В ЖКХ края пришла концессия - чинить и строить
19.08.2018
561

Жилищно-коммунальная отрасль Хабаровского края взяла на вооружение концессию, то есть коммунальные объекты активно стали передаваться в эксплуатацию частным компаниям. Благодаря этому удалось решить давние проблемы. Например, создать современную систему водоотведения при оптимальном тарифе для населения в поселке Переяславка-2, реконструировать систему теплоснабжения в Чегдомыне… Так что же такое концессия? Где и в чем она может помочь коммунальному хозяйству? Об этом и о многом другом рассказала начальник управления инвестиционной политики и развития коммунальной инфраструктуры министерства ЖКХ Хабаровского края Татьяная Власкина.
- Концессия - это форма государственно-частного партнёрства, - говорит она, - это вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, которые обычно оказывает государство, на взаимовыгодных условиях.
Концессия в широком смысле - это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности.
- В чем эффективность концессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства?
- Долгие годы объектами коммунальной инфраструктуры пользовались организации, как коммерческие, так и муниципальные, государственные на условиях аренды или по договорам хозяйственного ведения (МУПы, ГУПы) или оперативного управления (казенные). Как правило, предприятия осуществляли только эксплуатацию объектов. В редких случаях в таких договорах были обязательства арендатора или пользователя по реконструкции и модернизации.
Соответственно, коммунальная инфраструктура за долгий срок такой эксплуатации значительно износилась, морально и физически устарела. Участились сбои в работе оборудования. Все это приводит к значительным потерям коммунальных ресурсов, что в свою очередь влечет увеличение затрат на их производство и реализацию.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, с 2015 года на федеральном уровне был принят ряд поправок в федеральные законы, по которым передача права владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры, после сдачи в эксплуатацию которых прошло более пяти лет, теперь должна осуществляться только по концессионным соглашениям.
Инвестиции в тарифе
- Чем же так хорош этот механизм?
- Он может решить ряд важнейших задач.
Во-первых, новая бизнес-модель позволяет выйти на новый уровень финансирования инновационных программ.
Во-вторых, определить те цели, которые необходимо достичь в рамках инвестиционной программы.
В-третьих, концессионер берет на себя долгосрочное обязательство по модернизации инфраструктуры, которую он принимает в концессию на основе программы модернизации (схемы теплоснабжения, водоснабжения), утвержденной муниципалитетом и способной интегрировать комплексный подход для ее реализации.
Не менее важно, что концессия позволяет построить комплексную инвестиционную программу, которая не ограничивается нишами с высокой рентабельностью, а охватывает систематическое обновление всех активов.
Более того, срок действия договора концессии и стабильность тарифных механизмов позволяют финансовым учреждениям предоставлять более дешевые кредиты.
Еще одним достоинством концессионной модели является то, что она объединяет операционную деятельность с инвестициями.
- Каковы принципы и особенности оформления концессии?
- По концессионному соглашению одна сторона - владелец имущества (муниципалитет или субъект Российской Федерации, либо Российская Федерация) передает другой стороне - концессионеру (частной компании) во владение и пользование объекты муниципальной или государственной собственности на определенный срок с обязательным условием их реконструкции или модернизации для достижения определенных показателей - результатов.
Также по концессии может быть предусмотрено строительство новых объектов, которых ранее не существовало. При этом собственником по таким объектам остается государство.
Срок концессии определяется сроком проведения мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов, а также сроком по возврату вложенных инвестором инвестиций.
Возврат вложенных инвестором инвестиций осуществляется через долгосрочные тарифы, которые устанавливаются на основании параметров концессии. Они же определяются еще до заключения соглашения.
То есть концессионер еще до заключения концессионного соглашения для себя должен понимать, какие объекты ему передадут, в каком они состоянии, что необходимо с ними сделать, кокой должен получиться результат, сколько на это необходимо средств и как эти средства будут ему возвращены.
