Никогда не мечтал «стать космонавтом»

26.09.2011 | Юбилей | 4м. 56 c. | 685
Никогда не мечтал «стать космонавтом»
Михаил Заиченко, начальник ДВЖД:

Как подсказывает жизненный опыт, любой нормальный человек за пару дней до своего 60-летнего юбилея бывает занят, прежде всего, юбилеем. Однако эта практика в случае с Михаилом Заиченко оказывается явно непригодной. Ну, не может начальник Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» жить в режиме нормального человека.

Во всяком случае, на вопрос: «Чем занимаетесь, о чем беспокоитесь накануне 60-летия?», Михаил Михайлович ответил: «Хотя юбилей - это для меня большой семейный праздник, но на этой неделе вылетаю в Москву на правление ОАО «РЖД», где пять дорог, в том числе ДВЖД, тема - как нормализовать ситуацию с подвижным составом».

- Какая-то серьезная проблема?

- У нас на дороге изменился собственник вагонного парка - его передали коммерческим компаниям. И в результате сегодня мы сталкиваемся в Дальневосточном регионе с тем, что новый собственник не идет в отдельные направления, которые нам хотелось бы развивать. Не дает свой подвижной состав, считая, что это для него невыгодно. Либо выставляет такие тарифы, которые невыгодны уже грузоотправителю. К сожалению, это касается, прежде всего, предприятий зоны БАМа, Комсомольского-на-Амуре направления и Сахалина. Получается, что при наличии на дороге достаточного подвижного состава, заявки предприятий по обеспечению вагонами не выполняются. Зато растет поток порожних вагонов (по сравнению с 2007 годом он вырос в 1,7 раза). Никогда такого не было. Все из-за того, что новый собственник сам решает - где ему выгоднее эти вагоны использовать. Но получается у него пока очень неэффективно. Мы должны решить эту проблему и возить груз, а не воздух.

- К юбилею обычно вспоминают прожитое, подводят итоги, думают о будущем. У вас были люди, которые оказались ключевыми в жизни и работе?

- Наверное, прежде всего - это Георгий Николаевич Поддубный - человек, который, как раньше говорили, дал мне путевку в жизнь. Я тогда еще учился в Институте инженеров железнодорожного транспорта и готовил дипломную научную работу - суточный план-график станции Хабаровск-2. Чтобы вы могли себе представить, это - пять огромных, склеенных между собой листов ватмана, на которых показано, как в течение суток будет работать станция. Все передвижения, экономические расчеты… Георгий Николаевич, а он был начальником службы движения ДВЖД, видимо, по этому «ватману» заметил меня. А потом, после окончания вуза, когда я получил направление на ДВЖД, сказал: «Раз так хорошо знаешь Хабаровск-2, здесь и работай». Я остался в Хабаровске и прямо или косвенно с ним работал многие годы. Он затем стал начальником Хабаровского отделения ДВЖД, я - начальником станции Хабаровск-2. То есть рос вместе с ним. И очень благодарен за то, что в моей жизни им сделано и определено было очень многое.

- Когда вы поняли, что можете выйти на такой уровень, как первый руководитель Дальневосточной железной дороги?

- Если честно, когда учился, когда только начинал работать на дороге, у меня даже не возникало таких мыслей. Как, говорят, никогда не мечтал «стать космонавтом». Хотя нас готовили в вузе, и на производстве, прежде всего, эффективно руководить производством.

Получилось же, что по мере профессионального роста, шаг за шагом этот высокий уровень сам начал приближаться. И здесь тоже свою роль сыграли люди: Геннадий Матвеевич Фадеев - тогда еще министр путей сообщения, его первый заместитель, а сегодня президент ОАО «РЖД» - Владимир Иванович Якунин.

Во многом благодаря им я уже седьмой год работаю в должности начальника Дальневосточной железной дороги и, чему очень рад, имею контракт еще на ближайшие три года.

- Что вы посоветуете сегодняшнему выпускнику вуза, который только приходит к вам на работу? Как повторить ваш биографический маршрут?

- Я всегда говорю в таких случаях, что на железной дороге далеко не каждый человек может найти себя. Потому что это - очень тяжелый и максимально ответственный труд. Здесь любая должность с самой первой ступеньки карьеры предъявляет высочайшие требования.

