Расширяя горизонты, или Экспедиция на остров Святого Ионы

21.02.2014 | О разном | 4м. 29 c. | 77
Расширяя горизонты, или Экспедиция на остров Святого Ионы
Участники экспедиции на остров Святого Ионы

С чего начинается любое путешествие?
- С мечты!!!
Вначале объект (пустыни, реки, горы, море, острова и пр.) должен чем-то заинтересовать путешественника. Затем интерес должен вырасти в мечту там побывать. Ну а дальше идет сбор информации, подбирается команда и решаются технические вопросы: снаряжение, сроки, бюджет и пр.
Мечта зовёт
Когда-то, лет десять назад, я впервые попал на Шантарский архипелаг, и для меня эта группа островов в Охотоморье казалась краем земли. Казалось, что дальше-то и некуда. Ан нет. За несколько лет мы с друзьями избороздили Шантарские проливы, изучили побережье седого Джугджура от Чумикана до Охотска. Прошли на катамаране несколько сот километров по Тихому океану вдоль побережья Камчатки.
Однако глядя на нанесенные на карту нитки наших маршрутов, видели, что есть еще в центре Охотского моря дикая неприступная скала, на несколько сот метров возвышающаяся из воды. Островок этот находится в стороне от морских путей, очень редко посещается людьми, и на нем находятся неисчислимые колонии морских птиц и сивучей. Туристы этот островок не посещают вообще. Уж слишком далеко он находится от материка и слишком суровые там погодные условия - студеное промозглое море, туманы, сменяющиеся шторма.
Так и появилась мечта. Она зрела и ждала своего часа… Остров Святого Ионы…
Остров Святого Ионы - это крошечный, скалистый участок суши, затерянный посреди холодного Охотского моря. Он был открыт исследователем Иосифом Биллингсом и  мореплавателем Гавриилом Сарычевым в 1789 году. Остров расположен в стороне от основных путей морских судов, и люди посещают его крайне редко. Остров, размером 1600 на 850 метров, высотой около 300 м необитаем. На острове расположен огромный птичий базар и лежбище сивучей на прилегающих к нему обломках скал. В Интернете информации об этом острове чрезвычайно мало.  За все годы на острове побывало лишь несколько научных экспедиций.  Из за огромной удаленности от материка, сложности и опасности плавания в этом районе на надувных плавсредствах никто и никогда на этот остров не ходил. Т.е. этот остров является одним из самых малопосещаемых мест в мире…
Промозглым февральским вечером мы сидели с моим другом Михаилом Ельсиным у известного путешественника Федора Конюхова в его уютной московской мастерской на Таганке и за кружкой горячего чая обсуждали его только что закончившийся переход на яхте «Алые паруса» через Атлантику. Федор рассказал, что этот переход им очень помогли скрасить наши фильмы о путешествиях  по Якутии, Камчатке, Шантарским островам и Охотоморью.
И еще Федор Филиппович обмолвился, что когда-то давным-давно он шел на яхте в Магадан и увидел возвышающуюся в центре Охотского моря скалу, и у него появилась мечта когда-нибудь там побывать. Это был остров Святого Ионы.
На мой вопрос: «Федор, идем?!» Он ответил: «Идем!». И началась подготовка к этой экспедиции.
Состав определился сразу - группа пять человек: кроме нас с Конюховым, в команде хабаровчанин Михаил Ельсин, который с Федором уже пересекал Атлантику и Тихий океан, также в команду войдут члены Дальневосточного клуба путешественников наши друзья Максим Зотов и Антон Сорокин.
Выбирая плавсредство, мы остановили свой выбор на лодке катамаранного типа «Ротан-660», грузоподъемностью 1,5 тонны. Лодка эта очень легко идет по волне, в ней 11 отсеков, и она очень надежна и непотопляема.
На эту лодку мы поставили новый мотор «Ямаха-50» и небольшой вспомогач - четырехтактный «Ямаха-4», который был необходим из соображений безопасности.
Старт экспедиции намечался с Шантарского архипелага, из бухты Панкова, откуда до острова Св. Ионы 400 км, плюс столько же обратно, плюс резерв на галсы, ветер и пр. непредвиденности. (А они и произошли.) Итого топлива нам нужно было брать минимум 600 литров, 80 литров пресной воды, продукты, масло, ремнабор, лебедку и пр. Итого с людьми набегало полторы тонны груза. Для экспедиции мы выбрали вторую половину июля, как, по многолетним наблюдениям, самое спокойное время. Во второй половине августа в Охотском море начинается сезон штормов.
В поисках шантарского лета
В конце первой декады июля я с Антоном Сорокиным, ведущим телевизионной передачи «На рыбалку» Александром Беловым и группой туристов вылетел на Шантары. Мы планировали испытать лодку, обкатать мотор и забросить топливо в бухту Панкова, откуда через неделю намечен старт нашей экспедиции.
Пролетая над Шантарскими проливами, я видел внизу сплошные ледяные поля. В России сейчас стоит небывалая жара, в Москве за 40 градусов, плавится асфальт, а здесь… Арктика! Фраза: «Ледорубы не взяли» - заставляет вернуться к действительности и искать какое-то решение. Из кабины пилотов вижу, что показавшаяся впереди, километрах в сорока, бухта Панкова тоже забита льдами. Показываю летчикам точку посадки в центре острова в устье реки Оленьей. Здесь хоть весна… и великолепная рыбалка. Заложив крутой вираж, десятитонная машина касается колесами земли. Быстро разгружаемся, и вертолет, сделав прощальный круг, уходит на запад. Мы на Шантарах!
Шантары…
Есть на земном шаре уникальное по красоте место. Там среди айсбергов плавают киты, гоняются за тюленями хищные косатки, по берегам бродят медведи, с гор низвергаются водопады, причудливыми замками высятся скалы из мрамора и  яшмы, реки кишат от рыбы, и стоит многоголосый птичий щебет. Это полуреальное, полусказочное место находится в западной части Охотского моря и называется Шантарским архипелагом.
Архипелаг занимает акваторию в десять тысяч квадратных километров и состоит из 15 больших и малых островов, а также большого числа скал и кекуров. Самый большой остров  Большой Шантар, площадью около двух тысяч квадратных километров,  второй по величине - остров Феклистова, 400 кв. км. Далее идут острова Малый Шантар, Беличий, Прокофьева, Кусова, Птичий, Утиный и другие. Когда-то на Шантарах жили люди, сейчас же, кроме работников метеостанции и старожила-охотника, на островах никто не живёт.
Климат Шантарских островов гораздо суровее, чем даже в самой северной части Охотского моря. Это обусловлено тем, что преобладающие ветра на Охотоморье северо-восточные и весь лед с Охотского моря сгоняет в Шантарские проливы. Только на 2-3 месяца очищаются их прибрежные воды ото льда. Ещё в июле здесь белыми лебедями плавают огромные айсберги, а уже в октябре выпадает снег, хотя находятся они на широте Москвы. Частые туманы на островах чередуются с редкими, но сильными штормами. Приливы на островах достигают 5-8 м, а приливные течения одни из самых быстрых во всём Мировом океане. Интересна и геология островов. Берега представляют собой настоящий  геологический музей под открытым небом.  Во многих местах можно увидеть скалы из яшмы, мрамора и других камней всех цветов радуги.
