поиск
3 декабря 2024, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Съесть колбасу, не отходя от кассы

13.10.2011
Просмотры
646
Съесть колбасу, не отходя от кассы
Колбаса как тест на порядочность кассиров
Новый вид обмана покупателей изобрели в некоторых хабаровских супермаркетах. В эти магазины покупатели ходят обычно, что называется, затариться по полной программе на всю неделю.

Получив чек с десятью, а то и двадцатью наименованиями, редко кто станет дотошно вникать в его содержание. Этим и пользуются торговцы, прибавляя к общей покупке пару предметов, которые человек не брал и брать не собирался.

Хабаровчанин Валерий Н. - человек дотошный. Прежде чем шагнуть за пределы кассы, всегда внимательно изучает чек. Так однажды он обнаружил колбасу  стоимостью 300 рублей, которой в его корзину и в помине не было. Парень подумал, что это ошибка, обратился к кассиру. Но, вы удивитесь, демонстрация содержимого пакетов и карманов не произвела никакого впечатления даже на администратора зала.

- Ну не съел же я ее возле кассы, - возмущался Валерий. Но служащие магазина лишь пожимали плечами: мол, кто его знает, может и съел, пока кассир была занята счетом сдачи.

Хит нарушений

В отдел по защите прав потребителей администрации Хабаровска Валерий отправился прямо из магазина.
- Такие жалобы у нас уже были, - рассказывает заместитель начальника отдела Алексей Кондратьев, - но все их удавалось разрешить мирным путем. Как только руководство магазина узнает, что человек обратился к нам, тут же возвращает деньги. Но дело в том, что далеко не каждый пойдет жаловаться, и практически каждый первый покупатель не вникает в содержание чека. Поэтому не исключено, что подобных случаев гораздо больше, чем нам известно. Можно себе представить, какую прибыть приносит торговцам такая наша невнимательность.

До недавнего времени «хитом» нарушений была разница между ценой, указанной на ценнике, и той, что проходит по кассе. Человек думает, что покупает товар за одни деньги, на самом деле платит совсем другую сумму. Как правило, разница в цене не столь уж велика, поэтому многие на это просто не обращают внимание. Другие просто не желают скандалить. Но если кто и возмутится, то продавцы поясняют, что просто не успели переписать ценники. Впрочем, как показывает практика, если покупатель будет стоять на своем, да еще и потребует «жалобную книгу», то разницу в цене ему возвращают. Жать только, что далеко не все проявляют такую настойчивость, тем самым играя на стороне непорядочных продавцов.

А вот на качество продуктов жалоб практически не стало. Если и попадается просрочка, то опять же в супермаркетах. Продуктовые точки рангом пониже, по словам Кондратьева, давно уже поняли, что ссориться с покупателем из-за несвежего творога или молока, что называется, себе дороже, потому что, если человек пойдет в суд,  «огрех» может потянуть на кругленькую сумму. По словам Алексея Юрьевича, практически все судебные дела, связанные с нарушением закона «О защите прав потребителей», заканчиваются в пользу потребителей. Но, помимо этого, суд всегда назначает ответчику штраф в размере половины той суммы, которую он должен выплатить истцу. Эти деньги идут в доход городского бюджета.

Разительные перемены, касающиеся качества товара и отношения к покупателям, правозащитники отмечают и в промтоварных магазинах. Во многих торговых точках даже появилась такая хорошая практика: если покупатель пришел с претензией, прежде чем принять какое-то решение, администрация магазина обращается за консультацией в городской отдел по защите прав потребителей.

Кто теперь «качает права»

Общую картину портят всего несколько предприятий, которые предпочитают торговать, как в разгар 90-х, без всякой оглядки на законы и надзирающие органы.

- Например, есть жалобы потребителей на магазины торговой сети «Связной», - говорит Кондратьев. - Люди говорят: вернуть неисправный телефон или добиться его ремонта здесь практически не реально. Покупателя мытарят до тех пор, пока у него не опустятся руки или пока человек не обратится в суд. Наш отдел завален жалобами на эту фирму. Такая же позиция, судя по всему,  у компаний ООО «Модена» и ООО «Ломбард «Золотые купола». Последняя фирма занимается тем, что принимает в ломбард сотовые телефоны, а потом, если хозяева их не выкупают, выставляют их на продажу. При этом, как утверждают некоторые покупатели, часто «трубки» бывают с поломками...

Вот из-за подобных нарушителей число исковых заявлений, которые в отделе помогают составлять горожанам, растет. В этом году судебных дел было уже более 200. Общая сумма штрафа, выплаченная горе-предпринимателями в городской бюджет, составила почти 3,5 миллиона рублей.

Всего в год в отдел поступает чуть более 10 тысяч жалоб. Еще несколько лет назад их было в два, а то и в три раза больше.

Председатель общества защиты прав потребителей Хабаровска Владимир Денисенко считает это следствием правовой образованности потребителей. Согласно проведенному Союзом потребителей России опросу, многие россияне сегодня предпочитают не писать жалобы, а изучать закон. Причем расхожее мнение о том, что «качают права» в основном пенсионеры, потому что им делать нечего, здесь не срабатывает. Правозащитники отмечают, что разговаривать с продавцами и служащими фирм услуг на языке закона сегодня предпочитает в основном молодежь.

А свадьба только пела

В отличие от торговли, где более-менее все приходит в норму, сфера услуг, к сожалению, по-прежнему вызывает массу нареканий. В основном это строительные фирмы и компании, занимающиеся изготовлением мебели. И те и другие затягивают сроки исполнения заказа, некоторые и вовсе, взяв полную предоплату, объявляют себя банкротами.

- Причина таких ситуаций стара, и, честно говоря, говорить об этом уже надоело, - говорит Кондратьев. - Граждане не читают договоры. А порой и вовсе связываются с фирмой, вычитав ее объявление в газете, не удосужившись даже узнать, есть ли у нее офис и куда, в случае чего, нести претензию.

Появились новые жалобы, связанные с фирмами, которые организуют праздничные мероприятия или свадьбы. Например, недавно молодожены пожаловались на то, что оплаченное ими торжество оказалось совсем не таким, как им обещали. На поверку оказалось, что договор, который они заключили с фирмой, называется «Услуги свадьбы» и не содержит никаких подробностей о том, что они из себя представляют.

Еще один из новых видов обмана клиентов граничит уже с уголовной статьей - мошенничество.

Не спадает поток жалоб на товары и услуги, заказанные по Интернету. Человек отсылает деньги, а потом выясняется, что банковский счет принадлежит частному лицу, которое не имеет к фирме никакого отношения. По той же схеме работают аферисты, рекламирующие медицинские препараты или таблетки по радио. Кстати, наша газета недавно писала об одном таком случае, когда за чудо-очки люди перечислили в Москву почти 200 тысяч рублей, получив взамен неизвестного происхождения прибор, от которого больному стало еще хуже. На днях они отнесли заявление в УВД края, там его приняли, обещали разобраться. А через пару дней им позвонили по домашнему телефону. Мужчина представился сотрудником правоохранительных органов Москвы и настоятельно потребовал назвать банковские реквизиты, куда можно было бы вернуть деньги. При этом, как сообщил нам герой материала, тон говорившего был настолько «любезен», что у него возникло желание вообще сменить номер домашнего телефона...