Почему нас много, а льготных лекарств не очень?
26.04.2019
772
Государство не затрачивает средства бюджета, считает Елена Казакова, а инвестирует, ожидая экономическую прибыль, которая выражается в улучшении здоровья граждан
Когда назначенные льготникам лекарства почему-то отсутствуют в аптечной сети, пенсионеры, малоимущие люди вынуждены выкладывать из собственного кошелька деньги на заменители отсутствующих препаратов. Насколько эта проблема актуальна для Хабаровского края, мы разбирались вместе с начальником научного отдела, к.м.н., доцентом кафедры фармации и фармакологии Дальневосточного государственного медицинского университета Еленой Казаковой.
Елена Васильевна подготовила доклад для минздрава края и депутатов краевой думы. И есть в нем очень важные факты и выводы.
Например, с 2008 года в крае выделялось только семь высокозатратных нозологий (ВЗН). Централизованная закупка этих лекарственных средств проводилась за счет средств федерального бюджета. Речь о лекарственном обеспечении людей, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, пациентов после трансплантации органов, тканей.
По новому закону
Но с 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Теперь программа охватывает еще несколько заболеваний - гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов.
В прошлые годы льготные лекарства для больных закупали регионы, используя средства своих бюджетов, что не всегда на сто процентов позволяло обеспечит потребности больных.
Теперь изменения могут коснуться федерального закона №44 применения высокорезультативных лекарственных препаратов под определенными торговыми наименованиями.
- Дело в том, что сейчас, по федеральному закону №44, закупка, назначение и выписка лекарств ведется только по международному непатентованному наименованию, - говорит Елена Васильевна. - Но ведь под ним может скрываться и дженерический воспроизведенный препарат, который не всегда способен оказывать эффективное фармакологическое действие, равное референтному (оригинальному) лекарственному препарату. Стало очевидно, что огромные суммы, запрошенные субъектом, оправданы не всегда.
Елена Казакова, анализируя ситуацию, обратила внимание на необходимость контроля за показаниями к назначению препаратов с позиции доказательной медицины. Тем более, что лекарства не исключают и риск развития нежелательных последствий.
Государство не затрачивает средства бюджета, считает клинический фармаколог, а инвестирует, ожидая экономическую прибыль, которая выражается в улучшении здоровья своих граждан.
Льготников все больше
Сам факт, что у нас, на Дальнем Востоке, с каждым годом все больше тех, кто получает право на льготный отпуск лекарств, безусловно, заслуживает внимания. Меняется лишь соотношение числа федеральных и региональных льготников. Только представьте, общий темп прироста в год составил 42,4 процента!
По словам Елены Казаковой, это увеличивает финансовую нагрузку не только на федеральный бюджет, но и финансовые затраты при оказании медицинской помощи пациентам на территории ДФО из региональных бюджетов. Что уже требует пересмотра инфраструктуры льготного лекарственного обеспечения и новых направлений перспективного развития региональной системы в этом направлении.
Так стоит ли удивляться, что за 2010-2018 годы обслуженных рецептов оказалось намного меньше, чем выписанных по программе льготного лекарственного обеспечения? Правда, наметилась тенденция к увеличению при обслуживании пациентов по высокозатратным нозологиям (ВЗН). Сократилось количество необслуженных рецептов как федеральных, так и региональных льготников. На отсроченном же обслуживании количество льготных рецептов оставалось примерно на одном уровне.
По словам Елены Васильевны, при увеличении количества льготополучателей по ВЗН и региональным программам льготного обеспечения количество выписанных лекарств сокращается.
Ее научный анализ показал, что за 2010-2016 годы у региональных льготников выше уровень отсрочки в приобретении препаратов на сто выписанных рецептов. Еще более низкий уровень получения социальных льгот на лекарственную помощь среди отдельных категорий пациентов (федеральная льгота).
Кстати, при уменьшении числа федеральных льготополучателей отмечается снижение количества выписанных и обслуженных рецептов.
Наше или импортное?
Елена Васильевна сделала сравнительный анализ стоимости льготных рецептов в разные годы, степени удовлетворенности пациентов обеспечением льготными лекарствами, финансовых затрат на эти цели из бюджетов разных уровней.
Оказывается, средняя стоимость рецепта в последние годы заметно снизилась. Причем такая ситуация наблюдалась в разных субъектах Дальнего Востока.