Едва стих рокот вертушки, народ похватался за спиннинги. И началось шоу. Изголодавшаяся за зиму рыба яростно набросилась на блестящие металлические приманки всяких форм и размеров. Рыба ловилась практически на каждом забросе. Попадались красноперка, голец, рыба- генерал - микижа и даже камбала, но чаще всего на крючке оказывалась трех-пятикилограммовая красавица кунджа - рыба-боец, борьба с которой доставляла огромное удовольствие.
За пару минут рыбалки продовольственная программа была решена, и звучит команда: «Рыбу не брать!»
Через час с моря все затянуло густым туманом. Вот оно, коварство Охотоморья. Пустили нас к себе неприступные острова и вновь закрылись от внешнего мира. На огромной территории в несколько тысяч квадратных километров мы одни - и тишина… Звенящая тишина…
На третий день рыбаки ушли вверх по реке, мы же с Володей Бойко, начальником метеостанции, решили перевезти топливо и часть снаряжения в устье протоки, а заодно и провести разведку ледовой обстановки в море.
Стоял отлив, и по берегам протоки, соединяющей озеро с морем, лежали огромные глыбы льда. Сразу повеяло стужей, и температура упала градусов на десять. Мда… Не май месяц! (Июль!) В устье протоки выгружаем бочки с бензином и налегке выходим в море, не забыв включить GPS. Через сотню метров нас поглотил густой туман, слева и справа из которого вырастали причудливой формы айсберги, некоторые из которых были высотой с двухэтажный дом.
Метров через триста мы уперлись в сплошную стену льда. Весело!!! Такое вот шантарское лето.
Вернувшись к оставленным нами вещам, видим «хозяйственную» деятельность косолапого. Он перевернул железную бочку, куда мы сложили канистры с маслом. Канистры прогрыз, масло вылил, спасательные жилеты изодрал. Такие вот на Шантарах негостеприимные хозяева.
Прошла неделя нашего пребывания на островах. Мы перебазировались на берег моря в устье протоки. Такой покой и умиротворение царило вокруг. Ни надоедливых звонков мобильников, ни суеты… Лишь крики чаек, шум прибоя и треск трущихся друг о друга, плывущих вверх по реке с приливной волной айсбергов. Эффектнейшее зрелище! Рыбалка по-прежнему была отличная, но в наших планах было посещение других шантарских достопримечательностей.
Льды немного растянуло, появились разводы, и, собрав экспедиционное снаряжение, утром мы выходим двумя лодками из бухты Панкова вокруг Большого Шантара.
Идем медленно, зигзагами, лавируя между льдин. Иногда казалось, что прохода в ледяных полях нет - тупик, но снова и снова нам удавалось протиснуться в какую-нибудь лазейку. К вечеру, преодолев более ста километров по ледяному плену, наши лодки ткнулись в устье реки Большой Анаур, второй по величине реки архипелага. В губе Якшина было чисто, и не верилось, что рядом все проливы еще забиты льдами. Здесь уже было лето! Светило яркое солнце, щебетали птицы, яркая зелень разнотравья стремилась наверстать свое.
В оставшиеся три дня была поездка на острова Утиный, Птичий. Были встречи с косатками и, конечно же, с хозяевами здешних мест - медведями. И была жарко натопленная баня…
Из облаков вынырнул знакомый вертолет и, сделав вираж, плавно ткнулся колесами возле нашего экспедиционного груза.
Из вертолета, улыбаясь, вышли наши товарищи: Федор Конюхов, Михаил Ельсин, Максим Зотов, Анатолий Изотов… Завтра начинается самый ответственный этап нашей экспедиции…
* * *
Рано утром все члены нашей  экспедиции уже были на ногах. Мы готовили лодку к тысячекилометровому переходу по Охотскому морю: заливали в баки топливо, пресную воду, продукты, снаряжение.
В одном из отсеков мы выложили из пенополиуретановых  ковриков небольшой кубрик, где можно было отдыхать свободным от вахты. Федор, как опытнейший мореход, по достоинству оценил и плавсредство, и подготовку к экспедиции.
Последние штрихи: по спутниковому телефону связываюсь с гидрометеослужбой и получаю прогноз погоды по Охотоморью на ближайшую неделю: через три дня ожидается циклон и сильное усиление ветра. Звоню в оперативно-спасательный отряд МЧС России и предупреждаю их о выходе, а также оговариваем контрольное время связи с нашими друзьями, остающимися на Шантарах. У нас телефоны «Иридиум». Вроде бы все… Садимся на дорожку. Итак, у нас есть только три дня…
Из губы Якшина до острова Св. Ионы было на сто километров дальше, чем из бухты Панкова, но, учитывая лимит отпущенного нам метеорологами времени, мы решили взять на сто литров топлива больше запланированного и, экономя время, взять курс сразу на остров.
Утром двадцать второго июля наша лодка «Ротан-660», оснащенная двигателем «Ямаха-50» («Ямаха-4» - резервный), имея на борту пять членов экипажа, 700 литров топлива, 80 литров пресной воды, недельный запас продуктов и пр. (общая загрузка 1,5 тоны), вышла из метеостанции Большой Шантар и, обогнув мыс Радужный, повернула в забитый льдами пролив Северный.  Любопытные нерпы высовывали из воды свои мордочки. Горланили чайки, вокруг сновали топорки и очковые чистики. Светило яркое солнце, открыв во всей красе острова на несколько десятков километров. Перед мысом Северным мы делаем привал в бухте Самоцветной - с точки зрения геологии, самой, пожалуй, красивой бухте Шантар. Все берега  были покрыты окатышами из яшмы и мрамора всех цветов радуги - ну прямо геологический музей под открытым небом. Если добавить к этому вытекающий из распадка ручей, озеро, обрамленное яркой зеленью разнотравья, многоголосый птичий щебет, то вырисовывалась прямо идиллическая картина.
Мы сидели, пили чай и разговаривали о всяких разностях. Ну и о путешествиях тоже, конечно. Федор, объехавший почти весь мир и повидавший многое, был искренне поражен красотой этого уголка дальневосточной природы и сказал, что у него появилась мечта построить где-нибудь здесь православную часовню.
Федор Конюхов - российский мореплаватель и путешественник, совершивший более 40 уникальных экспедиций и восхождений, шесть кругосветных походов. Он заслуженный мастер спорта, почетный академик и лауреат Золотой медали Российской академии художеств, член Союза писателей РФ.
Он первый путешественник в мире, человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты:  Северного географического; Южного географического; полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане; Эвереста (полюса высоты); мыса  Горн (полюса  яхтсменов).

