поиск
11 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Региональные парламенты объединяют усилия

30.04.2015
Просмотры
252
Региональные парламенты объединяют усилия
Вести заседание парламентариев в Санкт-Петербурге доверили Виктору Чудову (на снимке справа)
Впервые в истории современного российского парламентаризма произошло объединение двух крупнейших в стране ассоциаций региональных законодателей. Причем встретились парламентарии, работающие на противоположных концах России - на Северо-Западе и Дальнем Востоке.
Совместное заседание членов Парламентской ассоциации Северо-Запада России и Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» состоялось 26 апреля в Санкт-Петербурге. Как оказалось, несмотря на географическую удаленность, у нас много общих проблем.
В состав обоих объединений входят по 11 законодательных органов власти, всего - 22 субъекта Российской Федерации - более четверти всех регионов страны. Причем именно они являются наиболее активными в продвижении местных инициатив на федеральный уровень.
Зачем мы вместе
Инициатором первого совместного собрания парламентариев стал спикер Законодательной думы Хабаровского края Виктор Чудов. Предложение встретиться своим западным коллегам он сделал в качестве председателя Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Заседание решили провести в Санкт-Петербурге, но вести его доверили дальневосточнику - Виктору Чудову.
Что касается стимулов, заставивших лидеров законодательной власти из таких разных регионов объединиться, то, по словам спикера краевого парламента, главный из них - острая необходимость повысить влияние субъектов РФ на принятие важнейших для страны решений.
- Если мы посмотрим, какова эффективность законодательных актов, инициаторами которых по итогам 2014 года выступили регионы, окажется, что КПД российского правительства в этом плане - 96%, Администрации президента - 98%. А те законопроекты, которые предлагали субъекты Российской Федерации, составляют всего 6%, - говорит Виктор Чудов. - Разница - колоссальная. Это происходит, прежде всего, потому, что нет механизма их реализации. И мы считаем, что сотрудничество двух Парламентских ассоциаций - залог реализации законопроектов, предлагаемых регионами.
С таким подходом полностью оказался согласен председатель Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, спикер Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин.
- Идея сотрудничества возникла давно, но была официально зафиксирована подписанием соглашения в ноябре прошлого года, - говорит он. - Вместе мы принципиально договорились обсуждать системные вопросы, которые присущи территориям, но сегодня не находят должного внимания или понимания на федеральном уровне. Многие проблемы абсолютно конкретные, они не требуют расходов бюджета, необходимо только внести изменения в те или иные законы.
Под таким принципиальным подходом подписалось большинство законодателей северо-западных и дальневосточных регионов. В апреле в Санкт-Петербурге собрались председатели законодательных органов 17 субъектов Российской Федерации: Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Архангельской, Новгородской, Магаданской, Амурской, Сахалинской областей, Республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Приморского, Хабаровского, Забайкальского, Камчатского краев, Ненецкого автономного округа, Еврейской автономной области.
Проблемы вне географии
Конечно, у каждого региона своя специфика, свой интерес, но, кроме того, много общих проблем, пересекающихся именно на федеральном уровне. Среди них есть более и менее злободневные. Поэтому повестку первой встречи ее организаторы постарались сформировать особо тщательно, на основе предложений каждого субъекта. И все равно спектр обсуждений в Санкт-Петербурге оказался очень широк.
- Один из наиболее острых для всех регионов вопросов касается продолжения реформы местного самоуправления, - говорит Виктор Чудов. - Стремясь усовершенствовать работу местной власти, федеральный законодатель предложил нам ряд новаций. Сегодня субъекты РФ своими законами определяют организацию деятельности органов местного самоуправления. Произошло перераспределение проблем местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями. Но мы видим, что «буксуют» межбюджетные отношения, связанные с передачей полномочий, - далеко не везде районные и поселенческие власти смогли договориться и «поделить» финансы. Федеральным законодателем также предложена новая форма избрания глав муниципальных образований, однако она пока не находит широкой поддержки среди населения. Поэтому на первой встрече парламентариев нам важно было обсудить меры, необходимые для того, чтобы люди почувствовали, что власть становится более эффективной и работает над решением проблем наших граждан.
Кроме того, лидеры заксобраний обсуждали предложения по совершенствованию законодательства в области социальной защиты населения, решения демографических проблем, привлечения в регионы трудовых ресурсов, увеличения доходной части бюджетов, даже проблему безнадзорных животных в городах.
Например, на повестке встал вопрос о необходимости технической правки закона ФЗ‑181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Было предложено дополнить его обязательством предоставить инвалидам скидки на оплату взноса на капитальный ремонт.