Следует отметить, что механизм концессии достаточно сложный.
Задание концессионеру, то есть что нужно сделать, формируется на основании схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые утверждают органы местного самоуправления.
В настоящее время не все муниципальные образования края имеют качественные схемы. Их можно ежегодно актуализировать на определенных условиях. Таким условием является проведение технического обследования коммунальных объектов.
Далее необходимо рассчитать оптимальную финансово-тарифную модель, чтобы проект был окупаем в разумный срок, при этом тариф для потребителей вписывался в установленный на территории рост платы граждан. Если такие сценарные условия добиться невозможно (либо срок возврата слишком большой, либо тариф для потребителей не приемлем), необходимо предусматривать средства муниципального бюджета или бюджета субъекта для софинансирования такого проекта, то есть предусматривать плату концедента.
Водоотвод в Переяславке
- Когда в Хабаровском крае стал применяться механизм концессии?
- Хабаровский край активно включился в работу по передаче объектов в концессию с 2015 года.
С 2015 года по настоящее время в крае заключено 42 концессионных соглашения. Концессионерам передан 221 объект коммунальной инфраструктуры. Общий объем средств для строительства, реконструкции и модернизации объектов по заключенным концессиям составляет 1521 млн. рублей, из них обязательства концессионера - 968,2 млн. рублей.
Однако реально работающих концессий, то есть по которым сегодня осуществляется комплексная реконструкция коммунальных объектов с привлечением частных инвестиций, не много.
- Например?
- Хотелось бы отметить два проекта, которые успешно реализуются в крае по форме концессии. Это «Реконструкция системы водоотведения в р. п. Переяславка муниципального района имени Лазо» и проект «Реконструкция системы теплоснабжения в р. п. Чегдомын».
Данные проекты реализуются в том числе с привлечением финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Например, система водоотведения п. Переяславка-2 состояла из канализационной сети 1987 года постройки протяженностью 5,2 км и представляла собой самотечный коллектор, собирающий стоки от всех потребителей, и решетки для механической очистки стоков.
Хозяйственно-бытовые сточные воды п. Переяславка-2 сбрасывались на рельеф и в реку Кия без предварительной обработки на очистных сооружениях канализации. Лабораторные исследования проб очищенных сточных вод не производились.
Эксплуатация такой системы водоотведения экологически небезопасна и могла привести к возникновению аварийных ситуаций. Таким образом, необходимость реконструкции подобной системы водоотведения просто очевидна.
И вот за этот проект «Реконструкция системы водоотведения в р. п. Переяславка» взялось ООО «АмурТермоЭнерго», которое в 2016 году заключило концессионное соглашение с муниципальным районом имени Лазо.
Реализация проекта проходила с учетом результатов инженерно-геодезических изысканий и требований технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Сам проект включал в себя реконструкцию и строительство канализационных сетей, строительство очистных сооружений производительностью 1000 м3/сутки, а также строительство канализационной насосной станции бытовых стоков производительностью 12 м3/ч.
Реализация проекта была рассчитана на 2016-2017 годы. При этом в 2016 году проведены были подготовительные работы по оформлению всех необходимых документов, сама стройка проходила в 2017 году. В ее процессе компания, между прочим, применила новые технологии и современное оборудование, произведенное в России.
В результате создана современная инфраструктура, отвечающая всем современным требованиям, биологическая очистка стоков происходит с использованием мембранного биореактора, технологический процесс полностью автоматизирован.
Общий объем финансирования проекта составил 157,2 млн. рублей. Причем 60 процентов этой суммы - это средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. Средства инвестора (концессионера) и средства консолидированного бюджета составили около 21,1 и 18,9 процента соответственно.
Следует отметить, что участие в реализации проекта средств государственной поддержки, а также софинансирование проекта из консолидированного бюджета края позволило привлечь инвестора в поселение с небольшим объемом реализации и при этом установить оптимальный срок концессии и тариф на услугу по водоотведению в пределах установленного уровня платы граждан, утвержденного на территории.