Игорь Ольховский.
Фото предоставленыавтором.
(Продолжениев следующих номерах).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.08.2022 13:20
ВТБ нарастил на 18% корпоративный кредитный портфель в Хабаровском крае

17.08.2022 12:35
Дополнительное образование доступно всем
Новое оборудование для обучения детей по программам дополнительного образования поступает в школы Хабаровска и пяти районов края.

17.08.2022 12:05
От зумбы до панна-футбола
В Хабаровском крае продолжается реализация губернаторского проекта «Доступный спорт».

17.08.2022 11:50
«Безумно» и ярко откроется новый концертный сезон в филармонии
10 сентября в Хабаровской филармония состоится масштабное открытие филармонического сезона - «Безумный день в филармонии».

17.08.2022 10:57
В Хабаровском крае появятся новые авиаотряды для тушения пожаров
В 30 российских субъектах смогли ликвидировать все очаги в первые же сутки, в 13 - не допустили их появления



17.08.2022 09:49
Первый лимузин привезли из Германии
В историческом календаре августа немало дат, напрямую связанных с Хабаровским краем и людьми, которые здесь жили, трудились, оставили свой след. Среди них событие, которое произошло в августе 1857 года.

10.08.2022 11:50
Клещ поймали с поличным
Проект Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова «Клещ. Поймать с поличным» победил в V цикле грантового конкурса «Музей 4.0».


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%