Когда мы отмечали 35 лет БАМу, на встрече ветеранов мне очень понравилось, как сказала одна женщина, бывшая еще первостроителем этой магистрали: «На железной дороге могут работать только железнодорожники». С одной стороны, сказано очень просто, с другой - не каждый поймет. Но жизнь действительно показывает, что в нашу железнодорожную семью очень трудно влиться человеку, если он пришел со стороны. Нужно пройти все ступени, начиная с вуза. Может быть, звучит громко, но у нас на дороге вначале человек отдает себя производству, а потом всему остальному в своей жизни - то есть увлечениям, личной жизни, даже семье.

С другой стороны, у нас самая серьезная коллективная ответственность. За итог работы каждого человека отвечает коллектив. Любая ошибка или, наоборот, достижение - все складывается в общий котел. И человек, не умеющий работать в коллективе, просто не сможет работать на железной дороге. Сама система его либо перевоспитает, либо выдавит из себя.

Вот и получается, что молодому человеку трудно начинать работу на железной дороге. Но зато, если вошел в нее, это на всю жизнь. У нас ведь в ДВЖД огромное количество династий. Причем некоторые измеряются поколениями и временем жизни в отрасли по 500-600 лет.

Так получается уже, что и в моей семье такая династия нарождается. Сын - железнодорожник, зять здесь работает. Я думаю, что и внуки придут на дорогу.

Железная дорога сегодня не только берет у человека все его возможности и силы, но и дает очень многое. У нас средняя зарплата по ДВЖД составляет порядка 41 300 рублей. При этом на железной дороге своих людей не бросают ни в социальных каких-то вопросах, ни в медицинских, ни в пенсионных.

Конечно, с одной стороны, система у нас коммерческая, работает на прибыль. Но есть вопросы социальной защиты (коллективный договор), которые мы обеспечиваем и будем обеспечивать всегда. И это логично с точки зрения экономики. Потому что прибыль можно зарабатывать только здоровым коллективом, в котором каждый человек социально защищен, держится за свое рабочее место и гордится своим трудом.

- Знакомый недавно проехал по маршруту Хабаровск - Владивосток на фирменном поезде «Океан». Рассказывал, еле скрывая восторг: « Я так раньше даже в «СВ» не ездил. Отличный чистый вагон, культурный проводник. Поезд убыл минута в минуту и прибыл минута в минуту». Вам приятно это слышать?

- Конечно, приятно. Потому что о нашей работе в обществе судят на самом деле не по грузовым перевозкам, которые приносят основную прибыль, а вот по таким совершенно простым обыденным, казалось бы, вещам.

Скажу более, мы начинаем на Дальнем Востоке первый проект высокоскоростных железных дорог. На него уже предусмотрено выделить 8,1 миллиарда рублей. Мы ведь привыкли, что такие проекты носят столичный характер: «Москва - Петербург», «Москва - Нижний Новгород». Но будет со временем и «Хабаровск - Владивосток». Будут, уверен, китайские направления: «Гродеково - Суйфэньхэ», «Нижнеленинское - Хайхэ».

Есть хорошая, я считаю, идея сделать хабаровский вокзал - транспортным пунктом европейского уровня, с крытыми платформами, новым пешеходным переходом, большим автотранспортным узлом...

Все это для пассажира и ради него.

- Михаил Михайлович, вы лично за неделю или месяц сколько времени дома проводите?

- У меня очень много командировок, причем каждую неделю, трудно даже все посчитать. Тем более сейчас завершается подготовка всего нашего хозяйства к зиме. Везде нужно побывать. Поэтому последняя география моих командировок: Комсомольск - Ургал - Владивосток, сейчас собираюсь в Москву. После юбилея: Комсомольск - Ванино - Советская Гавань…

В Хабаровске рабочий день начинается в 7 часов утра. Заканчивается всегда по-разному, приблизительно в 7-8 часов вечера. Если не возникает проблем, то в воскресенье после обеда могу посвятить время семье и отдыху.
Если бы я в своей жизни проработал хоть один день в какой-нибудь другой отрасли и знал, что можно жить как-то по-другому, то о чем-то бы и сожалел. Но я - на железной дороге, где такой график для очень многих людей считается нормальным.

Автор: Беседовал Виктор Илин.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей

17.04.2024 10:14
ВТБ: недельный объем выдач IT-ипотеки превысил 2 млрд рублей

17.04.2024 10:00
ВТБ начнет выдавать электронные удостоверения-карты «СВОи» ветеранам боевых действий

17.04.2024 09:28
В Москву на выставку нужны экскурсоводы

17.04.2024 09:17
Строится детсад на «Ореховой сопке»

17.04.2024 09:10
Пять скверов лидируют в голосовании

17.04.2024 08:10
22 апреля - День Земли



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.