Всегда со мной
04.08.2016
218
(Продолжение. Начало в номере за 3 августа 2016 г.)
Жизнь у наших переселенцев налаживалась. Дом получился тёплым, уютным, обставленным красивой добротной мебелью. Стены гостиной украшали картины. Одна из них была куплена в каком-то морском порту по пути на Дальний Восток.
При доме уже возделывался огород, разбили сад с прудом, скамейками и беседкой. В саду стояли ульи, и труженицы-пчёлы наполняли сад ровным гудением. На сохранившихся отцовских фотографиях видны стройные ряды цветущих плодовых деревьев. Выращивали в саду и клубнику. Отец вспоминал, как в детстве ему было вменено в обязанность вырубать топориком из неиспользованных за зиму сухих веников для бани рогульки и подставлять их под стебельки с ягодами, чтобы те не касались земли. Неподалеку от собственного дома построен был отдельно стоящий дом для квартирантов с небольшим приусадебным участком.
Дед наш на станции Вяземская начал трудовую жизнь рабочим по ремонту путей. Затем он, будучи довольно грамотным человеком, легко освоив аппарат Морзе, стал телеграфистом. Территориально и по роду деятельности семья Усенко влилась в ряды железнодорожников.
Кроме железнодорожного посёлка, на ст. Вяземская были ещё крестьянское село Вяземское и казачий посёлок Гленовский. В каждом из них была своя школа, свои нравы и обычаи.
Пошёл в школу Василий-младший, первенец семьи Усенко. По воспоминаниям моего отца, на ст. Вяземская «… небольшое, но добротно выложенное из прочного кирпича одноэтажное здание школы для детей железнодорожников было построено и подготовлено к началу нового учебного года в 1899 г. Но случился конфуз: оказалось, что учиться некому, в семьях новосёлов-железнодорожников дети ещё не доросли до школьного возраста…
«Казачья» школа помещалась в небольшом деревянном доме, в ней обучались дети казаков.
У крестьянской школы было солидное, единственное в то время в Вяземском двухэтажное, красивое и светлое здание. В эту школу был наибольший доступ для обучения детей крестьян, железнодорожников и казаков. По окончании её можно было поступить в Хабаровское железнодорожное техническое училище, ставшее впоследствии техникумом. Этим преимуществом и воспользовались выпускники крестьянской школы, сыновья друживших семьями железнодорожников Максим Коваль и Василий Усенко».
Пользуясь правом на бесплатный проезд, друзья, щеголявшие в форменном обмундировании, частенько появлялись на Вяземской.
Ежегодно и наш дед по железной дороге привозил с малой родины не только саженцы плодовых деревьев, но и породистый скот. Знатные удои давали коровы симментальской породы. Сметана, сливочное масло, свинина и «доброе украинское сало», мясо птицы, овощи и фрукты, ягоды, мёд - всё производилось в собственном хозяйстве. Сколько же труда надо было вложить, чтобы всюду успеть!
Постоянно труд по хозяйству активно механизировался. Приобретались устройства и механизмы для облегчения домашнего труда. Плуги, бороны и прочий инвентарь - всего не перечислить. Для бабушки была куплена швейная машинка «Зингер» с ручным и ножным приводами.
В школьные годы Коля каждое лето отправлялся по железной дороге в гости к крёстной матери тёте Домне. Сборы были сродни священному ритуалу. Мать усаживалась за машинку и к летним каникулам шила Коле новые брюки и рубашку. Отец упаковывал домашние гостинцы: мёд, варенье, сало и проч. Посадив сына в поезд, он тут же телеграфировал свояку номер вагона. Встретив гостя, начальник станции, важный, в форменном облачении, с почётом усаживал его в пролётку. У дома мальчик попадал в объятия крёстной. Кучер с кухаркой вносили гостинцы в дом. Столько ласки и внимания в родительском доме детям не выпадало… Их в семье было шестеро. После Николая на Вяземской родились еще трое детей: Владимир в 1908 году, Надежда - в 1911 г. и Константин - в 1913 г.
У родителей было очень много работы по хозяйству. А хозяйство переселенцы из Полтавской губернии «зробылы» немалое. И все дети получили хорошее «трудовое воспитание», с малых лет приучаясь оказывать во всём посильную помощь родителям. «Центром трудового воспитания детей была семья», - читаю в воспоминаниях отца.
Зимами дед Василий практиковал семейные чтения. В домашней библиотеке были собрание сочинений Гоголя, басни Крылова, том стихов Тараса Шевченко, книги по истории, в том числе «История Киевской Руси». «Библия» присутствовала в нескольких экземплярах, для повседневного пользования и иллюстрированная, в кожаном переплёте. Было много книг для детей, начиная с книжек-раскладушек (или гармошек?). Повзрослев, дети постепенно знакомились с толстовскими рассказами для детей и с Левшой, Гулливером и Томом Сойером… Выписывались газеты. Целые стопы «Нивы» перелистывали на чердаке позже мы, дети Николая и Константина. Интересно, что с первой краевой газетой, нынешним ТОЗом, школьник Николай познакомился в родительском доме. И всю оставшуюся жизнь наш отец был дружен с ней. Не расстаётся с «Тихоокеанской звездой» и наше поколение.
