С такими актёрами можно ставить всё что угодно
28.08.2020
392
Александр Калмыков тепло отзывается о Хабаровске и его жителях
Его отец угощал печёной картошкой суперзвезду 1950-х Лидию Русланову прямо во дворе Хабаровской краевой филармонии, а дед принимал активное участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. Это я об известном столичном режиссёре, народном артисте РФ Александре Калмыкове. Именно он несколько лет назад в Хабаровске на сцене театра драмы поставил два (не побоюсь этого слова) эпохальных исторических спектакля - «Муравьёв. Граф Амурский» и «Залив счастья. Адмирал Невельской».
Корреспондент «Тихоокеанской звезды» был свидетелем того, с каким интересом Александр Дмитриевич (к слову, историк по первому образованию) взялся за этот материал и буквально заразил идеей актеров.
- Александр Калмыков буквально озарил нас своим присутствием, - вспоминал позже актер театра Сергей Юрков. - Как все творцы, он, конечно, требовательный, иногда жесткий. Но Александр Дмитриевич - человек дела и всегда знает, чего хочет. С ним можно спорить до хрипоты, но все кончается тем, что, когда ты остынешь, мы приходим к общему знаменателю.
Коронавирус и… Олег Попов
… Наша новая встреча с Александром Калмыковым состоялась в Москве. Несмотря на занятость, режиссер нашел время для общения с вашим корреспондентом. Разговор мы, как водится, начали… с коронавируса.
- Как вам жилось на самоизоляции, Александр Дмитриевич?
- В последние годы я сконцентрировался на преподавательской деятельности. Являюсь профессором Московского государственного института культуры, кафедры режиссуры театрализованных представлений. Надо сказать, ребята у меня талантливые. И вот наступил коронавирус. А студентов у меня 30 человек и нам как-то надо вместе работать. Что ж, пришлось осваивать преподавание на удаленке.
Стали общаться через программу Zoom, там проложили свой собственный сайт. Взяли пьесу «Гамлет». Разделили на 25 глав, хватило практически на всех. И каждый должен был предложить свое интересное режиссерское решение, в результате получились 30 разных «Гамлетов». А потом ребята стали придумывать и прорисовывать виртуальные декорации, костюмы, подбирать музыку…
Оставалось только перейти на сцену и начинать репетировать. Но карантин не позволил нам репетировать. Затем мы взяли «Ромео и Джульетту» и так же разбиваем эту пьесу на главы. И каждый приносит свое собственное, не похожее ни на кого, решение. Оказалось ужасно интересно! Только репетировать, то есть собраться всей группой, было невозможно. Так незаметно наступил июнь - пора экзаменов.
Выяснилось, что и на удаленке можно провести экзамен по режиссуре, организовав все в лучшем виде. Хотя, признаюсь, лично мне было нелегко. Одно дело - лекция или репетиция в аудитории… А здесь с каждым необходимо было общаться индивидуально минут по 40, не меньше. В результате с повторами и ответами на письма получалось по 8-9 часов каждый день. И днем и ночью. Звонили, писали…
А как только закончилась учеба, для меня началась новая удаленка. Дело в том, что я был большим другом Олега Попова, работал с ним много лет за границей… И тут приближалось его 90-летие. Мне захотелось отметить эту дату по-особому. Придумал потрясающее шоу, но опять же коронавирус вмешался. И тогда я решил сделать с помощью все того же Zooma всемирную конференцию клоунов.
В этой уникальной конференции приняли участие 90 русских и 45 зарубежных клоунов. Шла она три с половиной часа. Это была первая в истории всемирная встреча клоунов.
Канада, Испания, Чили, Латинская Америка, Австралия… Представляете, кто-то говорит на португальском, кто-то на японском, китайском, английском, немецком… Я не люблю на ТВ «говорящие головы», но здесь всем было интересно, потому что клоуны в жизни редко встречаются с коллегами. Все они сидели у камеры и с разных континентов смотрели друг на друга. Получилось завораживающее зрелище.
