Вредный, капризный, но зато какой артист!
06.06.2020
416

Валерий Хозяйчев был великолепен и ни на кого не похож
В середине июне исполнится два года, как нет с нами легендарного актёра Хабаровского краевого музыкального театра, народного артиста России Валерия Хозяйчева. Было ему 72 года.
На сцене музыкального театра Хозяйчев служил с 1965 года. И все это время артист покорял публику своей искренностью, пластикой, полетной легкостью движений, продуманностью каждой детали образов.
Он был великолепен и ни на кого не похож. Профессионально танцевал балет, степ, народный танец, чечетку. По словам коллег, Хозяйчев не боялся прибегать к рискованным приемам и трюкам, использовал смелые, острые, гротесковые средства выразительности.
- Валера был потрясающим артистом и одной из лучших страниц нашего театра, - считает заслуженная артистка России Людмила Блок. - Я дружила с ним 40 лет. По жизни Хозяйчев бывает такой вредный и капризный - это просто тихий ужас! Но когда он твой партнёр на сцене, просто улетаешь. Как же мне его не хватает…
… Театром Валерий был увлечен с детства. Ходил во Дворец пионеров, танцевал, читал. Но тогда даже не подозревал, что жизнь свою свяжет с искусством. Тем более родители были далеки от этого. Семья многодетная - восемь детей. Какой там театр?
- Жили мы во Владивостоке, - вспоминал потом Валерий Михайлович. - Когда оканчивал школу, к нам на гастроли приехал театр музкомедии из Хабаровска. Вот тогда впервые в жизни и попал в театр, окунувшись в атмосферу этого праздника, и подумал: вот бы мне здесь работать! И поехал поступать в театральное училище в Хабаровск, где выпускались артисты оперетты.
В музкомедию Хозяйчев попал стремительно, еще будучи второкурсником, в балет. Но потом выяснилось, что совмещать занятия у балетного станка с учебой довольно сложно. И тогда Хозяйчева перевели в хор.
Пел он, видимо, уже тогда неплохо. Не случайно по окончании училища из всех студентов, подрабатывавших в хоре, в театре предложили остаться только Валерию.
А вскоре Хозяйчева забрали в армию. Впрочем, реально послужил только год (в полку связи в Магдагачи, что в Амурской области), а потом его перевели в ансамбль Краснознаменного Дальневосточного округа.
- Мне в ансамбле предложили на выбор: быть ведущим, петь в хоре или танцевать, - рассказывал Валерий Хозяйчев. - Выбрал в итоге танцы.
Потом он вернулся в родной театр и вскоре сыграл матроса Севку Мамыкина в своем первом спектакле «Полярная звезда». Это была дипломная работа Кожухина, режиссера из ГИТИСа.
- Это была пьеса про любовь, дружбу, светлые отношения, про хороших моряков, - говорил Валерий Михайлович. - Кожухин в программке написал мне: «Начинающему артисту от начинающего режиссера». Было приятно. Ну и потом понеслось… Считаю, самые сильные спектакли были в ту пору, когда главным режиссером являлся Юлий Гриншпун. Из самых любимых - «Жирофле-Жирофля». Спектакль великолепный, вся пьеса в стихах. Я играл губернатора. Также памятен его спектакль «Женихи». Кстати, если бы меня спросили, кого считаю своими театральными учителями, то ответил бы так: «Гримма и Гриншпуна».
- Режиссер всегда прав или у вас есть иное мнение? - как-то спросили журналисты у артиста.
- Знаете, я часто фантазировал, особенно по молодости, по роли одно, а режиссер ставил иные задачи, - ответил Хозяйчев. - Вот, например, с тем же Гриншпуном был у меня пример несовпадения. В «Свадьбе в Малиновке» мне дали роль Попандопуло. Естественно, я до этого видел разных Попандопул: и знаменитого Михаила Водяного в известном фильме, и нашего Гримма, и многих других. И это в советском понимании оперетты 1960-70 годов было так смешно. Я был счастлив, думал: «Именно так и сыграю!»