В школьные годы все дети успешно учились, а по окончании школы продолжали учиться дальше. Старший сын Василий, обучавшийся в Хабаровском железнодорожном техникуме, стал гордостью младших - Гаврилы, Николая, Владимира и сестрёнки Нади. Когда он приезжал домой, младшие зачарованно не сводили глаз со стройного красивого юноши в форменной фуражке с кокардой, в кителе и шинели с блестящими пуговицами. Гордились сыном и родители. Рады были визитам племянника родственники - тётя Домна с мужем, начальником станции, и воспитанницей Наташей.
В отцовском архиве хранилась бумажная папка с надписью на обложке «Это врезалось в память»… Там были неопубликованные рассказы о событиях из его долгой жизни. Среди других рассказов («Как провожали учителя на фронт», «Японские интервенты в школе», «Вишнёвый куст» и др.) был рассказ «Фуражка». Сюжет простой: ветром сорвало форменную фуражку с головы Василия Усенко. В одну из поездок домой, открыв дверь в тамбуре, в радостном возбуждении, ухватившись за поручни, подставил разгорячённое лицо встречному ветру…
Из Вяземской по телеграфу сообщили ориентировочное место происшествия… Обходчики, не найдя сорванную фуражку сразу, обнаружили пропажу лишь весной, когда сходил снег, и тут же известили Василия Алексеевича. А Василий-младший, получив хороший нагоняй от отца, уже щеголял в новой фуражке, пошитой дорогим портным.
… Семейный уклад сформирован. Довольно обеспеченная, грамотная, читающая семейная пара с воспитанными детьми принята была и вяземским «высшим светом». Глава семьи, весёлый, компанейский, на светских и церковных праздниках, пикниках и народных гуляниях рядом с изящной, с хорошими манерами, супругой выглядели достойно. Любимым местом для семейного отдыха был железнодорожный сад.
На старинных фотографиях с пикников среди «элиты» в строгих костюмах с галстуками и «котелках» наш дед предстаёт в форменных мундире и фуражке железнодорожника. Так же обожали железнодорожную форму его сыновья - старший Василий и младший Константин. Он всю свою трудовую жизнь посвятил железнодорожному транспорту, работая в Вяземских мастерских связи Дальневосточной железной дороги. Из трёх внуков нашего деда - Льва Николаевича, Юрия Константиновича и Виктора Константиновича, окончивших ХабИИЖТ (нынешний ДВГУПС), - сохранял приверженность железнодорожной форме Юрий Константинович.
Виктору Константиновичу в наследство от деда достались страсть к охоте и любовь к собакам. Бродил он с ружьишком по вяземским лесам во время студенческих каникул. Охотился на БАМе, в строительстве которого они с женой Ольгой Сергеевной принимали участие. Прожив большую часть жизни в городских квартирах, они и поныне живут втроём с любимой собакой.
Что касаемо формы, довелось и мне с братьями часть трудовой жизни достойно представлять в мундирах свои ведомства. Мундир с крупными звёздами и лампасами делал Льва Николаевича, зам. начальника управления Приамурского округа Гостехнадзора России, похожим на настоящего генерала.
Мне пришлось надеть форменный костюм, став руководителем подготовительного отделения ДВГУПСа. Носила я его с удовольствием. Мне нравились шевроны с тремя «золотыми» звёздами, петлицы на воротнике. И ещё - ласкали слух комплименты нам с формой.
Брат Юрий Николаевич, несостоявшийся кадровый офицер, ставший затем педагогом, многие годы трудился в школе. Работал учителем, стал директором школы, много сделал для её развития. Внедрил в учебный процесс кабинетную систему. Среди педагогов - активных помощников была его жена Валентина Васильевна, преподаватель математики с педагогическим стажем 41 год. Созданный в школе кабинет математики соответствовал всем стандартам, с которыми учителей знакомили на краевых курсах повышения квалификации.
По инициативе директора построили школьную теплицу. Там круглый год благоухали розы, цвели каллы, тюльпаны, нарциссы. Для школьной столовой выращивали зелень и овощи. Опыляли растения пчёлы из улика, подаренного школе нашим отцом. В школе образцово было поставлено физическое воспитание учащихся. Гордились учителя, школьники и их родители не только теплицей, но и собственным двадцатипятиметровым тиром для мелкокалиберного стрелкового оружия.
