поиск
9 сентября 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Сказать спасибо бамовцам, не отмеченным наградами

02.07.2014
Просмотры
316
Байкало-Амурская магистраль по своей грандиозности в народно-хозяйственном освоении и развитии азиатских российских территорий равнозначна великой Транссибирской магистрали.
Ещё школьником, в тридцатые годы прошлого века, в разговорах односельчан Иркутской области я не раз слышал слово «бамовец». Произносилось оно в негативном смысле, так как относилось к беглецам из мест заключения, принимавшим участие в строительстве этой дороги. А много позднее мне довелось более подробно ознакомиться с эпопеей стройки.
По окончании Великой Отечественной войны, в которой я участвовал как командир минометного взвода, в январе 1947 года был направлен на службу в НКВД, где получил назначение инспектором Нижне-Амурского лагеря ГУЛЖДС, строившего дорогу. В то время велось благоустройство уже сданной в эксплуатацию её части между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью и была развёрнута стройка другой - Известковая - Ургал - Комсомольск-на-Амуре.
Строительство велось по утвержденному правительством Союза ССР проекту, составленному Ленинградской экспедицией Желдорпроекта НКВД, и к концу сороковых годов было открыто рабочее движение поездов от Известковой до Ургала и от Комсомольска-на-Амуре до поселка Дуки. Трасса от Ургала до Дуки примерно на расстоянии двухсот километров была изыскана, во многих местах сооружены насыпи и выемки, проложен большой тоннель под хребтом Дусе-Алинь и построен один из капитальных мостов через реку Амгунь.
Магистраль пролегала по Сибири и Дальнему Востоку между Тайшетом и Советской Гаванью на расстоянии 4300 километров. Большую популярность стройка получила в 1974 году в связи с провозглашением её ударной комсомольской. Велась она действительно энергично, и в 1984 году на ней было открыто сквозное движение поездов, а в 1989 году принято в постоянную эксплуатацию. Причем два участка магистрали были построены ещё в конце сороковых-начале пятидесятых годов: Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Параллельно с нею имелась проложенная в 1891-1916 годах её предшественница - великая Транссибирская магистраль, связывающая Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток, протяженностью около семи тысяч километров. Эти две железные дороги соединены между собой линиями: Бамовская - Тында; Известковая и Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре.
По решению руководства страны в это время стройка была приостановлена и законсервирована. По заданию начальства мне довелось выезжать на трассу от Ургала в сторону Комсомольска-на-Амуре примерно на сто километров, где заканчивала работу изыскательская партия, проектировавшая водоснабжение будущих станций и поселков. Партия размещалась во временном бараке среди тайги, рабочими, примерно тридцать человек, были немцы, высланные во время Отечественной войны из Саратовской области. Запомнилось посещение проектировщиков группой аборигенов - эвенков с оленями, стоявшими у барака. Они вели переговоры с начальником партии по выяснению складывавшихся отношений с партией. В одном из углов барака было помещение, отгороженное от общежития занавеской для семьи, в которой женою немца была эвенкийка.
После консервации стройки железная дорога передавалась во временное пользование лесозаготовителям. Начальник Комсомольского лесозаготовительного треста Селюга и председатель Комсомольского райисполкома Никифоров осенью выезжали в Дуки для знакомства с дорогой и условиями лесозаготовок, посетили мост через Амгунь.
Большой популярностью и уважением строителей, местного руководства пользовались бывшие начальники стройки Френкель, Гвоздевский и Петренко. Помнится начальник строительного отделения Кричевский. К изысканию трассы БАМа в районе Известковая - Ургал причастен известный писатель и краевед В.П. Сысоев. Интересен фрагмент из его биографии. По окончании Московского института он, как начальник изыскательской партии, участвовал в проектировании станций и жилых поселков по трассе; отзывался об очень живописных пейзажах будущих станций Тырма и Аланап. А дочери Ольге говорил, что она «бамовская», так как родилась в декабре 1938 года в г. Свободном, являвшемся в то время столицей строительства БАМа. На строительстве трудились железнодорожные войска, репатриированные из немецкого плена советские военнослужащие, пленные японцы, значительную часть составляли заключенные.
Воздавая должное молодым строителям-комсомольцам, возобновившим строительство БАМа в 1974 году, в частности по изысканной и в значительной степени освоенной трассе Комсомольск-на-Амуре - Известковая, хочется хотя бы несколькими словами отметить неведомых, не отмеченных правительственными наградами тружеников, которые на протяжении десятилетий покоряли таежные дебри, утверждая владения России на необозримых просторах Сибири и Дальнего Востока. Особенно это необходимо потому, что они ещё живы и знают цену своему труду. Да, то были заключенные, да, в значительной степени работали по принуждению тогдашнего государства, но это были граждане России, их труд был не только подневольным.
Абсолютное большинство узников трудились не только за досрочное освобождение, но и осознавая необходимость БАМа для страны, для укрепления её могущества. Они заслуживают благодарности нынешнего и грядущего поколений. И в первую очередь осужденные за так называемые контрреволюционные преступления (их было до 25 процентов от всех заключенных), которые сменившимся руководством страны реабилитированы.
Для осужденных за общеуголовные преступления, присущие всем режимам прошлого и настоящего, БАМ был доброй школой: приучал к преодолению трудностей, способствовал исправлению, приобщал к полезному труду, являлся примером для многих осужденных, находящихся сейчас в местах исполнения наказаний. Стыдливое замалчивание труда инженерно-технического, административно-педагогического и режимного персонала несправедливо и неразумно, так как он необходим государству, благороден по своей сущности, заслуживает почета и похвалы.
Константин Распутин.
От редакции: Дорогие читатели! Приглашаем всех, кто был причастен к великой стройке, принять участие в написании коллективной летописи о БАМе, чтобы история магистрали стала ближе и понятнее молодому поколению дальневосточников.
Ждем ваши воспоминания и фотографии по почтовому адресу: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 31, «Тихоокеанская звезда» - с пометкой «БАМ», электронная почта: reader@toz.khv.ru