Тайны древних петроглифов
30.03.2012
1191
Шереметьевские петроглифы - послание древних всем нам
Читатели, интересующиеся древнегреческой мифологией, конечно, знают, кто такой Харон. Он перевозил в своей ладье умерших по водам подземных рек до врат Аида. Но вот что интересно: неподалеку от села Шереметьево найдены древние изображения лодок с сидящими в них людьми. Возможно, как считают некоторые исследователи, они едут в свой Аид.
Харону за его услугу полагалось платить один обол. Древние аборигены, жившие на берегах рек, не знали денег. Наверное, заплатить могли рыбой. Но как раз рисунков рыб они почему-то не оставили. Зато оставили много загадок.
Рисунки древних людей застыли на скальных выступах в 140 км от места слияния с Амуром, по правому берегу р. Уссури.
Петроглифы на Уссури у села Шереметьево были первыми наскальными изображениями, описанными исследователями Приамурского края. Еще в 1859 году Р.К. Маак во время путешествия по Уссури,
«…видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими от него по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними природными жителями, которых мне приходилось расспрашивать, но, судя по нынешнему состоянию изображений, можно отнести их к временам весьма отдаленным, потому что хотя они и высечены в твердой горной породе, однако же от атмосферного влияния стали неясны, а некоторые фигуры так изгладились, что трудно даже заметить их».
Разнообразие и многосюжетность древних рисунков на р. Уссури является характерной чертой нижнеамурских петроглифов. Основное место, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения - «личины». Их формы разнообразны: овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные.
В отдельную группу можно выделить череповидные личины, которые присутствуют во втором и третьем пунктах петроглифов. В двух пунктах как раз и есть стилизованные изображения лодок с сидящими в них людьми. К фаунистическим рисункам относятся изображения лося, оленя в «рентгеновском» стиле, тигра, кабана, лошади, птиц и змей.
В сюжетных мотивах петроглифов у Шереметьево особенно выделяются рисунки змей и водоплавающих птиц. Один из них - довольно крупное изображение лебедя с крестообразным пересечением туловища. Крест у многих народов издавна ассоциировался с огромной вселенной, а четыре конца символизировали четыре стороны света. Сами водоплавающие птицы играли важную роль в сотворении мира и земной поверхности, а в старых нанайских мифах были вместилищем душ умерших людей и шаманов.
Все рисунки на р. Уссури у Шереметьево выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов. Существует и некоторая загадка в образах шереметьевских и других нижнеамурских петроглифов. При широком «ассортименте» их сюжетов среди петроглифов нет ни одного изображения рыб. Хотя рыбный промысел у амурского населения был распространен с древнейших пор.
Когда спустя несколько десятилетий археологи вернулись к исследованиям петроглифов, то расстроились. В первом пункте петроглифов, который расположен ближе к селу, из изображений, описанных Окладниковым в 1958 году, на сегодняшний день сохранилось только одно - схематический рисунок лошади.
В пункте третьем в результате обрушения части скального массива утрачено несколько рисунков малых форм, а поверх некоторых изображений нанесены современные надписи масляной краской. Характерная особенность скальных базальтовых массивов с древними рисунками на р. Уссури - их интенсивное покрытие лишайниками. Они, увы, разрушают камни, препятствуют обзору и выявлению границ наскальных изображений.
О шереметьевских писаницах можно говорить долго, и они могут стать предметом научной статьи - с подробными описаниями, анализом, заключениями. Навряд ли это заинтересует широкого читателя. Но нельзя не упомянуть о двух выразительных личинах, которые представляют особенный интерес. Они были выявлены в 2009 году во время проведения совместных научно-исследовательских работ, организованных Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края и известными в области изучения петроглифов учеными-археологами из Москвы и Санкт-Петербурга Е.Г. Дэвлет и Е.Ю. Гиря.
Изображения двух личин можно трактовать, как единую композицию, так как они расположены вплотную друг к другу, на одной южной грани каменной ниши. Личины одинаковы по размерам, технике исполнения, но имеют существенные различия в передаче семантического образа. Создается впечатление, что изображены рядом мужское и женское лица.