Иначе говоря, государственная поддержка позволила создать современную систему водоотведения при оптимальном тарифе. А при реализации проекта только за счет средств инвестора срок окупаемости инвестиций составил бы около 30 лет при росте тарифа для потребителя в три раза. Что неприемлемо ни для инвестора, ни для потребителей.
Теплоснабжение для Чегдомына
- А что представляет из себя проект «Реконструкции системы теплоснабжения в Чегдомыне»?
- Долгие годы в коммунальном хозяйстве поселка Чегдомын был ряд проблем, среди которых и недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей людей в более качественных коммунальных услугах.
Было неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов, и высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений. Неэффективно использовались природные ресурсы в виде потерь в процессе производства и транспортировки до потребителей.
Наибольшее негативное влияние на экологическую обстановку поселка, ненадлежащее обеспечение жителей услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению оказывала котельная № 29.
Она была построена в 1973 году на окраине поселка. Однако до 1980 года велось активное строительство, в результате чего котельная оказалась в центре поселка Чегдомын.
Мощности ее едва хватает для отопления 77,0 тыс. кв. м жилой площади, что составляет лишь 30 процентов от общей жилой площади поселка, и обеспечения горячей водой 2,3 тыс. человек.
Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в 2016 году министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края был разработан проект «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын».
- В чем его суть?
- Проект включает в себя реконструкцию котельных № 1 и № 2, строительство тепловых сетей от котельной № 29 до котельной № 1, реконструкцию тепловых сетей, в том числе для обеспечения перспективной тепловой нагрузки, а также строительство новой бойлерной в районе котельной № 29.
Все эти мероприятия производятся для того, чтобы привести объекты централизованной системы теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, сократить расходы на производство услуг теплоснабжения, снизить удельный расход топлива для выработки энергоресурсов, а также уменьшить сверхнормативные потери.
Цель - создание надежной коммунальной инфраструктуры, имеющей необходимые резервы для перспективного развития, внедрения энергосберегающих технологий, повышения качества услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Но самое главное - обеспечить жизненные потребности и охрану здоровья людей, снизить отрицательное воздействие на окружающую среду, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
- Чем помогает в данном случае концессия?
- Для того чтобы иметь возможность реально влиять на ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Верхнебуреинского района и не допустить возникновения чрезвычайной ситуации, роста социального напряжения, правительством Хабаровского края было принято решение о принятии объектов муниципального имущества в сфере теплоснабжения поселка Чегдомын в государственную собственность Хабаровского края для последующей передачи их в концессию.
Затем по результатам открытого конкурса с АО «Хабаровские энергетические системы» в апреле 2017 года было заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения р. п. Чегдомын.
Стоимость концессии составляет 539,25 млн. рублей, в том числе обязательства инвестора - 190 млн. рублей. Необходимо отметить, что это первый проект в коммунальном комплексе края, на который инвестор привлек кредитные средства банка.
- На каком этапе сегодня находится реализация проекта реконструкции системы теплоснабжения в Чегдомыне?
- В 2017 году большая часть проекта была реализована: реконструированы котельные № 1 (мощностью 40,00 Гкал/ч) и № 2 (мощностью 16,29 Гкал/час), а также 3,7 км тепловых сетей (для обеспечения существующих гидравлических режимов и перспективных приростов тепловой нагрузки).
Кроме того, построены бойлерная 29 квартала (мощностью 13,4 Гкал/час в районе котельной № 29) и тепловые сети от котельной № 1 до котельной № 29 (для обеспечения перспективной тепловой нагрузки от котельной № 1 до новой бойлерной).
С окончанием отопительного периода концессионер продолжил реконструкцию тепловых сетей, а также работы по благоустройству участков над тепловыми сетями.
