поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Оценке регулирующего воздействия пять лет

29.05.2018
Просмотры
314
В Хабаровском крае созданы инструменты как поддержки, так и защиты предпринимателей и инвесторов. Вот уже пять лет реализуется институт оценки регулирующего воздействия. За этот период оценку регулирующего воздействия прошли более 1000 проектов правовых актов, в пятой части из которых были устранены избыточные требования и необоснованные расходы бизнеса. Также более 15 правовых актов рассмотрены в рамках так называемых процедур экспертизы и оценки фактического воздействия, что предполагает анализ достижения действующим актом заявленных при его принятии целей, а также мониторинг правоприменения на предмет отсутствия избыточного регулирования.
Важно отметить, что такие результаты достигнуты благодаря вовлечению экспертного сообщества в нормотворческий процесс. Представители бизнеса, инвесторы, иные заинтересованные лица направили более 1100 мнений, замечаний и предложений к проектам и действующим правовым актам, 95 процентов из которых учтены разработчиками.
Ранее проекты и действующие правовые акты не предоставлялись для публичной доработки. С внедрением в 2014 г. института ОРВ все изменилось. Публичность - ключевой принцип института ОРВ, который обеспечивает непосредственное взаимодействие экспертного сообщества и органов власти.
Так, с одной стороны, эксперты, определяют свою позицию относительно действующего НПА края или проекта НПА края, в отношении которых проводятся соответствующие процедуры, посредством предоставления положительного отзыва или мотивированного предложения и (или) замечания с количественным и иным обоснованием издержек, барьеров, определенных экспертом в отношении конкретного акта (проекта акта).
С другой стороны, органы власти обязаны прокомментировать экспертное мнение и принять его для работы, внести изменения в регулирование, если это необходимо, или отказать в учете мнения, при этом четко мотивируя свою позицию.
Вся информация, необходимая для обсуждения проектов и действующих правовых актов, размещается на специализированном ресурсе для проведения публичных консультаций - Региональный портал (regulation.khv.gov.ru).
Проведение публичных консультаций на платформе Регионального портала гарантирует 100% отклик органов власти на вносимые экспертами предложения ввиду открытого размещения информации, доступного для просмотра всеми пользователями Регионального портала.
В настоящее время в реализации института оценки регулирующего воздействия участвуют не менее 400 экспертов. За пять лет количество участников увеличилось более чем в 10 раз и продолжает расти. И все же большая часть представителей бизнеса и инвесторов по-прежнему не включилась в этот процесс.
Чтобы стать экспертом, не требуется прохождения аттестации, аккредитации, необходимо только зарегистрироваться на Региональном портале (regulation.khv.gov.ru). Эксперты также могут оформить электронную подписку на рассылку новостей и получать уведомления о размещении проектов и действующих НПА края для поведения публичных консультаций.
В целях популяризации публикуются информационные и методические материалы. На Региональном портале (regulation.khv.gov.ru) размещен буклет, в котором отражены все ключевые моменты проведения процедур ОРВ. В конце 2017 года запущена страничка в популярной социальной сети Instagram: orv27
В чем же может быть заинтересован эксперт при участии в ОРВ?
Прежде всего это возможность своевременно исключить в проектах и действующих правовых актах избыточное регулирование, необоснованные ограничения или обязанности для предпринимателей, дополнительные расходы бизнеса.
Учитывая, что предпринимательская и инвестиционная деятельность регламентирована законодательством, то своевременная его оптимизация становится залогом успешного развития своего дела.
В крае создан калькулятор расчета выгод и стандартных издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. При помощи данного инструмента потенциальные адресаты регулирования могут предоставить сведения о стоимости вводимых и действующих обязанностей, требований и ограничений.
Стоит отметить, что количественная оценка избыточного воздействия является одним из весомых аргументов для их исключения. Так, по итогам проведенной в 2017 г. процедуры ОРВ Порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории края выявлены и исключены избыточные обязанности на общую сумму порядка 276,8 млн. рублей.
Вместе с тем, нередко от экспертного сообщества поступают замечания о непрозрачности предлагаемых административных процедур, наличии ограничений и превышении установленных федеральным законодательством требований. В результате соответствующие положения исключаются.
В настоящее время стартует оценка фактического воздействия Закона Хабаровского края № 109 «О случаях, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Хабаровского края». Первое обсуждение прошло в рамках Дня российского предпринимательства 18 мая. На экспертной сессии «Институт оценки регулирующего воздействия: 5 лет на защите бизнеса» рассмотрели вопросы реализации закона и проблемы его правоприменения.
Институт ОРВ реализуется на всех уровнях власти, что позволяет корректировать и федеральное, и региональное, и муниципальное законодательство.
Значимость взаимодействия в процессе нормотворческой деятельности подтверждается результатами института ОРВ, мнением экспертного сообщества и осознается органами власти.
Федеральным и отдельными региональными центрами ежегодно формируются рейтинги территорий по качеству осуществления института ОРВ. Так, по оценке Минэкономразвития России, по итогам 2017 г. Хабаровский край стал лидером среди всех субъектов России. Среди муниципальных образований по оценке уже Минэкономразвития края лидером стал г. Хабаровск.
При подготовке рейтингов особое внимание уделяется независимой оценке - мнению экспертного сообщества о реализации института оценки регулирующего воздействия. Предприниматели, инвесторы и иные заинтересованные лица оценивают качество осуществляемой работы органами власти в ходе нормотворческого процесса.