Сказать спасибо бамовцам, не отмеченным наградами

02.07.2014 | О разном | 2м. 9 c. | 25

Байкало-Амурская магистраль по своей грандиозности в народно-хозяйственном освоении и развитии азиатских российских территорий равнозначна великой Транссибирской магистрали.
Ещё школьником, в тридцатые годы прошлого века, в разговорах односельчан Иркутской области я не раз слышал слово «бамовец». Произносилось оно в негативном смысле, так как относилось к беглецам из мест заключения, принимавшим участие в строительстве этой дороги. А много позднее мне довелось более подробно ознакомиться с эпопеей стройки.
По окончании Великой Отечественной войны, в которой я участвовал как командир минометного взвода, в январе 1947 года был направлен на службу в НКВД, где получил назначение инспектором Нижне-Амурского лагеря ГУЛЖДС, строившего дорогу. В то время велось благоустройство уже сданной в эксплуатацию её части между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью и была развёрнута стройка другой - Известковая - Ургал - Комсомольск-на-Амуре.
Строительство велось по утвержденному правительством Союза ССР проекту, составленному Ленинградской экспедицией Желдорпроекта НКВД, и к концу сороковых годов было открыто рабочее движение поездов от Известковой до Ургала и от Комсомольска-на-Амуре до поселка Дуки. Трасса от Ургала до Дуки примерно на расстоянии двухсот километров была изыскана, во многих местах сооружены насыпи и выемки, проложен большой тоннель под хребтом Дусе-Алинь и построен один из капитальных мостов через реку Амгунь.
Магистраль пролегала по Сибири и Дальнему Востоку между Тайшетом и Советской Гаванью на расстоянии 4300 километров. Большую популярность стройка получила в 1974 году в связи с провозглашением её ударной комсомольской. Велась она действительно энергично, и в 1984 году на ней было открыто сквозное движение поездов, а в 1989 году принято в постоянную эксплуатацию. Причем два участка магистрали были построены ещё в конце сороковых-начале пятидесятых годов: Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Параллельно с нею имелась проложенная в 1891-1916 годах её предшественница - великая Транссибирская магистраль, связывающая Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток, протяженностью около семи тысяч километров. Эти две железные дороги соединены между собой линиями: Бамовская - Тында; Известковая и Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре.
По решению руководства страны в это время стройка была приостановлена и законсервирована. По заданию начальства мне довелось выезжать на трассу от Ургала в сторону Комсомольска-на-Амуре примерно на сто километров, где заканчивала работу изыскательская партия, проектировавшая водоснабжение будущих станций и поселков. Партия размещалась во временном бараке среди тайги, рабочими, примерно тридцать человек, были немцы, высланные во время Отечественной войны из Саратовской области. Запомнилось посещение проектировщиков группой аборигенов - эвенков с оленями, стоявшими у барака. Они вели переговоры с начальником партии по выяснению складывавшихся отношений с партией. В одном из углов барака было помещение, отгороженное от общежития занавеской для семьи, в которой женою немца была эвенкийка.
После консервации стройки железная дорога передавалась во временное пользование лесозаготовителям. Начальник Комсомольского лесозаготовительного треста Селюга и председатель Комсомольского райисполкома Никифоров осенью выезжали в Дуки для знакомства с дорогой и условиями лесозаготовок, посетили мост через Амгунь.
Большой популярностью и уважением строителей, местного руководства пользовались бывшие начальники стройки Френкель, Гвоздевский и Петренко. Помнится начальник строительного отделения Кричевский. К изысканию трассы БАМа в районе Известковая - Ургал причастен известный писатель и краевед В.П. Сысоев. Интересен фрагмент из его биографии. По окончании Московского института он, как начальник изыскательской партии, участвовал в проектировании станций и жилых поселков по трассе; отзывался об очень живописных пейзажах будущих станций Тырма и Аланап. А дочери Ольге говорил, что она «бамовская», так как родилась в декабре 1938 года в г. Свободном, являвшемся в то время столицей строительства БАМа. На строительстве трудились железнодорожные войска, репатриированные из немецкого плена советские военнослужащие, пленные японцы, значительную часть составляли заключенные.
Воздавая должное молодым строителям-комсомольцам, возобновившим строительство БАМа в 1974 году, в частности по изысканной и в значительной степени освоенной трассе Комсомольск-на-Амуре - Известковая, хочется хотя бы несколькими словами отметить неведомых, не отмеченных правительственными наградами тружеников, которые на протяжении десятилетий покоряли таежные дебри, утверждая владения России на необозримых просторах Сибири и Дальнего Востока. Особенно это необходимо потому, что они ещё живы и знают цену своему труду. Да, то были заключенные, да, в значительной степени работали по принуждению тогдашнего государства, но это были граждане России, их труд был не только подневольным.
Абсолютное большинство узников трудились не только за досрочное освобождение, но и осознавая необходимость БАМа для страны, для укрепления её могущества. Они заслуживают благодарности нынешнего и грядущего поколений. И в первую очередь осужденные за так называемые контрреволюционные преступления (их было до 25 процентов от всех заключенных), которые сменившимся руководством страны реабилитированы.
Для осужденных за общеуголовные преступления, присущие всем режимам прошлого и настоящего, БАМ был доброй школой: приучал к преодолению трудностей, способствовал исправлению, приобщал к полезному труду, являлся примером для многих осужденных, находящихся сейчас в местах исполнения наказаний. Стыдливое замалчивание труда инженерно-технического, административно-педагогического и режимного персонала несправедливо и неразумно, так как он необходим государству, благороден по своей сущности, заслуживает почета и похвалы.
Константин Распутин.
От редакции: Дорогие читатели! Приглашаем всех, кто был причастен к великой стройке, принять участие в написании коллективной летописи о БАМе, чтобы история магистрали стала ближе и понятнее молодому поколению дальневосточников.
Ждем ваши воспоминания и фотографии по почтовому адресу: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 31, «Тихоокеанская звезда» - с пометкой «БАМ», электронная почта: reader@toz.khv.ru







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

09.12.2021 12:15
«Топ» антикоррупционных мер Управления Росреестра по Хабаровскому краю
9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

09.12.2021 11:52
День Героев Отечества в России
День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается ежегодно 9 декабря.

09.12.2021 10:21
Найти работу можно теперь мобильно
Бесплатно разместить резюме и подобрать вакансию теперь могут жители Хабаровского края в мобильном приложении «Работа в России».

09.12.2021 09:00
9 декабря - День Героев Отечества
9 декабря, в День Героев Отечества, в городах и селах Хабаровского края пройдут мероприятия в память о людях, отдавших жизнь за Родину.

08.12.2021 12:22
Стране нужны доноры костного мозга
Хабаровский край присоединился к всероссийской акции по расширению регистра доноров костного мозга



27.10.2021 09:41
Он мечтает, чтобы в сутках было 35 часов
Врач футбольной команды «СКА-Хабаровск-2» Николай Ракутько - человек легко увлекающийся и также легко обучаемый. Любое дело, связанное со скучной рутиной, - не его конек.

27.10.2021 00:00
Голосуй за «Сидиминский мёд» и других земляков!
Производители молока, хлеба, меда и рыбных изделий из Хабаровского края приняли участие в национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России».


На какой резине ездит ваш автомобиль сейчас?

  1. На летней - 50%
     
  2. На зимней - 50%
     
  3. На всесезонке - 50%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%