Личина, расположенная слева, - овальной формы, выбита широким желобком. По всем сторонам (кроме правой, где она вплотную соприкасается с другой личиной) внешнего контура личина сплошь окружена длинными поперечными линиями, образующими своеобразный ореол. В верхней части лица, на лбу, выбиты три недлинные наклонные полосы, некоторое подобие свисающей челки. В центре располагается еще один контур в виде двух вертикальных волнообразных линий, напоминающих расширенную цифру 8. Внутри этого контура находятся большие круглые глаза с широкими зрачками. Под ними - небольшой нос в виде треугольника, а ниже показан узкий горизонтальный овал рта. Слева и справа, немного выше линии рта, рельефно выступают раздутые щеки.
Правая личина в верхней части сердцевидной, а нижней - овальной формы, выбита широким желобком. В левой части соприкасается с личиной, описанной выше, и имеет с ней в этом месте одну единую полосу внешнего контура. В верхней части лица, на лбу, расположены одна под другой три дугообразных полосы, повторяющие верхнюю часть сердцевидного внешнего контура. Глаза большие, округлые, со зрачками-ямочками по центру. Длинный нос чуть скошен в левую сторону, что создает впечатление полуоборота лица в сторону соседнего изображения. Ниже видна широкая линия рта с сомкнутыми губами.
Когда внимательно смотришь на эту композицию, понимаешь: перед тобой два противоположных по характеру лица, одно улыбчивое и радостное, второе - серьезное, даже злое. Уже в далекой древности самобытный художник на Шереметьевских скалах попытался передать различное настроение своих персонажей. Что хотел он выразить в этом сюжете, навеки застывшем в камне? Пока это неразгаданная тайна...
А. ЛАСКИН, заведующий сектором археологии Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края.
Из истории исследований
В 1860 году географ К.Ф. Будогоский поместил в газете «Амур», издававшейся в те годы в Иркутске, свои заметки о не совсем понятных ему изображениях на скалах по правому берегу Уссури. Более детальное расположение и описание древних наскальных изображений у Шереметьево сделал подполковник Генерального штаба Н. Альфтан.
В 1959, 1968 и 1970 годах изучение шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П. Окладникова. Были калькированы почти все доступные изображения и проведена археологическая разведка местности.
Харону за его услугу полагалось платить один обол. Древние аборигены, жившие на берегах рек, не знали денег. Наверное, заплатить могли рыбой. Но как раз рисунков рыб они почему-то не оставили. Зато оставили много загадок.
Рисунки древних людей застыли на скальных выступах в 140 км от места слияния с Амуром, по правому берегу р. Уссури.
Петроглифы на Уссури у села Шереметьево были первыми наскальными изображениями, описанными исследователями Приамурского края. Еще в 1859 году Р.К. Маак во время путешествия по Уссури,
«…видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими от него по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними природными жителями, которых мне приходилось расспрашивать, но, судя по нынешнему состоянию изображений, можно отнести их к временам весьма отдаленным, потому что хотя они и высечены в твердой горной породе, однако же от атмосферного влияния стали неясны, а некоторые фигуры так изгладились, что трудно даже заметить их».
Разнообразие и многосюжетность древних рисунков на р. Уссури является характерной чертой нижнеамурских петроглифов. Основное место, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения - «личины». Их формы разнообразны: овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные.
В отдельную группу можно выделить череповидные личины, которые присутствуют во втором и третьем пунктах петроглифов. В двух пунктах как раз и есть стилизованные изображения лодок с сидящими в них людьми. К фаунистическим рисункам относятся изображения лося, оленя в «рентгеновском» стиле, тигра, кабана, лошади, птиц и змей.
В сюжетных мотивах петроглифов у Шереметьево особенно выделяются рисунки змей и водоплавающих птиц. Один из них - довольно крупное изображение лебедя с крестообразным пересечением туловища. Крест у многих народов издавна ассоциировался с огромной вселенной, а четыре конца символизировали четыре стороны света. Сами водоплавающие птицы играли важную роль в сотворении мира и земной поверхности, а в старых нанайских мифах были вместилищем душ умерших людей и шаманов.
