поиск
18 июля 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Бюджет: трехлетний, прозрачный, социальный

30.10.2013
Просмотры
470
Бюджет: трехлетний, прозрачный, социальный
Краевой бюджет, работу над которым недавно начали в краевом парламенте, теперь формируется по-новому. С этих особенностей главного финансового документа мы и начали разговор с заместителем председателя комитета по бюджету и налогам Наталией ПУДОВКИНОЙ.

- Мы впервые в крае принимаем краевой бюджет на трехлетний период, - рассказывает Наталия Алексеевна. - Это предусмотрено Бюджетным кодексом. Планируем бюджет 2014-го года, прогнозируем показатели на 2015-й и 2016-й. Это одна из основных особенностей. Вторая - то, что краевой бюджет «вошел» в новом формате - финансирование расписано по государственным программам: развития в крае образования, здравоохранения, сельского хозяйства, транспортной системы, жилищного строительства. Таких программ всего двадцать семь, и это более 90 процентов всех расходов.

Разработка и утверждение государственных программ - полномочие исполнительной власти, и это, наверное, правильно, потому что есть возможность оперативного внесения в них каких-либо изменений, диктуемых жизнью. Например: программы утверждены в 2012 году, а в связи с наводнением сегодня уже требуются корректировки. Депутаты же, принимая бюджет, определяют объем средств на каждую из них. Программы - инструмент достижения целей государственной политики, они имеют конкретные целевые показатели. Впоследствии, с учетом их реализации, можно делать выводы об эффективности использования бюджетных средств.

Так что у членов бюджетного комитета сейчас горячая пора!

В первом чтении рассматриваются концепция законопроекта, основные направления бюджетной и налоговой политики края, параметры бюджета. Надо отметить, что финансовый документ сформирован исходя из прогноза социально-экономического развития края, характеризующегося замедлением экономического роста. Доходы в 2014 году оцениваются в сумме 71,17 млрд. рублей, расходы - 76,65 млрд. рублей. Соответственно, дефицит - 5,48 млрд. рублей - ниже нормы, предусмотренной бюджетным законодательством. Если доходы в 2014 году в сравнении с 2013-м вырастут на 104 процента, то расходы планируется принять практически на уровне прошлого года. Эти цифры, как правило, не окончательные - ко второму чтению вносятся поправки.

В общем объеме доходов доля налоговых и неналоговых доходов, т.е. собственных, прогнозируется с увеличением, безвозмездные поступления из федерального бюджета сокращаются.

- Однозначно можно сказать, что бюджет у нас социальный, - комментирует депутат. - Будем исполнять все мероприятия, предусмотренные Указами президента, а они как раз связаны с решением демографических проблем и улучшением качества жизни. Около 70 процентов всех расходов - это социальная сфера. На первом месте образование - 19,7 млрд. рублей, на втором - расходы на социальную политику - 13,1 млрд. руб., на третьем - здравоохранение - 12,7 млрд. руб. А с учетом бюджета Хабаровского краевого отделения Фонда обязательного медицинского страхования, который также принимается на трехлетний период, на здравоохранение только в 2014 году планируется направить более 23 млрд. рублей.

Объемы средств на исполнение публичных обязательств запланированы в полном объеме, а это 8,7 млрд. рублей в 2014 году, 9,5 млрд. рублей - в 2015-м и 9,4 млрд. рублей в 2016-м.

Особо хочется сказать о совершенно новых расходах, которые появятся с 2014 года: на краевой уровень переданы полномочия по организации дошкольного образования. В крае проблему нехватки мест в детских садах планируется решить полностью к 2016 году. К этому времени все дети от 3 до 7 лет будут обеспечены садами. Значительные средства краевого бюджета будут направлены на обеспечение льготными лекарственными препаратами больных с редкими, так называемыми орфанными, заболеваниями.

Сохранятся расходы на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, льготного проезда на транспорте, на региональные доплаты пенсионерам до прожиточного минимума. На выполнение Указов президента запланировано 18,2 млрд. рублей в 2014 году, 20,6 млрд. и 23,3 млрд. рублей в 2015 и 2016 годах соответственно.

Значительные средства планируются на развитие жилищного строительства в крае. Только в 2014 году 1020 молодых семей будут обеспечены жильем.

Вместе с тем та нагрузка, которая ложится на бюджет в связи с приоритетными задачами повышения уровня и качества жизни, не позволяет сегодня увеличивать расходы на развитие экономики. Их доля в бюджетных расходах хоть незначительно, но снижается: если в 2014 году планируется около 10,3 процента, то в 2015 - 2016 - всего по 9,5 процента. Развитие же промышленности, ЖКХ, малого бизнеса - основа формирования бюджета в перспективе. Поэтому хотелось бы вкладывать в экономику больше, - продолжает Наталия Пудовкина.

Еще одно новое направление бюджетной политики, - подчеркивает Наталия Алексеевна, - это обеспечение прозрачности и открытости общественных финансов. Проект краевого бюджета обязательно должен быть доступен для обсуждения общества. Причем задача поставлена таким образом, чтоб каждый интересующийся гражданин мог разобраться в «море» цифр и направлений. Если раньше этот достаточно объемный документ можно было прочитать, то уж разобраться могли лишь специалисты. Публичные слушания - обязательное условие принятия краевого бюджета. Сегодня в доступной форме бюджет можно найти на сайте правительства края и там же оставить свои предложения.

Краевой парламент провел свой интернет-опрос на предмет изучения мнения граждан о доступности и прозрачности бюджета. Так вот, на вопрос «На ваш взгляд, проводимая в крае бюджетная политика ориентирована, прежде всего, на что?» из двух предложенных вариантов - «На содействие экономическому развитию края» либо «На повышение уровня и качества жизни населения» - абсолютное большинство выбрало второй вариант ответа. Это значит, что принимаемые меры заметны для граждан.

А на вопрос о доступности информации о бюджете большинство ответило «да». Сегодня с проектом бюджета можно ознакомиться в Интернете на соответствующих сайтах, заседания комитета и думы проходят в открытом режиме, и на них всегда присутствуют представители средств массовой информации.

Хотя некоторые граждане отмечают, что в этой информации не могут разобраться. Так вот, я хочу сказать, что новый программный бюджет более доступен по содержанию. И в паспортах программ всегда можно узнать цели, критерии их достижения и размер финансовых средств, планируемых на мероприятия.