Анжелика и… театр

02.02.2021 | Юбилей | 5м. 18 c. | 385
Анжелика и… театр
Анжелика Новопавловская в роли Клементины в спектакле «Забыть Герострата» (рядом актёр Евгений Путивец в образе Тиссаферна, повелителя Эфеса)

Она еще в школьные годы была твердо уверена в том, что свяжет свою жизнь с искусством или культурой. Правда, мама пыталась было направить дочь на «путь истинный»: поступай, мол, лучше в юридический. Но та твердо стояла на своем и при этом была такая упертая.
Шутка ли, на актерский факультет Дальневосточного института искусств во Владивостоке девушка поступила только с третьей попытки, а уже четверть века служит Хабаровскому краевому театру драмы. Это я об Анжелике Новопавловской, которая сегодня отмечает юбилей.

Бог любит троицу

- Театр пришел в мою жизнь после большого спорта, - рассказывает она. - Так вышло, что в девятилетнем возрасте пришлось оставить гимнастику, а к определенному режиму спорт меня приучил. Поэтому без дела долго не сидела и довольно быстро нашла себе занятие. Благо, тогда очень актуальны были дома пионеров.
Педагоги ходили прямо по школам, зазывали ребят. Так я попала в кукольный кружок. Было интересно: мы сами делали и шили куклы. Причем куклы были самые разные - и ростовые, и марионеточные, и за ширмочкой, и перчаточные…
Ну а потом мой педагог, решив, что я переросла кукольный кружок, передала меня в драматический. Всё это мне нравилось, поэтому после школы, не раздумывая, отправилась во Владивосток. Родители не сопротивлялись моему выбору, хотя мама иногда и намекала про юридическое образование.
Забегая вперед, скажу, что свою мечту она осуществила с моей младшей сестрой, которая теперь кандидат юридических наук, пишет докторскую.
- В институт искусств вы поступили только с третьей попытки. Не было ли мыслей в какой-то момент всё бросить?
- Когда в третий раз поехала поступать, для себя решила, что если и сейчас провалюсь, то надо с этим делом завязывать. Но не зря же говорят, что бог любит троицу: с третьего раза поступила вообще легко. Кстати, на втором или третьем курсе декан факультета в приватной беседе как-то сказал: «Не понимаю, почему тебя не взяли с первого раза, наверное, что-то мы тогда не разглядели».
- Интересно, а чем вы занимались все это время, когда еще не учились в вузе?
- Без дела не сидела. Училась в Биробиджане в училище культуры на режиссера. Была на хорошем счету, параллельно работала в еврейском театре. В принципе, почти выучилась, оставалось только госэкзамены сдать. Но я тогда как раз поступила в институт во Владивостоке и в Биробиджан больше не вернулась. Так и осталась с неоконченным режиссерским образованием.

… А кругом восемь мужчин

- После окончания вуза вы сразу попали в хабаровскую драму?
- Тут вот какая история. Ближе к концу учебы в институте искусств меня заверили, что оставят на кафедре. И пока мои однокурсники бегали по разным кастингам, чтобы в итоге найти работу в каком-нибудь театре, я спокойно ждала новый учебный год, который должна была начать в качестве педагога. Однако наступает сентябрь, а часов нет. Мне говорят - надо потерпеть. А я в чужом городе, снимаю жилье, мне уже за него нечем платить…
В результате у меня начинается жуткая депрессия и я уезжаю домой к маме под крыло. Месяц лежу на диване. Мама терпела какое-то время, а потом говорит: «Хватит, иди куда хочешь». И я пришла в драму к художественному руководителю Мирославу Матвеевичу Кацелю. Он посмотрел на меня, что-то спросил и говорит: «Приходи дней через пять-семь». И я ушла, так и не поняв, возьмут меня или нет.
А в театре в то время уже работали мои знакомые ребята, которые выпустились из института чуть раньше меня. Через несколько дней они находят меня: «Ты что сидишь? Тебя Кацель разыскивает по всему городу!». Говорю: «Так неделя еще не прошла». « Да он навел на тебя все справки, считай, тебя уже взяли». Вот так с 9 ноября 1994-го я и служу этому театру.
И как-то хорошо все сразу пошло. Буквально через две недели я получила роль в спектакле «Святополк Окаянный». Причем в этой постановке была единственная женская роль. А кругом восемь мужчин.
Никогда не забуду, как они меня поддерживали, подбадривали, понимали, как мне страшно. И вот настаёт день премьеры. Уже на сцену пора выходить, а меня так колотит. Хватаюсь за Юрия Ичетовкина (царство ему, как говорится, небесное) и говорю: «Юра, я не помню ни одного слова».
Что делает Юра? Он меня начинает… бить по щекам и буквально выталкивает на сцену. Я вышла - и весь текст уже в голове и мандраж ушел. А после спектакля было море цветов. И каждый из мужчин мне подарил свой букет. Было очень приятно. И пошло-поехало… Роли предлагали одну за другой.
Мне, конечно, повезло, что успела застать Мирослава Кацеля, Эдуарда Мосина и других корифеев драмы. И по тому театру я, конечно, скучаю. У Мосина, например, работала в «Поминальной молитве», в двух сказках «Звездная ночь» и «Веселая карета». Играли с ним в «Короле Лире».
Удивительный был человек! «Деточка (он многих девушек называл не по имени, а именно деточка), тебе сегодня «пятерка», - нередко говорил Эдуард Сергеевич и тем самым подбадривал.

