Борьба за бренд (товарный знак) между двумя компаниями почти всегда носит острый до уровня скандала характер.
В Хабаровском крае таких случаев в истории местного предпринимательства не много и чаще всего они не предаются широкой огласке. Но спор между кондитерами ООО «Чашка чая» и ООО «Французская кондитерская» стал исключением. Только в 2014 году по их поводу было принято несколько «громких решений» краевого Арбитражного суда и Шестого арбитражного апелляционного суда. Арбитражные суды дружно встали на сторону «Чашки чая» в споре о нарушении исключительного авторского права на товарный знак компанией ООО «Французская кондитерская».
Судя по документам, представленным сторонами в суды, конфликт произошел из-за того, что «в 2012-2013 годах на территории Хабаровска реализовывалась продукция (торты) ООО «Чашка чая» и ООО «Французская кондитерская» со сходным дизайном этикеток по графическому, цветовому и текстовому решениям». На самом деле, если опубликовать эти две этикетки в детском журнале, то не всякий взрослый победит в конкурсе «найди 10 отличий».
При этом крайне трудно представить себе ситуацию, что одновременно разным дизайнерам двух разных компаний пришла в голову одинаковая идея макета этикетки. Обычно (в мировой практике) таким образом происходит злонамеренное копирование бренда, и в результате рядом с кроссовками «Адидас» появляются на прилавках кроссовки «Абибас». Внешне они очень похожи, модель стопроцентно скопирована, но вот качество…
Представьте себе на кондитерском рынке может случиться то же самое. А вы не замечали, что иногда купленное вами пирожное типа «картошка» прямо тает во рту, а порой крошится на языке как сладковатая штукатурка (при одном и том же ГОСТе!). Мудрые покупатели поэтому запоминают производителя вкусного пирожного и покупают только его «картошку». А как они находят своего производителя? Правильно - по этикетке. Поэтому вкусные и популярные кондитеры стараются себя с ее помощью отличить от невкусных и малоизвестных.
Как, к примеру, компания «Новоторг», которая зарегистрировала торговые знаки на рецепты выпускаемой ими продукции чуть ли не в первые дни своего существования. Причем делать такие торты, как делает эта фирма, не имеет право больше ни один производитель в стране, поскольку действие торгового знака распространяется на всю ее территорию.
При чем здесь «Чашка чая»? Дело в том, что юридически разные компании «Новоторг» и «Чашка чая» - не просто друзья, а «близкие родственники» - у них один и тот же учредитель.
Оттуда же, кстати (из «Новоторга»), ведет свою историю и французская коллекция «Чашки чая». Еще в 2010 году, когда в Хабаровск прилетал, будучи президентом, Дмитрий Медведев, заказ для его десерта получил «Новоторг».
«Конечно, - писала «Тихоокеанская звезда», - кондитеры «НОВОТОРГа» хотели президента не то чтобы поразить, но хотя бы блеснуть перед ним чем-нибудь эксклюзивным - настойчиво предлагали, например, свои самые изысканные коллекции: французскую и итальянскую. Но их попросили сделать торты и пирожные именно с дальневосточным колоритом…
- А откуда у вас итальянская и французская коллекции, которые так и не попробовал глава государства?
- Из Италии и Франции, - говорит главный технолог Людмила Бабич. - В марте этого года мы ездили в Париж на всемирную выставку «Europain-2010». Там были мастер-классы, причем по нашей просьбе, они проходили в самых шикарных кафе, например в «Ленотре» на Елисейских полях. Французские кондитеры, что интересно, ничего от нас не скрывали, делились и рецептами, и технологиями, и какими-то даже личными секретами. И мы привезли в результате в Хабаровск действительно новую парижскую линию - пока в ней семь тортов, но будет 10». («О вкусах с президентом не спорят» - «ТОЗ» от 09.07.2010).
Не удивительно, что трепетное отношение к своему бренду от «Новоторга» перешло (вместе с учредителем, видимо) к «Чашке чая». Во всяком случае, свою этикетку с логотипами: «Французская коллекция», «кондитерские шедевры» ООО «Чашка чая» зарегистрировало в Роспатенте в ноябре 2013 года, а в декабре уже обратилось в арбитражный суд с иском по поводу этикетки конкурентов с логотипами: «Французская кондитерская», «мы делаем шедевры».
Кроме того, как оказывается, между компаниями ООО «Чашка чая» и «Французская кондитерская» тоже есть вполне определенная связь. Судя по документам, нынешний «Генеральный директор ООО «Французская кондитерская» Пушкарев А. А. в период с 20 октября 2009 года по 18 февраля 2010 года являлся генеральным директором ООО «Чашка чая». Здесь «Чашка чая» делает прозрачный намек: «имел доступ ко всей информации, в том числе касающейся планируемого выпуска новой продукции, в том числе о создании этикетки».
Но ушел. А в июле 2010 регистрируется в качестве юридического лица «Французская кондитерская», в которой он теперь главный руководитель. При этом оба ООО начинают осуществлять одинаковые, как два пирожных, виды деятельности.
Итог: 10 февраля 2014 года Арбитражный суд Хабаровского края признал в действиях ООО «Французская кондитерская» наличие нарушения исключительного авторского права на товарный знак и решил «взыскать с ООО «Французская кондитерская» в пользу ООО «Чашка чая» компенсацию за нарушение исключительного авторского права на товарный знак в размере 10000 рублей».
«Французская кондитерская» это решение обжаловала.
26 марта 2014 года Шестой апелляционный суд апелляционную жалобу ООО «Французская кондитерская» оставил без удовлетворения.
С декабря 2013 года «Французская кондитерская» свою продукцию со спорной этикеткой в торговую сеть больше не поставляет.
Игорь Вилин.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
22.03.2023 18:33
Форум «Амур» объявил старт набора
22.03.2023 18:13
Дорожную сеть Хабаровского края готовят к сезону
22.03.2023 17:52
В Хабаровском крае продолжается модернизация сельских почтовых отделений
22.03.2023 17:32
Мастер-класс от олимпийской чемпионки Маргариты Мамун
22.03.2023 17:11
Открытый урок для хабаровских школьников: нет пожарам!
15.03.2023 00:00
В долгах, как в шелках…
Фразеологизм «в долгах, как в шелках» употребляют по отношению к человеку, глубоко погрязшему в денежных долгах.
07.03.2023 09:00
Письма счастья: такие разные, но любимые и красивые
Каково это быть женщиной? Как сами представительницы прекрасной половины видят себя, свой мир, что приносит им счастье, а что огорчает? И как строят отношения? Читательницы «Тихоокеанской звезды» рассказывают свои истории.
Нет комментариев