Успешный бизнес - успешный край
18.11.2014
305
Третья краевая конференция предпринимателей, как и обещали ее организаторы, прошла в Хабаровске в максимально рабочем режиме, без фанфар и торжественных мероприятий. На ней практически даже не было ни одного доклада об успехах, достигнутых в прошлом или будущем. Зато проблемы краевой бизнес называл десятками.
- Проблем накопилось, действительно, более чем достаточно, - заметил на пленарном заседании исполняющий обязанности председателя правительства края Александр Левинталь, - они связаны с курсом рубля, с санкциями, в целом с ситуацией в экономике страны. Именно в такой период очень важно искать пути консолидации общества, власти и бизнеса, чтобы найти решения проблем. Мы должны быть партнерами.
Между прочим, на конференции выяснилось, что у краевой власти и бизнеса могут быть общие позиции даже в такой всегда спорной сфере, как налоги.
- Сегодня 22 вида предпринимательской деятельности предлагается обложить новыми муниципальными налогами, - говорит Александр Левинталь. - Внесен в Госдуму такой проект закона, он сейчас бурно обсуждается. Против высказываются не только предприниматели, но и федеральные министры. Наша региональная позиция тоже не на стороне изменений налогового законодательства. Гораздо эффективнее стимулировать бизнес к выходу из тени и получить ту же самую налоговую базу без ненужного напряжения в бизнес- сообществе.
- Если коротко подводить самые первые итоги конференции, - говорит Сергей Степанов, - рабочие дискуссии на ней не просто были жаркими, порою жесткими, но, самое главное - результативными. В том числе и потому, что нам удалось собрать профессиональных экспертов и модераторов.
Кстати, такого числа министров и замминистров краевого правительства, федеральных, региональных и муниципальных чиновников, как на этой конференции, ни одно другое деловое мероприятие у нас в крае еще действительно не собирало.
Как и ожидалось, самым представительным в этом плане стал круглый стол № 5, который обсуждал «Новую модель развития Дальнего Востока: инвестиции и бизнес». В нем, например, принимали участие Андрей Демидов - советник министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - и Николай Брусникин - первый заместитель председателя правительства края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики.
- Так как собрались специалисты высокого уровня, люди, способные и готовые принимать решения, - говорит Сергей Степанов, - то в процессе работы нашего круглого стола мы выдали даже несколько конкретных поручений, не дожидаясь итоговых резолюций.
Самый красноречивый тому пример: накануне конференции в Совет по предпринимательству и инвестиционному климату Хабаровского края пришло письмо от московского инвестора с предложением открыть новый завод стройиндустрии в Хабаровске. Его зачитали на «пятом столе», и тут же первый зампред правительства края дал поручение краевому агентству инвестиций - взять проект в работу. Поставили сроки и обещали отчитаться перед предпринимателями - когда и как поручение будет выполнено. Тут же на круглом столе руководители индустриального парка «Авангард» с энтузиазмом заявили о готовности разместить новый завод на своей площадке.
Хотя, конечно, на конференции было не много таких конкретных и быстрых решений. Просто потому, что проблемы, наиболее острые для краевого бизнеса, в большинстве своем федерального уровня. Их решают если не годами, то месяцами точно…
- Как раз накануне нашей третьей конференции в Госдуме РФ в первом чтении был принят закон «О территориях опережающего развития», - говорит Сергей Степанов. - Эта тема обсуждалась в первую очередь с тем, чтобы ко второму чтению предприниматели могли сформулировать и довести до депутатов свои поправки, которые бы устраивали дальневосточный бизнес.
Например, участники «пятого стола» выступили с достаточно жестким заявлением, мол, ТОРы это - хорошо, но для того, чтобы развивался бизнес не в отдельных точках, а на всей территории, необходимы более радикальные изменения законодательства. На Дальнем Востоке для всех предпринимателей должны быть созданы равные условия ведения бизнеса по сравнению с западными регионами страны.
А на пленарном заседании, когда подводили итоги, предприниматели подняли эту проблему еще и с позиции внутрирегиональной конкуренции.
Почему новые предприятия, которые будут работать в ТОРах, получат налоговые преимущества, а те, кто уже на протяжении многих лет поднимает производство в Хабаровском крае, окажутся в проигрыше? Почему они должны конкурировать между собой в неравных условиях?
Требование предпринимателей к законотворцам - действующий бизнес не должен пострадать от работы территорий опережающего развития.