Публикацию подготовил
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
(Продолжение в следующих номерах газеты).
Жизнь у наших переселенцев налаживалась. Дом получился тёплым, уютным, обставленным красивой добротной мебелью. Стены гостиной украшали картины. Одна из них была куплена в каком-то морском порту по пути на Дальний Восток.
При доме уже возделывался огород, разбили сад с прудом, скамейками и беседкой. В саду стояли ульи, и труженицы-пчёлы наполняли сад ровным гудением. На сохранившихся отцовских фотографиях видны стройные ряды цветущих плодовых деревьев. Выращивали в саду и клубнику. Отец вспоминал, как в детстве ему было вменено в обязанность вырубать топориком из неиспользованных за зиму сухих веников для бани рогульки и подставлять их под стебельки с ягодами, чтобы те не касались земли. Неподалеку от собственного дома построен был отдельно стоящий дом для квартирантов с небольшим приусадебным участком.
Дед наш на станции Вяземская начал трудовую жизнь рабочим по ремонту путей. Затем он, будучи довольно грамотным человеком, легко освоив аппарат Морзе, стал телеграфистом. Территориально и по роду деятельности семья Усенко влилась в ряды железнодорожников.
Кроме железнодорожного посёлка, на ст. Вяземская были ещё крестьянское село Вяземское и казачий посёлок Гленовский. В каждом из них была своя школа, свои нравы и обычаи.
Пошёл в школу Василий-младший, первенец семьи Усенко. По воспоминаниям моего отца, на ст. Вяземская «… небольшое, но добротно выложенное из прочного кирпича одноэтажное здание школы для детей железнодорожников было построено и подготовлено к началу нового учебного года в 1899 г. Но случился конфуз: оказалось, что учиться некому, в семьях новосёлов-железнодорожников дети ещё не доросли до школьного возраста…
«Казачья» школа помещалась в небольшом деревянном доме, в ней обучались дети казаков.
У крестьянской школы было солидное, единственное в то время в Вяземском двухэтажное, красивое и светлое здание. В эту школу был наибольший доступ для обучения детей крестьян, железнодорожников и казаков. По окончании её можно было поступить в Хабаровское железнодорожное техническое училище, ставшее впоследствии техникумом. Этим преимуществом и воспользовались выпускники крестьянской школы, сыновья друживших семьями железнодорожников Максим Коваль и Василий Усенко».
Пользуясь правом на бесплатный проезд, друзья, щеголявшие в форменном обмундировании, частенько появлялись на Вяземской.
Ежегодно и наш дед по железной дороге привозил с малой родины не только саженцы плодовых деревьев, но и породистый скот. Знатные удои давали коровы симментальской породы. Сметана, сливочное масло, свинина и «доброе украинское сало», мясо птицы, овощи и фрукты, ягоды, мёд - всё производилось в собственном хозяйстве. Сколько же труда надо было вложить, чтобы всюду успеть!
Постоянно труд по хозяйству активно механизировался. Приобретались устройства и механизмы для облегчения домашнего труда. Плуги, бороны и прочий инвентарь - всего не перечислить. Для бабушки была куплена швейная машинка «Зингер» с ручным и ножным приводами.
В школьные годы Коля каждое лето отправлялся по железной дороге в гости к крёстной матери тёте Домне. Сборы были сродни священному ритуалу. Мать усаживалась за машинку и к летним каникулам шила Коле новые брюки и рубашку. Отец упаковывал домашние гостинцы: мёд, варенье, сало и проч. Посадив сына в поезд, он тут же телеграфировал свояку номер вагона. Встретив гостя, начальник станции, важный, в форменном облачении, с почётом усаживал его в пролётку. У дома мальчик попадал в объятия крёстной. Кучер с кухаркой вносили гостинцы в дом. Столько ласки и внимания в родительском доме детям не выпадало… Их в семье было шестеро. После Николая на Вяземской родились еще трое детей: Владимир в 1908 году, Надежда - в 1911 г. и Константин - в 1913 г.
У родителей было очень много работы по хозяйству. А хозяйство переселенцы из Полтавской губернии «зробылы» немалое. И все дети получили хорошее «трудовое воспитание», с малых лет приучаясь оказывать во всём посильную помощь родителям. «Центром трудового воспитания детей была семья», - читаю в воспоминаниях отца.
Зимами дед Василий практиковал семейные чтения. В домашней библиотеке были собрание сочинений Гоголя, басни Крылова, том стихов Тараса Шевченко, книги по истории, в том числе «История Киевской Руси». «Библия» присутствовала в нескольких экземплярах, для повседневного пользования и иллюстрированная, в кожаном переплёте. Было много книг для детей, начиная с книжек-раскладушек (или гармошек?). Повзрослев, дети постепенно знакомились с толстовскими рассказами для детей и с Левшой, Гулливером и Томом Сойером… Выписывались газеты. Целые стопы «Нивы» перелистывали на чердаке позже мы, дети Николая и Константина. Интересно, что с первой краевой газетой, нынешним ТОЗом, школьник Николай познакомился в родительском доме. И всю оставшуюся жизнь наш отец был дружен с ней. Не расстаётся с «Тихоокеанской звездой» и наше поколение.