А еще я к 90-летию Олега Попова написал книгу, которая выйдет в серии «Жизнь замечательных людей». Опять же из-за коронавируса выпустить к юбилею ее не удалось, но вот-вот книгу начнут печатать. Так что, как видите, и во время самоизоляции я без дела не сидел.
хороший столичный город
- Теперь хотелось бы вспомнить ваши постановки на сцене хабаровской драмы, которые стали, по сути, визитной карточкой театра и очень полюбились зрителям. Как вам работалось у нас?
- Хабаровский театр драмы оставил у меня очень теплые воспоминания. Прежде всего, здесь хорошая труппа. Мне очень нравились актеры и среднего и старшего возрастов (особенно хочу выделить Виктора Асецкого и Дмитрия Кишко). А какая в театре прекрасная молодежь! Словом, это крепкий театр, в котором можно ставить все что угодно.
Также мне понравились службы театра: костюмеры, осветители, потрясающий профессионал - зав. постановочной частью, художник по свету… Особенно хочу выделить звукорежиссера Любовь Кулакову, с которой нам приходилось редактировать даже Рахманинова.
Да и сам Хабаровск оставил благоприятное впечатление. Это хороший столичный город. Конечно, когда я был маленьким, то запомнил только главную улицу, на которой мы жили. Кстати, спустя годы разыскал и наш дом, и квартиру. Так вот, проходя уже в зрелом возрасте по Муравьева-Амурского, я подумал: боже мой, какая здесь сохранилась архитектура, редкие дома стиля «арт нуво», настоящие маленькие шедевры, которым более ста лет. И все они остались практически не тронутыми до наших дней.
отказалась от икры
- Александр Дмитриевич, а как ваша семья в далекие 1950-е годы оказалась в Хабаровске?
- Мой отец Дмитрий Иосифович был приглашен в Хабаровск на работу. Вначале он возглавлял ТЮЗ, а потом стал директором филармонии. Кстати, папа учился вместе с впоследствии знаменитым актером Михаилом Ульяновым в Щукинском училище, которое во время войны базировалось в Омске.
Когда наша семья переехала на берега Амура, сюда стал, наконец, летать самолет Ту-104. Помню, город посетила тогдашний министр культуры РСФСР Татьяна Зуева. Это был один из первых визитов столичных чиновников сюда - на поездах ведь особо не наездишься. Так вот, Татьяна Михайловна побывала тогда во многих уголках Хабаровского края. Кроме всего прочего, министру понравился театр юного зрителя. Зуева отметила работу отца, и его тут же повысили до директора филармонии.
Папа, используя опять же самолет, стал приглашать в Хабаровск знаменитых актеров, певцов, музыкантов. Здесь побывали Эдди Рознер, Кирилл Кондрашин, Лев Миров и Марк Новицкий, Мария Миронова и Александр Менакер… Это были события для города.
А что уж говорить о приезде легендарной певицы Лидии Руслановой, которая незадолго до этого освободилась из мест лишения свободы? Для нее это были, по сути, первые гастроли. Отец встретил ее очень тепло, сопровождал всюду. «Лидия Андреевна, - сказал как-то он, - у нас тут столько деликатесов: красная и черная икра, рыба. Скажите, чем вас угостить?». «Сынок, - ответила гениальная певица, - я хочу печёной картошки». И они разожгли костер прямо во дворе филармонии и там пекли картошку.
Между прочим, и мой дед знал Хабаровский край не понаслышке. Герой Гражданской войны, по профессии печник, он хорошо пел, и его регулярно приглашали блеснуть талантом на сцене музыкального театра и в церкви. А еще дедушка был среди первопроходцев, которые на теплоходе «Христофор Колумб» высадились в 1932 году в Комсомольске-на-Амуре и принимали активное участие в строительстве города Юности.
Так что мне, видимо, на роду было написано ставить спектакли на дальневосточной земле. Кстати, пользуясь случаем, передаю привет коллективу театра драмы и всем жителя Хабаровска. Надеюсь, мы еще встретимся.
