поиск
20 сентября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Всегда со мной

31.08.2016
Просмотры
172
(Окончание. Начало в номерах за 3, 4, 6,10, 11, 16, 18, 20, 23, 24, 25 и 27 августа 2016 г.)
И я горжусь тем, что активная деятельность моего отца во благо людей и на процветание родного города высоко оценена земляками. На здании техникума установлена мемориальная доска в честь Н.В. Усенко. Имя его присвоено Вяземскому лесхозу-техникуму и Вяземскому краеведческому районному музею.
Первая отцовская публикация о необходимости создания такого музея была помещена в 1951 году в одной из краевых газет. Спустя годы районная газета «Ленинский путь» печатает статью отца «Нужен районный музей», на которую активно откликнулась общественность. И, наконец, районные власти, подхватив инициативу, создают оргкомитет под председательством зам. председателя райисполкома В.И. Горяшина. В состав комитета вошли 12 человек.
Первой в списке значилась фамилия инициатора и организатора создания музея Н.В. Усенко. Опубликование в «Ленинском пути» 5 июля 1973 года постановления городского Совета депутатов трудящихся подвигло народные массы на активный сбор экспонатов…  Некоторые вяземцы, не вникая в суть призывов, несли раритеты прямо во двор папы-депутата с «уличным комитетом» - мамой. Подключился к кампании по сбору экспонатов и папин младший брат - Константин Васильевич. Всю жизнь братья были дружны, дорожили мнением друг друга, советовались, принимая какое-либо решение.
Дядя Костя, младший в дедовской семье, обладал феноменальной памятью, хорошо знал хронологию всевозможных событий, был хранителем многих семейных реликвий и секретов. Став дарителем создаваемого музея, передал родительские иконы, сани, множество бытовых экспонатов. Многие железнодорожники благодаря ему «заразились» музейной «темой», став дарителями.
Сам Николай Васильевич сдал порядка 500 экспонатов, оформив, как положено, в двух экземплярах их перечень, с подписями его и директора музея. Интерес представляют школьные учебники старших братьев отца, собрание сочинений Гоголя из дедовской библиотеки, логарифмическая линейка, готовальня и др.
Наряду с семейными реликвиями папа сдал ценные материалы об инженере О.П. Вяземском, уникальную книгу «Красная Голгофа», переданную ему Г.Ф. Ковалем, письма самого Григория Федотовича, его сестры Е.Ф. Ладневой, письмо академика А.П. Окладникова и др. материалы. Длительная переписка с вдовой К.П. Ильина, В.А. Мотиной, жившей у младшей дочери в Махачкале, также представлена в запасниках музея. Валентина Алексеевна восхищалась папиными книгами, глубоким познанием предмета и стилем изложения. Это ей принадлежит высокая оценка его трудов - «наш дальневосточный Пришвин».
Папа подарил музею написанные им книги. Переизданные уже в 21-м веке, его книги мною также подарены любимому музею.
Высокой похвалы достоин коллектив сотрудников Вяземского краеведческого музея, сплачиваемый директором музея Ларисой Васильевной Соколовой и его главным хранителем Татьяной Васильевной Мальцевой. Бывая в музее, не могу избавиться от ощущения дома родного. И не потому, что встречаюсь с экспонатами, знакомыми с детства и появлявшимися в родительском доме на протяжении жизни. Тёплое душевное отношение к посетителям всех сотрудниц музея, их гордость от того, с чем они знакомят, и радость от заинтересованности результатами их труда - всё это рождает буквально родственные чувства.
44 года папа с мамой прожили на Вяземской. Их знали и уважали жители посёлка, ставшего городом Вяземским. К ним часто приходили за советом и помощью: к отцу как депутату, а маму просто называли уличным комитетом. У неё были помощницы-активистки. Когда нужно было собрать домохозяек на субботник, в колхоз, для каких-либо общественных работ - подключались все, по цепочке оповещая друг друга. Женщины запросто обращались к маме с любыми просьбами.
Молодые участницы вокальной группы брали у мамы напрокат её концертные шали (кстати, одна её шёлковая вязаная шаль с кистями в Гродековском музее, перекинутая через спинку стула, встречает уставших посетителей на четвёртом этаже). Просили маму продиктовать слова песни или романса, подсказать мотив, помочь выбрать фасон, раскроить ткань, подобрать рисунки «ришелье» для занавесок, салфеток или косынок - отказа ни в чём не было. Спокойно (все знали, что конфиденциальность была гарантирована) малограмотные доверяли прочитать вслух адресованное им письмо, тут же написать ответ или какое-либо заявление.
Жители активно поддерживали чистоту и порядок на своей улице, украшали дворы клумбами, делились семенами и цветочной рассадой, озеленяли свои дворы. В этом невольно подал пример наш папа. Как-то после войны принёс он отбракованные при благоустройстве территории Новостройки прутики - саженцы ильма. Папа вырыл канавку вдоль забора внутри двора.
Нам с Юриком он доверил пролить её водой и присыпать землёй, прихлопывая ладошками, поддерживаемые им прутики. На удивление, практически из ничего взросла замечательная живая изгородь. Верх её папа подстригал чуть выше забора, а кроны двух деревцев по бокам калитки превращал в шары. Со временем ширились ряды последователей такой «окантовки» дворов и их облагораживания.
Дети во всем помогали родителям. Цветами в семьях в основном занимались девочки. Часто всплывают в памяти картины и связанные с ними чувства и ощущения той далёкой поры. По окончании начальной школы родители поощрили меня путёвкой в пионерский лагерь лесников, располагавшийся на левом берегу Амура.
Позаботившись о том, чтобы я не тосковала в одиночестве по дому, папа взял путёвку Нине, единственной, с кем проучились мы в одном классе с первого по десятый. Да и впоследствии мы окончили один институт, лишь факультеты разные. Нина окончила филологический.
В семье мы с братьями исподволь получили неплохое воспитание - и трудовое в том числе. У каждого из нас были свои обязанности, и было стыдно их не выполнить или исполнить плохо. Какое было наказание? Нас в общепринятом смысле этого слова не воспитывали. Нотаций нам не читали, ремнём не пороли, в угол не ставили. Укоризненный взгляд, а ещё хуже - когда тебя как будто не замечают! Всего-то, кто-нибудь сейчас скажет, это прочитав.
Каждый ребёнок ведь сам понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Но так трудно добиться, чтобы он понял, как хорошо делать всё хорошо. И как же сладко было покаянно склониться к родительскому плечу или уткнуться в колени и ощутить поглаживание родной руки по головке! Такие уроки помнятся всю жизнь.
Наши родители умели, не применяя «кнута и пряника», помочь нам осознать свои ошибки. Они были хорошими педагогами. Теплоты их сердец хватало на всех. Натуры творчески одарённые, они были красивой парой и великими тружениками, без суеты и спешки справляясь с любой работой. Незаметно для нас сумели привить нам, своим детям, ответственное отношение к труду и чувство радости от хорошо сделанной работы. Из многих составляющих счастливого семейного долголетия, на мой взгляд, наиважнейшими являются взаимопонимание, взаимоуважение и, если хотите, жертвенность.
У моих родителей всё это было.
Публикацию подготовил
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.