В школьные годы все дети успешно учились, а по окончании школы продолжали учиться дальше. Старший сын Василий, обучавшийся в Хабаровском железнодорожном техникуме, стал гордостью младших - Гаврилы, Николая, Владимира и сестрёнки Нади. Когда он приезжал домой, младшие зачарованно не сводили глаз со стройного красивого юноши в форменной фуражке с кокардой, в кителе и шинели с блестящими пуговицами. Гордились сыном и родители. Рады были визитам племянника родственники - тётя Домна с мужем, начальником станции, и воспитанницей Наташей.
В отцовском архиве хранилась бумажная папка с надписью на обложке «Это врезалось в память»… Там были неопубликованные рассказы о событиях из его долгой жизни. Среди других рассказов («Как провожали учителя на фронт», «Японские интервенты в школе», «Вишнёвый куст» и др.) был рассказ «Фуражка». Сюжет простой: ветром сорвало форменную фуражку с головы Василия Усенко. В одну из поездок домой, открыв дверь в тамбуре, в радостном возбуждении, ухватившись за поручни, подставил разгорячённое лицо встречному ветру…
Из Вяземской по телеграфу сообщили ориентировочное место происшествия… Обходчики, не найдя сорванную фуражку сразу, обнаружили пропажу лишь весной, когда сходил снег, и тут же известили Василия Алексеевича. А Василий-младший, получив хороший нагоняй от отца, уже щеголял в новой фуражке, пошитой дорогим портным.
… Семейный уклад сформирован. Довольно обеспеченная, грамотная, читающая семейная пара с воспитанными детьми принята была и вяземским «высшим светом». Глава семьи, весёлый, компанейский, на светских и церковных праздниках, пикниках и народных гуляниях рядом с изящной, с хорошими манерами, супругой выглядели достойно. Любимым местом для семейного отдыха был железнодорожный сад.
На старинных фотографиях с пикников среди «элиты» в строгих костюмах с галстуками и «котелках» наш дед предстаёт в форменных мундире и фуражке железнодорожника. Так же обожали железнодорожную форму его сыновья - старший Василий и младший Константин. Он всю свою трудовую жизнь посвятил железнодорожному транспорту, работая в Вяземских мастерских связи Дальневосточной железной дороги. Из трёх внуков нашего деда - Льва Николаевича, Юрия Константиновича и Виктора Константиновича, окончивших ХабИИЖТ (нынешний ДВГУПС), - сохранял приверженность железнодорожной форме Юрий Константинович.
Виктору Константиновичу в наследство от деда достались страсть к охоте и любовь к собакам. Бродил он с ружьишком по вяземским лесам во время студенческих каникул. Охотился на БАМе, в строительстве которого они с женой Ольгой Сергеевной принимали участие. Прожив большую часть жизни в городских квартирах, они и поныне живут втроём с любимой собакой.
Что касаемо формы, довелось и мне с братьями часть трудовой жизни достойно представлять в мундирах свои ведомства. Мундир с крупными звёздами и лампасами делал Льва Николаевича, зам. начальника управления Приамурского округа Гостехнадзора России, похожим на настоящего генерала.
Мне пришлось надеть форменный костюм, став руководителем подготовительного отделения ДВГУПСа. Носила я его с удовольствием. Мне нравились шевроны с тремя «золотыми» звёздами, петлицы на воротнике. И ещё - ласкали слух комплименты нам с формой.
Брат Юрий Николаевич, несостоявшийся кадровый офицер, ставший затем педагогом, многие годы трудился в школе. Работал учителем, стал директором школы, много сделал для её развития. Внедрил в учебный процесс кабинетную систему. Среди педагогов - активных помощников была его жена Валентина Васильевна, преподаватель математики с педагогическим стажем 41 год. Созданный в школе кабинет математики соответствовал всем стандартам, с которыми учителей знакомили на краевых курсах повышения квалификации.
По инициативе директора построили школьную теплицу. Там круглый год благоухали розы, цвели каллы, тюльпаны, нарциссы. Для школьной столовой выращивали зелень и овощи. Опыляли растения пчёлы из улика, подаренного школе нашим отцом. В школе образцово было поставлено физическое воспитание учащихся. Гордились учителя, школьники и их родители не только теплицей, но и собственным двадцатипятиметровым тиром для мелкокалиберного стрелкового оружия.
Публикацию подготовил
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
(Продолжение в следующих номерах газеты).