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Кстати
75-й сезон Хабаровский краевой театр драмы начнет 26 сентября как раз спектаклем «Муравьёв. Граф Амурский». В главной роли предстанет новый актер театра Борис Любимов.
Корреспондент «Тихоокеанской звезды» был свидетелем того, с каким интересом Александр Дмитриевич (к слову, историк по первому образованию) взялся за этот материал и буквально заразил идеей актеров.
- Александр Калмыков буквально озарил нас своим присутствием, - вспоминал позже актер театра Сергей Юрков. - Как все творцы, он, конечно, требовательный, иногда жесткий. Но Александр Дмитриевич - человек дела и всегда знает, чего хочет. С ним можно спорить до хрипоты, но все кончается тем, что, когда ты остынешь, мы приходим к общему знаменателю.
Коронавирус и… Олег Попов
… Наша новая встреча с Александром Калмыковым состоялась в Москве. Несмотря на занятость, режиссер нашел время для общения с вашим корреспондентом. Разговор мы, как водится, начали… с коронавируса.
- Как вам жилось на самоизоляции, Александр Дмитриевич?
- В последние годы я сконцентрировался на преподавательской деятельности. Являюсь профессором Московского государственного института культуры, кафедры режиссуры театрализованных представлений. Надо сказать, ребята у меня талантливые. И вот наступил коронавирус. А студентов у меня 30 человек и нам как-то надо вместе работать. Что ж, пришлось осваивать преподавание на удаленке.
Стали общаться через программу Zoom, там проложили свой собственный сайт. Взяли пьесу «Гамлет». Разделили на 25 глав, хватило практически на всех. И каждый должен был предложить свое интересное режиссерское решение, в результате получились 30 разных «Гамлетов». А потом ребята стали придумывать и прорисовывать виртуальные декорации, костюмы, подбирать музыку…
Оставалось только перейти на сцену и начинать репетировать. Но карантин не позволил нам репетировать. Затем мы взяли «Ромео и Джульетту» и так же разбиваем эту пьесу на главы. И каждый приносит свое собственное, не похожее ни на кого, решение. Оказалось ужасно интересно! Только репетировать, то есть собраться всей группой, было невозможно. Так незаметно наступил июнь - пора экзаменов.
Выяснилось, что и на удаленке можно провести экзамен по режиссуре, организовав все в лучшем виде. Хотя, признаюсь, лично мне было нелегко. Одно дело - лекция или репетиция в аудитории… А здесь с каждым необходимо было общаться индивидуально минут по 40, не меньше. В результате с повторами и ответами на письма получалось по 8-9 часов каждый день. И днем и ночью. Звонили, писали…
А как только закончилась учеба, для меня началась новая удаленка. Дело в том, что я был большим другом Олега Попова, работал с ним много лет за границей… И тут приближалось его 90-летие. Мне захотелось отметить эту дату по-особому. Придумал потрясающее шоу, но опять же коронавирус вмешался. И тогда я решил сделать с помощью все того же Zooma всемирную конференцию клоунов.
В этой уникальной конференции приняли участие 90 русских и 45 зарубежных клоунов. Шла она три с половиной часа. Это была первая в истории всемирная встреча клоунов.
Канада, Испания, Чили, Латинская Америка, Австралия… Представляете, кто-то говорит на португальском, кто-то на японском, китайском, английском, немецком… Я не люблю на ТВ «говорящие головы», но здесь всем было интересно, потому что клоуны в жизни редко встречаются с коллегами. Все они сидели у камеры и с разных континентов смотрели друг на друга. Получилось завораживающее зрелище.
А еще я к 90-летию Олега Попова написал книгу, которая выйдет в серии «Жизнь замечательных людей». Опять же из-за коронавируса выпустить к юбилею ее не удалось, но вот-вот книгу начнут печатать. Так что, как видите, и во время самоизоляции я без дела не сидел.