Все рисунки на р. Уссури у Шереметьево выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов. Существует и некоторая загадка в образах шереметьевских и других нижнеамурских петроглифов. При широком «ассортименте» их сюжетов среди петроглифов нет ни одного изображения рыб. Хотя рыбный промысел у амурского населения был распространен с древнейших пор.
Когда спустя несколько десятилетий археологи вернулись к исследованиям петроглифов, то расстроились. В первом пункте петроглифов, который расположен ближе к селу, из изображений, описанных Окладниковым в 1958 году, на сегодняшний день сохранилось только одно - схематический рисунок лошади.
В пункте третьем в результате обрушения части скального массива утрачено несколько рисунков малых форм, а поверх некоторых изображений нанесены современные надписи масляной краской. Характерная особенность скальных базальтовых массивов с древними рисунками на р. Уссури - их интенсивное покрытие лишайниками. Они, увы, разрушают камни, препятствуют обзору и выявлению границ наскальных изображений.
О шереметьевских писаницах можно говорить долго, и они могут стать предметом научной статьи - с подробными описаниями, анализом, заключениями. Навряд ли это заинтересует широкого читателя. Но нельзя не упомянуть о двух выразительных личинах, которые представляют особенный интерес. Они были выявлены в 2009 году во время проведения совместных научно-исследовательских работ, организованных Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края и известными в области изучения петроглифов учеными-археологами из Москвы и Санкт-Петербурга Е.Г. Дэвлет и Е.Ю. Гиря.
Изображения двух личин можно трактовать, как единую композицию, так как они расположены вплотную друг к другу, на одной южной грани каменной ниши. Личины одинаковы по размерам, технике исполнения, но имеют существенные различия в передаче семантического образа. Создается впечатление, что изображены рядом мужское и женское лица.
Личина, расположенная слева, - овальной формы, выбита широким желобком. По всем сторонам (кроме правой, где она вплотную соприкасается с другой личиной) внешнего контура личина сплошь окружена длинными поперечными линиями, образующими своеобразный ореол. В верхней части лица, на лбу, выбиты три недлинные наклонные полосы, некоторое подобие свисающей челки. В центре располагается еще один контур в виде двух вертикальных волнообразных линий, напоминающих расширенную цифру 8. Внутри этого контура находятся большие круглые глаза с широкими зрачками. Под ними - небольшой нос в виде треугольника, а ниже показан узкий горизонтальный овал рта. Слева и справа, немного выше линии рта, рельефно выступают раздутые щеки.
Правая личина в верхней части сердцевидной, а нижней - овальной формы, выбита широким желобком. В левой части соприкасается с личиной, описанной выше, и имеет с ней в этом месте одну единую полосу внешнего контура. В верхней части лица, на лбу, расположены одна под другой три дугообразных полосы, повторяющие верхнюю часть сердцевидного внешнего контура. Глаза большие, округлые, со зрачками-ямочками по центру. Длинный нос чуть скошен в левую сторону, что создает впечатление полуоборота лица в сторону соседнего изображения. Ниже видна широкая линия рта с сомкнутыми губами.
Когда внимательно смотришь на эту композицию, понимаешь: перед тобой два противоположных по характеру лица, одно улыбчивое и радостное, второе - серьезное, даже злое. Уже в далекой древности самобытный художник на Шереметьевских скалах попытался передать различное настроение своих персонажей. Что хотел он выразить в этом сюжете, навеки застывшем в камне? Пока это неразгаданная тайна...
А. ЛАСКИН, заведующий сектором археологии Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края.
Из истории исследований
В 1860 году географ К.Ф. Будогоский поместил в газете «Амур», издававшейся в те годы в Иркутске, свои заметки о не совсем понятных ему изображениях на скалах по правому берегу Уссури. Более детальное расположение и описание древних наскальных изображений у Шереметьево сделал подполковник Генерального штаба Н. Альфтан.
В 1959, 1968 и 1970 годах изучение шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П. Окладникова. Были калькированы почти все доступные изображения и проведена археологическая разведка местности.