После реализации проекта качественную услугу теплоснабжения получат 9 732 чел., что составляет 70 процентов всего населения пос. Чегдомын. А улучшение экологической обстановки после проведенных мероприятий скажется на всем населении поселения.
Третья сторона - государство
- Существует мнение, что большинство муниципальных концессий имеет формальный характер. С этим реально как-то бороться?
- Для повышения качества концессий, чтобы они реально работали, а не были формально заключенными, в 2016 году в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.
Теперь третьей стороной по всем соглашениям, которые заключают муниципальные образования, в обязательном порядке выступает субъект Российской Федерации. В случае, если концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, не подписано субъектом Российской Федерации, такое концессионное соглашение считается незаключенным.
- Каким образом это делает концессионное соглашение более эффективным?
- Положительное воздействие на качество и эффективность концессионных соглашений, третьей стороной по которым выступает субъект Российской Федерации, вытекает из тех обязанностей, которые возникают у субъекта Российской Федерации по данным соглашениям.
Среди них - установление тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением; утверждение инвестиционных программ концессионера в соответствии с заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; а также возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении. Подробнее с обязанностями субъекта Российской Федерации по концессионному соглашению можно ознакомиться в соответствующем федеральном законе.
- В Хабаровском крае уже есть подобные концессионные соглашения, третьей стороной по которым выступает край?
- В 2017 году заключено три концессионных соглашения, по которым третьей стороной выступает Хабаровский край в лице губернатора. Это соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Вознесенского поселения Амурского района.
В этом году заключено два соглашения в отношении объектов теплоснабжения с. Рощино и с. Краснореченского Хабаровского муниципального района.
До конца года ожидается заключение порядка десяти концессий.
При этом именно для инвестора важно госучастие. Рынок ЖКХ стал интересен инвесторам, и в него пошли деньги с эффективным оборудованием, материалами, технологиями.
Однако, учитывая климатические особенности края, низкую плотность населения, небольшие объемы реализации услуг, сложную логистику территории, инвестор на концессию идет в основном с условием государственной поддержки.
Что такое концессия
Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором. Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.
Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка. Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход. Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.
В России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом.
Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:
Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
Наценке на цену продаваемого товара.
В качестве передаваемого ресурса могут выступать:
Природные ресурсы.
Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
Оборудование и техника.
Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.
- Концессия - это форма государственно-частного партнёрства, - говорит она, - это вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, которые обычно оказывает государство, на взаимовыгодных условиях.
Концессия в широком смысле - это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности.
- В чем эффективность концессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства?
- Долгие годы объектами коммунальной инфраструктуры пользовались организации, как коммерческие, так и муниципальные, государственные на условиях аренды или по договорам хозяйственного ведения (МУПы, ГУПы) или оперативного управления (казенные). Как правило, предприятия осуществляли только эксплуатацию объектов. В редких случаях в таких договорах были обязательства арендатора или пользователя по реконструкции и модернизации.
Соответственно, коммунальная инфраструктура за долгий срок такой эксплуатации значительно износилась, морально и физически устарела. Участились сбои в работе оборудования. Все это приводит к значительным потерям коммунальных ресурсов, что в свою очередь влечет увеличение затрат на их производство и реализацию.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, с 2015 года на федеральном уровне был принят ряд поправок в федеральные законы, по которым передача права владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры, после сдачи в эксплуатацию которых прошло более пяти лет, теперь должна осуществляться только по концессионным соглашениям.
Инвестиции в тарифе
- Чем же так хорош этот механизм?
- Он может решить ряд важнейших задач.
Во-первых, новая бизнес-модель позволяет выйти на новый уровень финансирования инновационных программ.
Во-вторых, определить те цели, которые необходимо достичь в рамках инвестиционной программы.
В-третьих, концессионер берет на себя долгосрочное обязательство по модернизации инфраструктуры, которую он принимает в концессию на основе программы модернизации (схемы теплоснабжения, водоснабжения), утвержденной муниципалитетом и способной интегрировать комплексный подход для ее реализации.