Стал придумывать себе образ: где у меня будет рваная тельняшка и где буду чесаться. Даже лысину себе раздобыл, проволочки решил в нее вставить - как будто вены. Но Гриншпун сказал: «Никаких лысин». Мне даже реплик поубавил. Режиссер решил, что я буду совсем другим Попандопуло: как Остап Бендер.
Пришлось себя перебороть. Но зато это вылилось в такую блестящую роль! И зритель по достоинству оценил, как Гриншпун по-новому увидел образ Попандопуло. Мы же себя не видим со стороны и порой несем такую чушь со сцены. И очень хорошо, когда есть глаз, который все это видит.
Рассказывают, что однажды Валерий Михайлович стоял возле хлебного киоска. В очередь за артистом встала старушка. Когда узнала его, стала говорить комплименты: «Знаете, я выросла на ваших спектаклях. Еще вас смотрела в том театре - старом, на Амуре который».
- Думаю: батюшки! Тебе же лет 80 уже! Сколько же мне тогда должно быть, если ты выросла на моих спектаклях? - так комментировал эту историю Хозяйчев.
Или вот еще история из его жизни. Когда Валерий Михайлович получил звание народного артиста РФ, он подумал: ну, всё, завтра приду, буду по театру ходить так… достойно. Пришел, а все говорят: «А, Хозя! Привет!». В общем, никакой трансформации не произошло.
На сцене Хозяйчев многими воспринимается как балагур, весельчак и вообще мягкий человек. А какой он был в жизни?
- На самом деле я достаточно вспыльчивый и нервный человек, - говорил о себе артист. - Вообще холерик. С мягкостью, интеллигентностью, без вспыльчивости, мне, наверное, было бы работать нелегко.
…Он обладал секретом трюка, репризы, перевоплощения, виртуозно двигался и танцевал в любом возрасте. Большой артист и необыкновенный человек, любимый многими поколениями зрителей. Говорят, что незаменимых нет. Но кто, скажите, Хозяйчева заменит?!
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
На сцене музыкального театра Хозяйчев служил с 1965 года. И все это время артист покорял публику своей искренностью, пластикой, полетной легкостью движений, продуманностью каждой детали образов.
Он был великолепен и ни на кого не похож. Профессионально танцевал балет, степ, народный танец, чечетку. По словам коллег, Хозяйчев не боялся прибегать к рискованным приемам и трюкам, использовал смелые, острые, гротесковые средства выразительности.
- Валера был потрясающим артистом и одной из лучших страниц нашего театра, - считает заслуженная артистка России Людмила Блок. - Я дружила с ним 40 лет. По жизни Хозяйчев бывает такой вредный и капризный - это просто тихий ужас! Но когда он твой партнёр на сцене, просто улетаешь. Как же мне его не хватает…
… Театром Валерий был увлечен с детства. Ходил во Дворец пионеров, танцевал, читал. Но тогда даже не подозревал, что жизнь свою свяжет с искусством. Тем более родители были далеки от этого. Семья многодетная - восемь детей. Какой там театр?
- Жили мы во Владивостоке, - вспоминал потом Валерий Михайлович. - Когда оканчивал школу, к нам на гастроли приехал театр музкомедии из Хабаровска. Вот тогда впервые в жизни и попал в театр, окунувшись в атмосферу этого праздника, и подумал: вот бы мне здесь работать! И поехал поступать в театральное училище в Хабаровск, где выпускались артисты оперетты.
В музкомедию Хозяйчев попал стремительно, еще будучи второкурсником, в балет. Но потом выяснилось, что совмещать занятия у балетного станка с учебой довольно сложно. И тогда Хозяйчева перевели в хор.
Пел он, видимо, уже тогда неплохо. Не случайно по окончании училища из всех студентов, подрабатывавших в хоре, в театре предложили остаться только Валерию.
