Самолёты на Умальту
поиск
27 марта 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Самолёты на Умальту

16.02.2012
Просмотры
522
Самолёты на Умальту
ПО-2 мог взять только 250 килограммов груза
Недавно в редакции «Тихоокеанской звезды» побывал наш старый автор Петр Егорович Егоров. Он выполнял необычную миссию - развозил «по объектам» (так он выразился) свою небольшую книгу, в свет она вышла в этом году.

На его маршруте мы оказались первыми. Егоров появился ровно в десять утра - как и обещал накануне - в сопровождении молодой женщины, сотрудницы малого аэропорта, который выделил бывшему коллеге автомобиль и сопровождающую. Дело в том, что Петру Егоровичу нынешним летом стукнет 99 лет.

Без очков он оставил мне автограф на своей очередной книге под названием «Умальта». Со зрением у него просто хорошо, а вот слух подвел. Уходя в коридоре бросил знакомую мне любимую фразу: жизнь - в движении, и вприпрыжку направился к выходу. Такой вот дедушка.

Книги у Егорова уже четыре, собирает материал для пятой. Все они о дальневосточной авиации, о летчиках, о небе. «Умальта» также об этом - в годы войны отсюда отправляли в Архару самолетами молибден. Этот редкий металл остро нужен был оборонной промышленности. Егоров долго собирал материалы для исторического очерка, со многими летчиками-перевозчиками он был лично знаком.

Выпускник одной из авиационных школ под Саратовом, Егоров появился на Дальнем Востоке в 1937 году, вскоре оказался в 12-м транспортом авиаотряде. Во время войны ему предложили должность начальника штаба отряда. Самолеты выполняли различные задания: патрулирование лесных массивов, зондирование атмосферы, санитарные полеты, перевозили также грузы, почту, пассажиров. Начинал он в аэропорту Свободного, потом был Хабаровск, штабная работа в разных авиаотрядах, в аппарате Дальневосточного управления гражданской авиации. И, конечно, полеты.

- Из 12 транспортного отряда были выделены два самолета ПС-40 для перевозки молибдена из Умальты в Архару, - вспоминает Егоров. - В экипаже было два человека, ПС-40 мог взять на борт несколько тонн груза. А вот с ПО-2 было сложнее - самая трудная работа для пилота начиналась зимой. Пилотские кабины были полностью открытыми, хотя ребята летали в меховом обмундировании, все же изрядно мерзли. Да и груза ПО-2 мог везти максимально 250 кг. Умальта! Напряженная работа шла и на земле, и в небе. Добытая руда поступала на обогатительную фабрику, где обработанный концентрат комплектовался для отправки в Архару. Умальта была тогда горячей точкой не только для Хабаровского края, но и для всей страны. Десятки самолетов зимой и летом штурмовали дальневосточное небо. Для этой цели в Архаре был создан авиаотряд под номером 245.

Петр Егорович хорошо помнит его руководителей, его пилотов. Теперь уже трудно разыскать тех, кто добывал руду, кто возил ее самолетами, но многие из них остались в памяти ветерана-авиатора.

А. ГРИГОРЬЕВ.
Фото с сайта avion.ru