Не менее важно, что концессия позволяет построить комплексную инвестиционную программу, которая не ограничивается нишами с высокой рентабельностью, а охватывает систематическое обновление всех активов.
Более того, срок действия договора концессии и стабильность тарифных механизмов позволяют финансовым учреждениям предоставлять более дешевые кредиты.
Еще одним достоинством концессионной модели является то, что она объединяет операционную деятельность с инвестициями.
- Каковы принципы и особенности оформления концессии?
- По концессионному соглашению одна сторона - владелец имущества (муниципалитет или субъект Российской Федерации, либо Российская Федерация) передает другой стороне - концессионеру (частной компании) во владение и пользование объекты муниципальной или государственной собственности на определенный срок с обязательным условием их реконструкции или модернизации для достижения определенных показателей - результатов.
Также по концессии может быть предусмотрено строительство новых объектов, которых ранее не существовало. При этом собственником по таким объектам остается государство.
Срок концессии определяется сроком проведения мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов, а также сроком по возврату вложенных инвестором инвестиций.
Возврат вложенных инвестором инвестиций осуществляется через долгосрочные тарифы, которые устанавливаются на основании параметров концессии. Они же определяются еще до заключения соглашения.
То есть концессионер еще до заключения концессионного соглашения для себя должен понимать, какие объекты ему передадут, в каком они состоянии, что необходимо с ними сделать, кокой должен получиться результат, сколько на это необходимо средств и как эти средства будут ему возвращены.
Следует отметить, что механизм концессии достаточно сложный.
Задание концессионеру, то есть что нужно сделать, формируется на основании схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые утверждают органы местного самоуправления.
В настоящее время не все муниципальные образования края имеют качественные схемы. Их можно ежегодно актуализировать на определенных условиях. Таким условием является проведение технического обследования коммунальных объектов.
Далее необходимо рассчитать оптимальную финансово-тарифную модель, чтобы проект был окупаем в разумный срок, при этом тариф для потребителей вписывался в установленный на территории рост платы граждан. Если такие сценарные условия добиться невозможно (либо срок возврата слишком большой, либо тариф для потребителей не приемлем), необходимо предусматривать средства муниципального бюджета или бюджета субъекта для софинансирования такого проекта, то есть предусматривать плату концедента.
Водоотвод в Переяславке
- Когда в Хабаровском крае стал применяться механизм концессии?
- Хабаровский край активно включился в работу по передаче объектов в концессию с 2015 года.
С 2015 года по настоящее время в крае заключено 42 концессионных соглашения. Концессионерам передан 221 объект коммунальной инфраструктуры. Общий объем средств для строительства, реконструкции и модернизации объектов по заключенным концессиям составляет 1521 млн. рублей, из них обязательства концессионера - 968,2 млн. рублей.
Однако реально работающих концессий, то есть по которым сегодня осуществляется комплексная реконструкция коммунальных объектов с привлечением частных инвестиций, не много.
- Например?
- Хотелось бы отметить два проекта, которые успешно реализуются в крае по форме концессии. Это «Реконструкция системы водоотведения в р. п. Переяславка муниципального района имени Лазо» и проект «Реконструкция системы теплоснабжения в р. п. Чегдомын».
Данные проекты реализуются в том числе с привлечением финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Например, система водоотведения п. Переяславка-2 состояла из канализационной сети 1987 года постройки протяженностью 5,2 км и представляла собой самотечный коллектор, собирающий стоки от всех потребителей, и решетки для механической очистки стоков.
Хозяйственно-бытовые сточные воды п. Переяславка-2 сбрасывались на рельеф и в реку Кия без предварительной обработки на очистных сооружениях канализации. Лабораторные исследования проб очищенных сточных вод не производились.