хороший столичный город
- Теперь хотелось бы вспомнить ваши постановки на сцене хабаровской драмы, которые стали, по сути, визитной карточкой театра и очень полюбились зрителям. Как вам работалось у нас?
- Хабаровский театр драмы оставил у меня очень теплые воспоминания. Прежде всего, здесь хорошая труппа. Мне очень нравились актеры и среднего и старшего возрастов (особенно хочу выделить Виктора Асецкого и Дмитрия Кишко). А какая в театре прекрасная молодежь! Словом, это крепкий театр, в котором можно ставить все что угодно.
Также мне понравились службы театра: костюмеры, осветители, потрясающий профессионал - зав. постановочной частью, художник по свету… Особенно хочу выделить звукорежиссера Любовь Кулакову, с которой нам приходилось редактировать даже Рахманинова.
Да и сам Хабаровск оставил благоприятное впечатление. Это хороший столичный город. Конечно, когда я был маленьким, то запомнил только главную улицу, на которой мы жили. Кстати, спустя годы разыскал и наш дом, и квартиру. Так вот, проходя уже в зрелом возрасте по Муравьева-Амурского, я подумал: боже мой, какая здесь сохранилась архитектура, редкие дома стиля «арт нуво», настоящие маленькие шедевры, которым более ста лет. И все они остались практически не тронутыми до наших дней.
отказалась от икры
- Александр Дмитриевич, а как ваша семья в далекие 1950-е годы оказалась в Хабаровске?
- Мой отец Дмитрий Иосифович был приглашен в Хабаровск на работу. Вначале он возглавлял ТЮЗ, а потом стал директором филармонии. Кстати, папа учился вместе с впоследствии знаменитым актером Михаилом Ульяновым в Щукинском училище, которое во время войны базировалось в Омске.
Когда наша семья переехала на берега Амура, сюда стал, наконец, летать самолет Ту-104. Помню, город посетила тогдашний министр культуры РСФСР Татьяна Зуева. Это был один из первых визитов столичных чиновников сюда - на поездах ведь особо не наездишься. Так вот, Татьяна Михайловна побывала тогда во многих уголках Хабаровского края. Кроме всего прочего, министру понравился театр юного зрителя. Зуева отметила работу отца, и его тут же повысили до директора филармонии.
Папа, используя опять же самолет, стал приглашать в Хабаровск знаменитых актеров, певцов, музыкантов. Здесь побывали Эдди Рознер, Кирилл Кондрашин, Лев Миров и Марк Новицкий, Мария Миронова и Александр Менакер… Это были события для города.
А что уж говорить о приезде легендарной певицы Лидии Руслановой, которая незадолго до этого освободилась из мест лишения свободы? Для нее это были, по сути, первые гастроли. Отец встретил ее очень тепло, сопровождал всюду. «Лидия Андреевна, - сказал как-то он, - у нас тут столько деликатесов: красная и черная икра, рыба. Скажите, чем вас угостить?». «Сынок, - ответила гениальная певица, - я хочу печёной картошки». И они разожгли костер прямо во дворе филармонии и там пекли картошку.
Между прочим, и мой дед знал Хабаровский край не понаслышке. Герой Гражданской войны, по профессии печник, он хорошо пел, и его регулярно приглашали блеснуть талантом на сцене музыкального театра и в церкви. А еще дедушка был среди первопроходцев, которые на теплоходе «Христофор Колумб» высадились в 1932 году в Комсомольске-на-Амуре и принимали активное участие в строительстве города Юности.
Так что мне, видимо, на роду было написано ставить спектакли на дальневосточной земле. Кстати, пользуясь случаем, передаю привет коллективу театра драмы и всем жителя Хабаровска. Надеюсь, мы еще встретимся.
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Кстати
75-й сезон Хабаровский краевой театр драмы начнет 26 сентября как раз спектаклем «Муравьёв. Граф Амурский». В главной роли предстанет новый актер театра Борис Любимов.