Советник министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока ответил на такую позицию краевого бизнеса в том смысле, что ТОРы - это только первый шаг в развитии дальневосточной экономики. Чтобы добиться ощутимого результата в ближайшем будущем, необходимо сконцентрировать усилия поддержки и льготы в точках, способных на опережающее развитие. Затем уже полученный положительный опыт, новые модели развития можно будет внедрять по всей территории. То есть ТОРы - это только первый шаг. На нем министерство останавливаться не будет. Оно будет формировать политику, направленную на комплексное развитие, в том числе и дальневосточного бизнеса.
- Председателем правительства РФ принято решение о выделении дополнительных средств в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока, - заявил на пленарной части конференции Андрей Демидов. - Мы давно говорили, что она недофинансирована. Сегодня поручение Дмитрия Медведева работает, и мы уже в ряде федеральных министерств видим положительный отклик. Рассчитываем, что в 2015 году дополнительное финансирование появится по всем ключевым министерствам.
Не менее жаркая дискуссия прошла и на круглом столе, посвященном нелегальному бизнесу. Как заметил в итоге его модератор Андрей Сухоруков, сопредседатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю, все контролирующие органы согласились, что теневого бизнеса быть не должно.
- Но, по нашим законам, - говорит Сухоруков, - бороться с ним может только УВД. Мы спросили: сколько сотрудников в Хабаровске участвуют в этой борьбе? Нам ответили - пять человек. Понятно, что результаты у них не такие яркие, чтобы переломить ситуацию в городе. Было обнаружено и наказано 1600 нелегалов. Причем наказано, в основном, штрафами в размере 500 рублей. Поэтому одно из предложений нашего круглого стола: вернуть в структуру МВД подразделение по борьбе с теневым бизнесом, ужесточить на федеральном уровне нормы и размеры наказаний за незаконное предпринимательство, которое, по разным оценкам, составляет 40-50 процентов от нашего бизнеса.
Подобные предложения были выработаны, чаще всего в жестких спорах, на всех шести столах. Сейчас идет работа по формированию из них общей резолюции конференции. В ней обязательно будет, например, позиция, с которой согласились все - и органы власти, и предприниматели: северные льготы - это социальная миссия государства, а не бизнеса. Перекладывать эту социальную нагрузку на предпринимателя - значит уничтожать его на северах. Будет в резолюции и такой ключевой пункт, как введение трехлетнего моратория на изменение федерального налогового законодательства…
Будут обращения к федеральному центру и более конкретные предложения для региональных и муниципальных органов власти. Но в любом случае резолюция должна продемонстрировать единую позицию краевого бизнес-сообщества, правительства края и местного самоуправления по ключевым проблемам экономики. Главный же принцип здесь заложен в названии конференции: «Успешный бизнес - успешный край».
И. ВИЛИН.
- Проблем накопилось, действительно, более чем достаточно, - заметил на пленарном заседании исполняющий обязанности председателя правительства края Александр Левинталь, - они связаны с курсом рубля, с санкциями, в целом с ситуацией в экономике страны. Именно в такой период очень важно искать пути консолидации общества, власти и бизнеса, чтобы найти решения проблем. Мы должны быть партнерами.
Между прочим, на конференции выяснилось, что у краевой власти и бизнеса могут быть общие позиции даже в такой всегда спорной сфере, как налоги.
- Сегодня 22 вида предпринимательской деятельности предлагается обложить новыми муниципальными налогами, - говорит Александр Левинталь. - Внесен в Госдуму такой проект закона, он сейчас бурно обсуждается. Против высказываются не только предприниматели, но и федеральные министры. Наша региональная позиция тоже не на стороне изменений налогового законодательства. Гораздо эффективнее стимулировать бизнес к выходу из тени и получить ту же самую налоговую базу без ненужного напряжения в бизнес- сообществе.
- Если коротко подводить самые первые итоги конференции, - говорит Сергей Степанов, - рабочие дискуссии на ней не просто были жаркими, порою жесткими, но, самое главное - результативными. В том числе и потому, что нам удалось собрать профессиональных экспертов и модераторов.
Кстати, такого числа министров и замминистров краевого правительства, федеральных, региональных и муниципальных чиновников, как на этой конференции, ни одно другое деловое мероприятие у нас в крае еще действительно не собирало.
Как и ожидалось, самым представительным в этом плане стал круглый стол № 5, который обсуждал «Новую модель развития Дальнего Востока: инвестиции и бизнес». В нем, например, принимали участие Андрей Демидов - советник министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - и Николай Брусникин - первый заместитель председателя правительства края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики.
- Так как собрались специалисты высокого уровня, люди, способные и готовые принимать решения, - говорит Сергей Степанов, - то в процессе работы нашего круглого стола мы выдали даже несколько конкретных поручений, не дожидаясь итоговых резолюций.