Другой пример: председатель Законодательного собрания Еврейской автономной области Анатолий Тихомиров назвал одной из основных проблем муниципальных образований первого уровня - практическое отсутствие ресурсной базы для исполнения возложенных полномочий, особенно в сельских поселениях. Парламентарий предложил коллегам принять совместное обращение к председателю Государственной Думы РФ Сергею Нарышкину и поддержать законодательную инициативу по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ. В частности, речь идет о поступлении в бюджеты сельских поселений доходов от продажи, передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, по нормативу 50%.
Как оказалось, общей для разных регионов является и проблема обманутых дольщиков. Поэтому парламентарии поддержали инициативу Законодательного собрания Ленинградской области - дать право субъектам РФ бесплатно предоставлять земельные участки в собственность некоммерческих организаций, созданных обманутыми дольщиками. Для того, чтобы они, в свою очередь, могли бесплатно передать их в собственность той подрядной организации, которая на безвозмездной основе готова будет завершить возведение их дома.
По мнению Сергея Бебенина, такие поправки позволят создать необходимые экономические и правовые условия для повышения заинтересованности строительных организаций в решении проблемы «обманутых дольщиков».
- На сегодняшний день в России более полумиллиона таких граждан, - подчеркнул спикер парламента Ленобласти.
Между прочим, проблема трудовых мигрантов из-за рубежа касается сегодня далеко не только хабаровчан. Во всяком случае, именно спикер Забайкальского заксобрания вынесла ее на обсуждение коллег. Как пояснила Наталья Жданова, регион борется за то, чтобы рабочие места были заняты гражданами России, но на ряд позиций по-прежнему привлекаются специалисты из Китая. Без них не обойтись. Они не могут выучить русский язык в короткие сроки, но оформляются на работу в соответствии со всеми нормами российского законодательства, по квоте. Депутат попросила коллег поддержать предложение о диверсифицированном подходе к требованиям по сдаче комплексного экзамена для различных категорий трудовых мигрантов, учитывая их квалификацию.
И коллеги ее поддержали.
Капитальная бомба
Единогласно поддержали законодатели из 17 регионов и инициативу депутатов Законодательной думы Хабаровского края. То, что она касалась внесения изменений в федеральное законодательство в части использования средств материнского (семейного) капитала, совсем неудивительно. Хабаровский край является одним из лидеров демографии в стране. У нас поэтому большой опыт в решении проблем материнства и детства.
На встрече в Петербурге позицию хабаровчан по одной из них представил Виктор Чудов.
- В соответствии с федеральным законом, - сказал он, - жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению. Владелец сертификата должен предоставить письменное обязательство оформить жилье в общую собственность всех членов семьи. Но механизм контроля за исполнением такого обязательства не определен. Информационное взаимодействие между Пенсионным фондом РФ и Росреестром не ведется. Этот пробел в законодательстве приводит к нарушениям при использовании средств капитала со стороны родителей. Для системного решения вопроса, для обеспечения защиты прав детей и исключения возможности злоупотреблений предлагаю направить обращение депутатам Государственной Думы о необходимости внесения изменения в федеральное законодательство. Чтоб закрепить обязанности органов Пенсионного фонда передавать в Росреестр информацию о жилом помещении, приобретенном или построенном с использованием средств материнского капитала. Необходимо также внести изменения и в Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части установления запрета на регистрацию права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, без оформления жилого помещения в общую собственность родителей и детей…
Кому-то, может быть, эта проблема покажется малозначительной. Но, например, в Хабаровском крае владельцами таких сертификатов являются уже более 51 тысячи человек. 35 процентов родителей уже распорядились средствами материнского капитала для улучшение жилищных условий. Дети, чьи родители получили маткапитал, только растут, но под многие семьи законодательные пробелы уже заложили бомбу замедленного действия.
До встречи на Дальнем Востоке
На самом деле лидеры региональных заксобраний обсудили на встрече в Петербурге более десятка вопросов. Как говорят хабаровские делегаты, это было не торжественное собрание, работали профессионально и неформально, поэтому продуктивно. По большинству проблем дебаты были достаточно жаркими, но в результате решения принимались в большинстве своем практически единогласно.
- В этом нет ничего неожиданного, - считает Виктор Чудов, - между нашими территориями много общего, и горизонтальные связи между субъектами не менее важны, чем вертикальные. Только при таком взаимодействии складывается единое полотно нашей страны, которое не будет рваться.
- Главное - у нас есть видение путей решения общих проблем, - согласен со своим хабаровским коллегой и ленинградец Сергей Бебенин. - Считаю, что 22 региона - это весомо и нам удастся общими усилиями многого добиться. Если работа окажется результативной, будем подтягивать и другие парламентские объединения.
Что касается эффективности встречи на Неве, то все решения, принятые парламентариями с разных концов страны, будут переданы в комитет Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также в профильный комитет Совета Федерации РФ по экономической политике.
Еще одно, в чем законодатели единогласно согласились, - первая их встреча не будет последней. И, скорее всего, следующее собрание двух парламентских ассоциаций пройдет на Дальнем Востоке.
Виктор Илин.