фонд развития приграничной инфраструктуры. Бизнес готов вкладывать средства в инфраструктуру. Скажем, вскладчину поставить второй дебаркадер в «Покровке», построить подъездные площадки, площадки по временному обслуживанию, чтобы всем было комфортно.
Вторая сторона «медали» - цена турпоездки. Виктор Елютин на совещании, мягко говоря, недоумевал: 9 тысяч стоит двухдневный автотур в пограничный китайский город! За эти деньги можно слетать в Пекин и обратно. Предприниматели считают,что дело в монополизме. Ассоциация туроператоров даже направила письмо в министерство промышленности и транспорта края с предложением ликвидировать монопольное положение судоходной компании, осуществляющей перевозки в летнее время.
- Эта международная линия, на наш взгляд, находится в юрисдикции органов власти субъекта федерации, - говорит Осауленко. - Следовательно органы могут объявить тендер на данном маршруте. А мы, с общественной стороны, заявляем, что вопреки существующему мнению, эти перевозки способна выполнять не одна компания. К нам «просятся» из Красноярска, из Амурской области. Слышали предприниматели и о том, что для «Хабаровскводтранса» будут построены новые комфортабельные суда. Конкуренция снизит стоимость аренды судов, туров, в конце концов. Очевидно, что и определять перевозчика на регулярном автотранспортном сообщении тоже стоит на конкурсной основе.
Затронули на заседании общественного совета и другой пикантный вопрос. О подоплёке резко возросшего спроса на туры в Китай. По мнению Росграницы и не только этого органа, всё началось с либерализации таможенных правил. Как только разрешили туристам провозить 50 килограммов груза, появилась возможность завозить товар под видом личных вещей. Как считает Виктор Елютин, большая часть «туристов» - это так называемые «кирпичи» или «помогайки». То есть люди, которые беспошлинно и без сертификатов соответствия провозят для коммерсантов товары из КНР. Как отметил Виктор Михайлович, бизнесмены давно уже научились раскладывать товар, чтобы у таможни не было повода признать его коммерческой партией. Законодательная база в этом вопросе достаточно аморфна.
Есть мнение, что, ограничивая пропускную способность наших пунктов пропуска, увеличивая время досмотра, негласно тормозится «кирпичная» экономическая деятельность, которая конкурирует с легальной внешнеэкономической. И если это действительно так, то от происходящего смешно и грустно одновременно.