Самый красноречивый тому пример: накануне конференции в Совет по предпринимательству и инвестиционному климату Хабаровского края пришло письмо от московского инвестора с предложением открыть новый завод стройиндустрии в Хабаровске. Его зачитали на «пятом столе», и тут же первый зампред правительства края дал поручение краевому агентству инвестиций - взять проект в работу. Поставили сроки и обещали отчитаться перед предпринимателями - когда и как поручение будет выполнено. Тут же на круглом столе руководители индустриального парка «Авангард» с энтузиазмом заявили о готовности разместить новый завод на своей площадке.
Хотя, конечно, на конференции было не много таких конкретных и быстрых решений. Просто потому, что проблемы, наиболее острые для краевого бизнеса, в большинстве своем федерального уровня. Их решают если не годами, то месяцами точно…
- Как раз накануне нашей третьей конференции в Госдуме РФ в первом чтении был принят закон «О территориях опережающего развития», - говорит Сергей Степанов. - Эта тема обсуждалась в первую очередь с тем, чтобы ко второму чтению предприниматели могли сформулировать и довести до депутатов свои поправки, которые бы устраивали дальневосточный бизнес.
Например, участники «пятого стола» выступили с достаточно жестким заявлением, мол, ТОРы это - хорошо, но для того, чтобы развивался бизнес не в отдельных точках, а на всей территории, необходимы более радикальные изменения законодательства. На Дальнем Востоке для всех предпринимателей должны быть созданы равные условия ведения бизнеса по сравнению с западными регионами страны.
А на пленарном заседании, когда подводили итоги, предприниматели подняли эту проблему еще и с позиции внутрирегиональной конкуренции.
Почему новые предприятия, которые будут работать в ТОРах, получат налоговые преимущества, а те, кто уже на протяжении многих лет поднимает производство в Хабаровском крае, окажутся в проигрыше? Почему они должны конкурировать между собой в неравных условиях?
Требование предпринимателей к законотворцам - действующий бизнес не должен пострадать от работы территорий опережающего развития.
Советник министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока ответил на такую позицию краевого бизнеса в том смысле, что ТОРы - это только первый шаг в развитии дальневосточной экономики. Чтобы добиться ощутимого результата в ближайшем будущем, необходимо сконцентрировать усилия поддержки и льготы в точках, способных на опережающее развитие. Затем уже полученный положительный опыт, новые модели развития можно будет внедрять по всей территории. То есть ТОРы - это только первый шаг. На нем министерство останавливаться не будет. Оно будет формировать политику, направленную на комплексное развитие, в том числе и дальневосточного бизнеса.
- Председателем правительства РФ принято решение о выделении дополнительных средств в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока, - заявил на пленарной части конференции Андрей Демидов. - Мы давно говорили, что она недофинансирована. Сегодня поручение Дмитрия Медведева работает, и мы уже в ряде федеральных министерств видим положительный отклик. Рассчитываем, что в 2015 году дополнительное финансирование появится по всем ключевым министерствам.
Не менее жаркая дискуссия прошла и на круглом столе, посвященном нелегальному бизнесу. Как заметил в итоге его модератор Андрей Сухоруков, сопредседатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю, все контролирующие органы согласились, что теневого бизнеса быть не должно.
- Но, по нашим законам, - говорит Сухоруков, - бороться с ним может только УВД. Мы спросили: сколько сотрудников в Хабаровске участвуют в этой борьбе? Нам ответили - пять человек. Понятно, что результаты у них не такие яркие, чтобы переломить ситуацию в городе. Было обнаружено и наказано 1600 нелегалов. Причем наказано, в основном, штрафами в размере 500 рублей. Поэтому одно из предложений нашего круглого стола: вернуть в структуру МВД подразделение по борьбе с теневым бизнесом, ужесточить на федеральном уровне нормы и размеры наказаний за незаконное предпринимательство, которое, по разным оценкам, составляет 40-50 процентов от нашего бизнеса.
Подобные предложения были выработаны, чаще всего в жестких спорах, на всех шести столах. Сейчас идет работа по формированию из них общей резолюции конференции. В ней обязательно будет, например, позиция, с которой согласились все - и органы власти, и предприниматели: северные льготы - это социальная миссия государства, а не бизнеса. Перекладывать эту социальную нагрузку на предпринимателя - значит уничтожать его на северах. Будет в резолюции и такой ключевой пункт, как введение трехлетнего моратория на изменение федерального налогового законодательства…
Будут обращения к федеральному центру и более конкретные предложения для региональных и муниципальных органов власти. Но в любом случае резолюция должна продемонстрировать единую позицию краевого бизнес-сообщества, правительства края и местного самоуправления по ключевым проблемам экономики. Главный же принцип здесь заложен в названии конференции: «Успешный бизнес - успешный край».
И. ВИЛИН.