поиск
12 октября 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Шантары - русский проект

05.08.2016
Просмотры
202
Неудача с первым десантом на территорию национального парка «Шантарские острова» удручала: стена густого тумана, в которую уперся вертолет, так и стояла перед глазами. В голову лезли надоедливые мысли о не очень взвешенном выборе времени поездки: холоднющее Шантарское море с всё ещё купающимися в его волнах льдинами идеально подходит для образования практически ежедневных и густо-сметанных туманов, продолжающихся почти весь июль.
А наш вылет был назначен еще с первых дней оттепели. Может, несколько самонадеянно… Хотя, буквально на днях, ледовая обстановка в Шантарском море была чуть ли не десятибалльная (сплошное ледовое поле), и туман при этом неизбежен. Однако неукротимая тяга к практической работе на территории национального парка поборола здравый смысл в пользу родного русского «авось»! Реальность поставила всё на свои места: страсть страстью, а природа знает лучше…
Словом, предпринятая попытка оказаться в первый день июля на о. Большой Шантар всех научила главному - осмотрительности, ибо национальный парк, образованный Постановлением Правительства России 30 декабря 2013 года, раскинулся на островах сурового Охотского моря, и это необходимо постоянно учитывать, начиная с неудачного июльского дня 2015 года!
Метеообстановка в этих местах меняется стремительно, и буквально с пятого июля вероятность успешного пролета постоянно увеличивалась. Это и подтвердила наша «десантная практика». По крайней мере, для нашей первой оставшейся тройки сотрудников ФГБУ «Заповедное Приамурье» пятое июля обернулось стопроцентным успехом: в середине дня они уже выгружали из вертолета МИ-8 всё, что необходимо для оборудования первого временного палаточного лагеря, или, как принято в заповедно-охранной терминологии, кордона на самом большом острове национального парка «Шантарские острова» из четырнадцати входящих в его состав, который так и называется Большой Шантар.
Топонимическая история архипелага противоречива: то утверждается, что «шантар» - это «остров» на языке охотских аборигенов, то признается, что происхождение названия пока не разгадано, так что по большому счету Шантарские острова - Terra incognito.
Создание национального парка позволяет уже на законодательном уровне планомерно, шаг за шагом, вписать Шантарский архипелаг в общероссийскую структуру национальных парков со всеми обнадеживающими последствиями: масштабными научными исследованиями, обоснованными и увлекательными туристическими маршрутами - при сохранении заповедных зон, посещаемых только сотрудниками национального парка, в существующем на сегодняшний день виде.
Вся работа в этом направлении, конечно же, ещё впереди, но четкое представление о том, что конкретно необходимо знать, и планы отдельных целевых мероприятий рождаются сегодня. Прежде всего это решение транспортно-логистических проблем: на чем, откуда, когда - эти вопросы настолько просты, что об их сложности догадываются далеко не все, кто хотел бы побывать на этих поистине загадочных островах.
Безусловно, очень короткое островное лето с его сюрпризами и капризами ставит вполне четкую задачу: использовать каждый погожий (т. е. без большого ветра и тумана) день на все сто для решения задач национального парка, которые сводятся к трем-четырем заповедным ипостасям: охранять от вероломного вторжения; показать законопослушным туристам и посетителям сказочно-колдовские причуды и красоты островов; создать научно-экспедиционным группам и отдельным специалистам приемлемые условия для изучения и исследования островного биоразнообразия в полную силу.
И, пожалуй, самое ответственное, но увлекательно-творческое - найти такие фотосюжетные композиции и пейзажи, которые можно смело использовать в самой широкой издательско-полиграфической работе, а это и красочные календари, плакаты, альбомы, и многое другое, что может способствовать решению задач, возложенных на «Заповедное Приамурье» в части управления территорией национального парка «Шантарские острова».
На первый взгляд все это ясно и понятно: планируй и выполняй, но за этим-то как раз и стоят те неумолимые природно-климатические препятствия, сопряженные с постоянной заботой: «Где деньги, Зин?» - на устойчивую логистику, на сооружение заповедной инфраструктуры, которую хотелось бы иметь современной и технически обеспеченной по меркам XXI века. Вопросы есть и их много, но мы на то и призваны, чтобы их решать! Так что сами себе командуем: - Вперед! Жизнь прекрасна и удивительна! Несмотря на, увы, неизбежные в нашей жизни шероховатости всевозможного характера - бездушность, необязательность, да и, наконец, обыкновенная пресловутая пыль! Вот и нас подвигло к эссеистике вроде бы всем и каждому известное обстоятельство - дорога.
Дело в том, что ради экономии средств полеты на о. Большой Шантар выполняются из п. Бриакан (район им. П. Осипенко), куда из Хабаровска и обратно заказчики вертолета как правило прибывают на рейсовом автобусе маршрута Хабаровск-Комсомольск-пос.им.П.Осипенко.