Снижение произошло при получении льгот по семи высокозатратным нозологиям: с 83,2 тысячи рублей в 2010 году до 74,0 в 2016-м (11 процентов). Для федеральных льготников средняя стоимость одного обслуженного льготного рецепта в 2010 году составила 0,77 тысячи рублей, в 2016-м - 1,36 (77 процентов). Обеспечение региональных категорий пациентов по программе льготного лекарственного обслуживания в 2010 году была 0,66 тысячи рублей, а в 2016 году - 1,6 (142 процента).
По словам фармаколога, стоимость рецепта, которая определяется ценой и выбором лекарственного препарата, напрямую зависит от динамики соотношения импортных и отечественных препаратов по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Елена Васильевна говорит, что большой объем доли импортных препаратов, ввозимых в Россию и использованных по территориальным программам ДЛО на территории субъектов РФ в ДФО, прежде всего указывает на необходимость дальнейшей переориентации программы на отечественного производителя. Это поможет снизить не только среднюю стоимость рецепта в территориальной программе, но и уменьшить расходы на ее финансирование.
Пожалуй, один из самых любопытных вопросов, которым задалась Елена Казакова в своем исследовании: насколько пациенты удовлетворены бесплатным лекарственным обеспечением? Таких, как выяснилось, менее 20 процентов.
Основной потребитель медицинской услуги - это пациент. Но так уж сложилось, что оценка его удовлетворенности базируется на анализе жалоб, претензий, судебных исков и лишь в последнюю очередь на данных социологических опросов.
И никаких отсрочек
Сейчас в нашем крае около 11 процентов получателей льгот от всей численности населения. Их относят к трем основным категориям: федеральные, региональные, а также льготники высокозатратных нозологий.
Конечно, единого алгоритма к лечению не существует. Ведь среди пациентов люди разного возраста, разной степенью тяжести и течения заболеваний, с наличием или отсутствием осложнений, эффективной ранее использованной или, напротив, неэффективной фармакотерапией.
Если есть медицинские показания, то должно быть и назначение препаратов, а это, по словам Елены Казаковой, позволяет применять прогностические модели. Они помогают формировать наличие определенного объема лекарственных препаратов, которые льготникам по праву предоставляются бесплатно и в полном объеме.
Появление новых пациентов, которые включаются в эту программу, ситуацию не меняет, поскольку при таком подходе в аптеках всегда имеются запасы нужных лекарств. Так почему же действующий механизм не срабатывает?
- Именно это я анализировала в своей научной работе, - говорит Елена Васильевна. - Меня интересовала стоимость рецептов, количество отпускаемых отечественных и импортных препаратов, их соотношение. Проведенный анализ позволил определить основные индикаторы для мониторинга. К ним относятся: финансирование программ льготного лекарственного обеспечения, монетизация льгот, выписка лекарств и проблемы, связанные с отсутствием препарата или отсрочкой его выдачи.
Плюс оптимизация
Фармаколог считает, что сегодняшняя ситуация с обеспечением льготников лекарствами требует оптимизации. Проблемы носят чаще организационный характер. Например: нарушения логистики: недостатки в закупке и поставках лекарств, несвоевременное проведение аукционов, некорректное составление заявок, недостаточный контроль за распределением товарных запасов.
Есть случаи отсрочки выдачи лекарственных препаратов, назначенных врачами (фельдшерами) по медицинским показаниям. Льготные лекарства не всегда доступны жителям сельской местности и отдаленных районов. Значит, программа льготного обеспечения требует организационных изменений. Реформа системы здравоохранения даже в условиях санкций нуждается в инвестировании в отечественную фармацевтическую промышленность.
Понятно, что фармацевтический рынок сейчас активно меняется, впрочем, как и нормативная база. Без обновления специалистами знаний в этом направлении, причем постоянного, тут просто не обойтись.
Елена Казакова считает, что в основу плана по оптимизации программ льготного лекарственного обеспечения должен быть положен принцип целевой ориентации на человека. Возможно подключение к программе солидарных страховых портфелей в системе ОМС и ДМС.
Главное же - необходима четкость организационной структуры, урегулирование нормативно-правовых вопросов, формирование программы оптимизации логистических расходов органами исполнительной власти.
Доступность без культуры - самолечение
Исследование Елены Казаковой, по сути, указывает на болевые точки, которые еще предстоит проработать. В частности, фармаколог определила основные недостатки при реализации государственных гарантий по программам льготного лекарственного обеспечения в медицинских и аптечных учреждениях.