Эксплуатация такой системы водоотведения экологически небезопасна и могла привести к возникновению аварийных ситуаций. Таким образом, необходимость реконструкции подобной системы водоотведения просто очевидна.
И вот за этот проект «Реконструкция системы водоотведения в р. п. Переяславка» взялось ООО «АмурТермоЭнерго», которое в 2016 году заключило концессионное соглашение с муниципальным районом имени Лазо.
Реализация проекта проходила с учетом результатов инженерно-геодезических изысканий и требований технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Сам проект включал в себя реконструкцию и строительство канализационных сетей, строительство очистных сооружений производительностью 1000 м3/сутки, а также строительство канализационной насосной станции бытовых стоков производительностью 12 м3/ч.
Реализация проекта была рассчитана на 2016-2017 годы. При этом в 2016 году проведены были подготовительные работы по оформлению всех необходимых документов, сама стройка проходила в 2017 году. В ее процессе компания, между прочим, применила новые технологии и современное оборудование, произведенное в России.
В результате создана современная инфраструктура, отвечающая всем современным требованиям, биологическая очистка стоков происходит с использованием мембранного биореактора, технологический процесс полностью автоматизирован.
Общий объем финансирования проекта составил 157,2 млн. рублей. Причем 60 процентов этой суммы - это средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. Средства инвестора (концессионера) и средства консолидированного бюджета составили около 21,1 и 18,9 процента соответственно.
Следует отметить, что участие в реализации проекта средств государственной поддержки, а также софинансирование проекта из консолидированного бюджета края позволило привлечь инвестора в поселение с небольшим объемом реализации и при этом установить оптимальный срок концессии и тариф на услугу по водоотведению в пределах установленного уровня платы граждан, утвержденного на территории.
Иначе говоря, государственная поддержка позволила создать современную систему водоотведения при оптимальном тарифе. А при реализации проекта только за счет средств инвестора срок окупаемости инвестиций составил бы около 30 лет при росте тарифа для потребителя в три раза. Что неприемлемо ни для инвестора, ни для потребителей.
Теплоснабжение для Чегдомына
- А что представляет из себя проект «Реконструкции системы теплоснабжения в Чегдомыне»?
- Долгие годы в коммунальном хозяйстве поселка Чегдомын был ряд проблем, среди которых и недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей людей в более качественных коммунальных услугах.
Было неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов, и высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений. Неэффективно использовались природные ресурсы в виде потерь в процессе производства и транспортировки до потребителей.
Наибольшее негативное влияние на экологическую обстановку поселка, ненадлежащее обеспечение жителей услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению оказывала котельная № 29.
Она была построена в 1973 году на окраине поселка. Однако до 1980 года велось активное строительство, в результате чего котельная оказалась в центре поселка Чегдомын.
Мощности ее едва хватает для отопления 77,0 тыс. кв. м жилой площади, что составляет лишь 30 процентов от общей жилой площади поселка, и обеспечения горячей водой 2,3 тыс. человек.
Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в 2016 году министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края был разработан проект «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын».
- В чем его суть?
- Проект включает в себя реконструкцию котельных № 1 и № 2, строительство тепловых сетей от котельной № 29 до котельной № 1, реконструкцию тепловых сетей, в том числе для обеспечения перспективной тепловой нагрузки, а также строительство новой бойлерной в районе котельной № 29.
Все эти мероприятия производятся для того, чтобы привести объекты централизованной системы теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, сократить расходы на производство услуг теплоснабжения, снизить удельный расход топлива для выработки энергоресурсов, а также уменьшить сверхнормативные потери.
Цель - создание надежной коммунальной инфраструктуры, имеющей необходимые резервы для перспективного развития, внедрения энергосберегающих технологий, повышения качества услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Но самое главное - обеспечить жизненные потребности и охрану здоровья людей, снизить отрицательное воздействие на окружающую среду, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
- Чем помогает в данном случае концессия?