Путь этот нелегок и недешев. И если между Хабаровском и Комсомольском лежит асфальт (без учета послепаводковых размывов), то Комсомольск-Березовый-Бриакан - грунтовка. Её набирается примерно на 5-6 часов туда и столько же обратно. И не дай всем бог двигаться при сухости и солнечности - задохнетесь. Мелкодисперсная пыль постепенно заполняет салон автобуса, и через час-другой дышать становится весьма затруднительно, хотя и работает кое-какая система кондиционирования, все окна и форточки вроде бы на плотном запоре, даже шторы на окнах задернуты, но… Пыль! Час-два перетерпеть можно, уткнувшись в платок, рукав, плечо соседки, но дольше - казнь! Физиология начинает возмущаться: в горле першит, одолевают чихание и кашель. Поездка мало-помалу превращается в изощренную пытку при подавленном молчании-согласии пассажиров - что поделаешь? Жизнь в России, мол, испокон веку определяли дураки и дороги. А ведь везут и детей, вплоть до грудничков…
Слов нет, Россия - страна-исполин, раскинувшаяся на просторах сомнительного климатического комфорта, но это наша Родина, и мы её любим и почитаем - другого и быть не может. Однако любовь - понятие слишком объемное, включающее в себя даже отношение транспортной компании к своим пассажирам.
А люби она их или хотя бы уважай в нашем случае, ничего не стоило бы взять за правило при выезде на особо пыльные и ухабистые участки водителю обращаться к пассажирам со стандартными словами извинения, пояснив, что компания неукоснительно выполняет все свои налоговые обязательства и вместе со своими пассажирами недоумевает, отчего из года в год дорожное полотно практически не улучшается, если не наоборот…
Что компания подумала-подумала, да и закупила чуть ли не в убыток себе респираторы-лепестки, совершенно не пропускающие пыль в ваши легкие. Возьмите их, пожалуйста, и наденьте, как показано на конверте… И фантазиям на тему пыли несть числа, но они, увы, дыхание пассажирам не облегчают. Эх, дороги! Пыль да туман… - это все нам понятно, и привычно, и напевно!.. Мы - из глубинки! Из вековой!
Но вот крик прогресса XXI века - дорожно-автобусный телевизор, или монитор, короче (любимое современное слово) экран. Благо! И время коротается. Но взгляните, что там показывается, поется, играется?.. Имеющий уши - заткни их, имеющий глаза - закрой их. Мы взрослые-превзрослые человеки, деды и прадеды, пожившие и повидавшие разнотравье и разностранье, краснели и бледнели, избегая встретиться взглядом с кем-нибудь из молодых пассажиров. Вроде это наша вина, что с экрана звучит полная непотребщина и кадры закулисные, никому из руководителей компании и в голову не приходит озаботиться: а что там показывают нашим пассажирам за долгие часы движения из пункта «А» в пункт «Б»?..
Может, проснется ваша совесть, господа, и вы не пожалеете каких-то денег, чтобы специалисты-краеведы и культурологи снабдили ваши экраны той информацией, которая настолько тронет душу пассажиров, что они и про пыль забудут, и про ухабы, а захотят ехать ещё и ещё…
Такая вот вышла незадачливая десантная вылазка, а сколько всего задела… Давайте-ка за дело!
А теперь несколько слов о самом важном.
Будучи в Бриакане в ожидании вертолета, не удержались от поездки в районный центр - п. им. П. Осипенко, чтобы побывать в местном музее. И не раскаиваемся: среди экспонатов есть на что посмотреть, чем заинтересоваться. А что касается милой дамы-музейщицы, то впечатление классического вдохновения своей работой, своим делом пронзает моментально. Стиль отношения к селу, его истории - фанатичный и зажигающий настолько, что хотелось слушать и слушать.
Однако, время, надежда, вертолёт.. Одно её утверждение хотелось бы не только поддержать, но и призвать: не надо перемасливать и перегибать ни в чем, а в названиях - тем более. Подумайте: ну куда же годится, когда район носит имя Полины Осипенко, летчицы-героини, совершившей более полувека назад вынужденную посадку в местных таежных дебрях, и сам районный центр тоже называется село им. П. Осипенко.
При всем уважении к славному прошлому и героическому подвигу достойной женщины, называть так и район, и село - явный плеоназм, т. е. перебор, излишество. Вот и сокрушается патриотка-музейщица: давно предлагает пересмотреть это коллизию и назвать район Кербинским (прежнее и историческое его имя), а село - или оставить, или назвать «Осипенковское», «Полина», «Осипенкино». Зачем вызывать недоумение потомков. И правда, зачем?
Александр ИСТИГЕЧЕВ.
Хабаровск-Бриакан-Хабаровск