Спектакль о Хабарове, которого не было
поиск
16 июля 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Спектакль о Хабарове, которого не было

20.06.2013
Просмотры
353
Спектакль о Хабарове, которого не было
Отшельники-провинциалы на острове Рикоту
Московские драматурги на базе Хабаровского ТЮЗа создадут спектакль «Хабарова здесь не было». Эта постановка сложится за неделю из историй обычных людей, жителей краевого центра. Так театр попытается найти простые причины, которые удерживают людей здесь, на востоке страны.

Живой театр

12 июня в Хабаровске началась работа драматургической лаборатории «Живому театру - живого автора» при участии творческого московского объединения «КультПроект». В программу лаборатории входит ряд спектаклей-читок местных режиссеров, показ документальных фильмов и совместное обсуждение со зрителем. По итогам совместной работы художественный руководитель «КультПроекта» Елена Ковальская, драматурги Любовь Мульменко, Кристина Квитко и худрук ТЮЗа Константин Кучикин совместно с актерами труппы представят эскиз спектакля с рабочим названием «Хабарова здесь не было».

- В этом названии есть тайна. Люди сочиняют мифы про родной город, чтобы оправдать свое присутствие в нем. Вроде: «Я живу здесь, потому что по этой земле ходили великие». На самом деле в провинции живут по другим причинам, например, потому, что там есть связи с родными и друзьями, с кошкой, цветочным садиком, которых не хочется бросать. Люди уезжают за универсальной мечтой жизни, а обыденные вещи, простые переживания заставляют оставаться здесь. Нам хотелось бы найти эти вещи, - говорит Елена Ковальская.

Собирать материал для спектакля актеры и драматурги будут «в народе»: у своих знакомых или просто на улице, обращаясь к прохожим. Какой будет тема спектакля - пока неясно, создатели будут исходить из собранной фактуры. 24 актера из труппы в 35 человек принимают участие в сборе информации, все они захотели стать создателями спектакля. Лабораторию интересуют не видные общественные деятели, а типичные, «средние» хабаровчане.

Гости Хабаровска - представители течения «Новая драма», для них документальный театр и кино - творческий выбор.

- Документальный театр, который еще недавно являлся повальным увлечением москвичей, распространился по всей стране. Мы поняли, что это способ поискать новый язык разговора со своим зрителем. Нам кажется, что документальная пьеса - не только драматическое искусство, но еще и удивительный, редкостный способ общения, - считает Елена. - Документальный театр - мощное средство по созданию доверия. Мы представляем зрителю его самого. Узнает ли он себя в зеркале театра?
Остров невезения
Первым спектаклем в рамках лаборатории стал «Остров Рикоту» в постановке хабаровского режиссера Романа Кима по пьесе Натальи Мошиной.

В спектакле московский журналист Костя (Сергей Мартынов) едет в командировку по Дальнему Востоку и останавливается на богом забытом острове Рикоту. Там живут всего 15 человек. Эти люди считают остров своим домом.

Но неожиданно перед Костей провинциалы (именно как собирательный образ стоит расценивать жителей Рикоту) пытаются доказать несуществование Москвы и России в целом. Так гротескно автор пьесы расценивает сознание многих жителей мелких городов и поселков современной России. Москва из окраин представляется выдуманным, фиктивным городом, настолько далеким, что деревня в ее существование просто не верит.

Ситуацию усугубляет еще и то, что Костя, пытаясь рассказать людям Рикоту о России, рассуждает избитыми клише и абсурдными истинами: «На юге тепло, а на севере снег». Драматург использует фразу из советских учебников, пример эпитета: «Москва - столица нашей родины».

Становится понятно, что Костя ничего не знает о своей стране и в суждениях руководствуется штампами. Здесь кроется обратная сторона конфликта: москвич ничего не хочет видеть и не видит за пределами МКАД. Интересы у двух стран - столицы и нестолицы - совершенно разные, и точек соприкосновения у них нет.

Костя делает выбор в пользу тихого уголка и остается на острове. Можно ли это расценить положительным финалом? Действительно ли эта пьеса является метафорой страны, где одна окраина не понимает другой и не верит в существование центра? Зрители, актеры и драматурги пытались дать ответы на обсуждении после спектакля.

Алексей ПЕТРУК.
Фото автора.