- Для того чтобы иметь возможность реально влиять на ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Верхнебуреинского района и не допустить возникновения чрезвычайной ситуации, роста социального напряжения, правительством Хабаровского края было принято решение о принятии объектов муниципального имущества в сфере теплоснабжения поселка Чегдомын в государственную собственность Хабаровского края для последующей передачи их в концессию.
Затем по результатам открытого конкурса с АО «Хабаровские энергетические системы» в апреле 2017 года было заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения р. п. Чегдомын.
Стоимость концессии составляет 539,25 млн. рублей, в том числе обязательства инвестора - 190 млн. рублей. Необходимо отметить, что это первый проект в коммунальном комплексе края, на который инвестор привлек кредитные средства банка.
- На каком этапе сегодня находится реализация проекта реконструкции системы теплоснабжения в Чегдомыне?
- В 2017 году большая часть проекта была реализована: реконструированы котельные № 1 (мощностью 40,00 Гкал/ч) и № 2 (мощностью 16,29 Гкал/час), а также 3,7 км тепловых сетей (для обеспечения существующих гидравлических режимов и перспективных приростов тепловой нагрузки).
Кроме того, построены бойлерная 29 квартала (мощностью 13,4 Гкал/час в районе котельной № 29) и тепловые сети от котельной № 1 до котельной № 29 (для обеспечения перспективной тепловой нагрузки от котельной № 1 до новой бойлерной).
С окончанием отопительного периода концессионер продолжил реконструкцию тепловых сетей, а также работы по благоустройству участков над тепловыми сетями.
После реализации проекта качественную услугу теплоснабжения получат 9 732 чел., что составляет 70 процентов всего населения пос. Чегдомын. А улучшение экологической обстановки после проведенных мероприятий скажется на всем населении поселения.
Третья сторона - государство
- Существует мнение, что большинство муниципальных концессий имеет формальный характер. С этим реально как-то бороться?
- Для повышения качества концессий, чтобы они реально работали, а не были формально заключенными, в 2016 году в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.
Теперь третьей стороной по всем соглашениям, которые заключают муниципальные образования, в обязательном порядке выступает субъект Российской Федерации. В случае, если концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, не подписано субъектом Российской Федерации, такое концессионное соглашение считается незаключенным.
- Каким образом это делает концессионное соглашение более эффективным?
- Положительное воздействие на качество и эффективность концессионных соглашений, третьей стороной по которым выступает субъект Российской Федерации, вытекает из тех обязанностей, которые возникают у субъекта Российской Федерации по данным соглашениям.
Среди них - установление тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением; утверждение инвестиционных программ концессионера в соответствии с заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; а также возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении. Подробнее с обязанностями субъекта Российской Федерации по концессионному соглашению можно ознакомиться в соответствующем федеральном законе.
- В Хабаровском крае уже есть подобные концессионные соглашения, третьей стороной по которым выступает край?
- В 2017 году заключено три концессионных соглашения, по которым третьей стороной выступает Хабаровский край в лице губернатора. Это соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Вознесенского поселения Амурского района.
В этом году заключено два соглашения в отношении объектов теплоснабжения с. Рощино и с. Краснореченского Хабаровского муниципального района.
До конца года ожидается заключение порядка десяти концессий.
При этом именно для инвестора важно госучастие. Рынок ЖКХ стал интересен инвесторам, и в него пошли деньги с эффективным оборудованием, материалами, технологиями.
Однако, учитывая климатические особенности края, низкую плотность населения, небольшие объемы реализации услуг, сложную логистику территории, инвестор на концессию идет в основном с условием государственной поддержки.
Что такое концессия
Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором. Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.
Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка. Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход. Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.
В России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом.
Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:
Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
Наценке на цену продаваемого товара.
В качестве передаваемого ресурса могут выступать:
Природные ресурсы.
Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
Оборудование и техника.
Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.