На одной волне с режиссёром

- Анжелика, в вашем творческом багаже немало разноплановых ролей. Среди них - Барбара в «Слишком женатом таксисте» и «Папе в паутине», секретарша Джейн в «Номере 13» английского комедиографа Р. Куни, Клементина в спектакле «Забыть Герострата» Г. Горина, Симона в «Эдит Пиаф», Шарлотта Ивановна в чеховском «Вишнёвом саде», красотка Мэг в комедии К. Людвига «Примадонны»…
- Так вышло, что я в свое время практически все спектакли Рэя Куни переиграла. Режиссером большинства из них был Петр Орлов из Москвы. Не так давно он вновь к нам приезжал ставить «Знойных мамочек». Мы прекрасно встретились спустя 15 лет. И Орлов сразу предложил роль.
Это очень хорошо, когда даже спустя столько времени режиссер готов с тобой работать. Значит, вы друг другу не насолили. Бывает, конечно и наоборот - на сопротивлении, когда режиссер тебя буквально ломает. Это больно, но зато потом получаются неплохие спектакли. Хуже всего, на мой взгляд, нейтральное отношение между режиссером и артистом.
Увы, сейчас порой попадаются режиссеры, которым не нужен ни артист, ни зритель. Они себя выпячивают. Одному такому режиссеру как-то прямо сказала: «А зачем вам профессиональные артисты, если вы не хотите, чтобы они проживали роль, понимали психологию своего героя. Вам тогда проще любого человека с улицы позвать».
Поэтому очень приятно, когда приезжают режиссеры, которые болеют театром и серьезно готовятся к репетициям. С теплотой вспоминаю одного из таких - Алексея Серова, который ставил у нас «Беда от нежного сердца». На мой взгляд, получился маленький театральный шедевр. Там и актерские работы все интересные, и сама атмосфера потрясающая. Получился как бы спектакль в… спектакле.
Сейчас ролей у меня стало, конечно, меньше. Как сказал один режиссер, вы сейчас в таком возрасте переходном, когда старух играть рано, а девочек уже поздно. Тем не менее роли все же есть.
Вообще, артист всегда должен быть в тонусе. Если ты месяц, другой, третий (а во время пандемии было именно так) не выходишь на сцену, то начинаются внутренние страхи.

Хватит в семье одного артиста

- Кстати, как вы проводили время на самоизоляции?
- Ужасная была пора, потому что не знаешь, чем себя занять. Много, конечно, перечитала за это время литературы. Прямо до тошноты. Из дому старалась без надобности не выходить. А потом спустя несколько месяцев на себя смотришь в зеркало и понимаешь, что с твоими формами стало что-то не так в силу гиподинамии… Сразу приходилось брать себя в руки. В общем, «веселое» время было.
Но сейчас, слава богу, вновь работаем. И елки прошли, хотя и в несколько ином режиме. Тем не менее жизнь постепенно налаживается. Максимальное число зрителей на спектаклях увеличено до 50 процентов.
- И последний вопрос: у вас в семье больше нет актеров?
- Сын, как когда-то и я, тоже учится во Владивостоке, но только в Дальневосточном федеральном университете. И знаете, по какой специальности? Зарубежное регионоведение. Он полиглот - три языка иностранных знает - английский, французский, испанский… Чего мне не дано, к сожалению.
Хотя на пандемии я попыталась заставить себя учить итальянский. Но как-то не очень пошло (улыбается). Зато сын во всех наших поездках (а мы с ним любим путешествовать по Европе) переводчик.
Правда, к моему великому несчастью, в последнее время сынок вдруг заговорил об искусстве, вокалом начал заниматься. У меня волосы дыбом: нет, говорю, только через мой труп. Тем более у сына достаточно большие перспективы вырисовываются - от переводчика до дипломата. Надеюсь, что он все же одумается. Хватит, в семье одного актера.
Себе же в день рождения хочу, прежде всего, пожелать побольше интересных ролей и хороших режиссеров.

Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.