А вскоре Хозяйчева забрали в армию. Впрочем, реально послужил только год (в полку связи в Магдагачи, что в Амурской области), а потом его перевели в ансамбль Краснознаменного Дальневосточного округа.
- Мне в ансамбле предложили на выбор: быть ведущим, петь в хоре или танцевать, - рассказывал Валерий Хозяйчев. - Выбрал в итоге танцы.
Потом он вернулся в родной театр и вскоре сыграл матроса Севку Мамыкина в своем первом спектакле «Полярная звезда». Это была дипломная работа Кожухина, режиссера из ГИТИСа.
- Это была пьеса про любовь, дружбу, светлые отношения, про хороших моряков, - говорил Валерий Михайлович. - Кожухин в программке написал мне: «Начинающему артисту от начинающего режиссера». Было приятно. Ну и потом понеслось… Считаю, самые сильные спектакли были в ту пору, когда главным режиссером являлся Юлий Гриншпун. Из самых любимых - «Жирофле-Жирофля». Спектакль великолепный, вся пьеса в стихах. Я играл губернатора. Также памятен его спектакль «Женихи». Кстати, если бы меня спросили, кого считаю своими театральными учителями, то ответил бы так: «Гримма и Гриншпуна».
- Режиссер всегда прав или у вас есть иное мнение? - как-то спросили журналисты у артиста.
- Знаете, я часто фантазировал, особенно по молодости, по роли одно, а режиссер ставил иные задачи, - ответил Хозяйчев. - Вот, например, с тем же Гриншпуном был у меня пример несовпадения. В «Свадьбе в Малиновке» мне дали роль Попандопуло. Естественно, я до этого видел разных Попандопул: и знаменитого Михаила Водяного в известном фильме, и нашего Гримма, и многих других. И это в советском понимании оперетты 1960-70 годов было так смешно. Я был счастлив, думал: «Именно так и сыграю!»
Стал придумывать себе образ: где у меня будет рваная тельняшка и где буду чесаться. Даже лысину себе раздобыл, проволочки решил в нее вставить - как будто вены. Но Гриншпун сказал: «Никаких лысин». Мне даже реплик поубавил. Режиссер решил, что я буду совсем другим Попандопуло: как Остап Бендер.
Пришлось себя перебороть. Но зато это вылилось в такую блестящую роль! И зритель по достоинству оценил, как Гриншпун по-новому увидел образ Попандопуло. Мы же себя не видим со стороны и порой несем такую чушь со сцены. И очень хорошо, когда есть глаз, который все это видит.
Рассказывают, что однажды Валерий Михайлович стоял возле хлебного киоска. В очередь за артистом встала старушка. Когда узнала его, стала говорить комплименты: «Знаете, я выросла на ваших спектаклях. Еще вас смотрела в том театре - старом, на Амуре который».
- Думаю: батюшки! Тебе же лет 80 уже! Сколько же мне тогда должно быть, если ты выросла на моих спектаклях? - так комментировал эту историю Хозяйчев.
Или вот еще история из его жизни. Когда Валерий Михайлович получил звание народного артиста РФ, он подумал: ну, всё, завтра приду, буду по театру ходить так… достойно. Пришел, а все говорят: «А, Хозя! Привет!». В общем, никакой трансформации не произошло.
На сцене Хозяйчев многими воспринимается как балагур, весельчак и вообще мягкий человек. А какой он был в жизни?
- На самом деле я достаточно вспыльчивый и нервный человек, - говорил о себе артист. - Вообще холерик. С мягкостью, интеллигентностью, без вспыльчивости, мне, наверное, было бы работать нелегко.
…Он обладал секретом трюка, репризы, перевоплощения, виртуозно двигался и танцевал в любом возрасте. Большой артист и необыкновенный человек, любимый многими поколениями зрителей. Говорят, что незаменимых нет. Но кто, скажите, Хозяйчева заменит?!
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.