Один из наиболее заметных - ограниченность перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. И это при том, что он используется как экономический инструмент для контроля за ценообразованием на лекарственные препараты по программе льготных гарантий.
- Этот перечень требует пересмотра, - утверждает фармаколог. - Согласиться можно далеко не со всеми его позициями с точки зрения моей специальности. Ведь клиническая фармакология во многом действует с позиции доказательной медицины, изучает результативность и безопасность применения лекарственных препаратов. Но приходится сталкиваться с вынужденной полипрагмазией, то есть назначением одномоментно пяти и более лекарств, что, к сожалению, увеличивает для льготного пациента риск неблагоприятных последствий.
Судя по многочисленным опросам, проблема лекарственного обеспечения чуть ли не важнейшая из тех, что волнуют людей. Во всяком случае, большинство опрошенных респондентов считает, что основным направлением расходования в системе здравоохранения средств должно быть повышение доступности лекарственных препаратов. Ведь лекарственная помощь - это основной вид медицинской услуги.
Уровень культуры использования лекарств пациентами в нашем округе, по результатам исследования Елены Казаковой, все еще очень средний. Многих привлекает самолечение. Опрос же медицинских работников показал, что, имея социальные льготы, пациенты более чем в 66 процентах случаев приобретают лекарства сами, принимают на свое усмотрение.
Лучше больше, да лучше
Кстати, оценивая доступность лекарственной помощи социально незащищенным слоям населения (старикам, детям, пациентам с нерегулярными доходами и доходами ниже прожиточного минимума), 240 респондентов (71,4 процента) ответили отрицательно. Еще больше (78 процентов) опрошенных считают, что пациенты откровенно недополучают нужные препараты по программам льготного лекарственного обеспечения.
Правда, у специалистов мнение другое: количество социально незащищенных пациентов, которые недополучают фармакотерапию в лечебно-профилактических учреждениях по программам госгарантий, составляет не более 34,2 процента.
И еще сократится, если, например, увеличить доступность программ льготного лекарственного обеспечения, лучше оснастить медицинские учреждения, а также урегулировать на государственном уровне обращение дженерических средств, что позволит расширить возможности программ льготного лекарственного обеспечения.
Хабаровский край наряду с Приморским краем и Амурской областью получает в ДФО наибольшее финансирование из государственного бюджета на здравоохранение, судя по исследованию Елены Казаковой. Чего не скажешь о Чукотском автономном округе, ЕАО и Сахалинской области, где наблюдается снижение финансирования почти в два раза.
Учитывая среднюю стоимость рецепта в 2018 год (918 рублей в месяц) и количество пациентов, которые своей льготой воспользовались, вывод сам напрашивается: программа государственных гарантий населения ДФО происходит преимущественно за счет средств федерального бюджета. Снижение объемов финансирования с 2017 года программ льготного лекарственного обеспечения связано со снижением финансирования системы здравоохранения в целом.
Федеральная льгота на лекарства в 2019 году подверглась изменению, в частности расширился перечень медикаментов, которые мало защищенные граждане вправе получить на безвозмездной основе.
Преференция ориентирована на строго определенный круг лиц, преимущественно представленный инвалидами, ветеранами боевых действий, участниками ВОВ и членами их семей. Благодаря этому был пересмотрен и расширен список редких заболеваний, носители которых обеспечиваются бесплатными лекарствами, наравне с вышеназванными льготниками.
Преференция также затрагивает малолетних детей до трех лет или детей до шести лет, воспитываемых в многодетных семьях - для них разработан отдельный перечень бесплатно предоставляемых препаратов.
Что же изменилось:
1. Перечень лекарственных препаратов и медикаментов, имеющих жизненно важное значение расширен и утвержден Объем указанных медикаментов увеличивается до 735 наименований. В обновленный список вошли 38 новых единиц, среди которых большую часть заняли противоопухолевые медикаменты. Также ими в обязательном порядке снабжаются стационарные медицинские пункты и бригады скорой помощи.
2. Утвержден новый список лекарственных средств, которые граждане могут получить после принятия положительного решения врачебной комиссией или медицинским консилиумом. Граждане, имеющие индивидуальную непереносимость на определенные компоненты лекарств, предлагаемых в рамках базовой (стандартной) медицинской помощи, после получения утвердительного решения врачебного консилиума могут претендовать на выделение в их пользу медикаментов из вновь утвержденного перечня.За льготными категориями граждан сохраняется право на бесплатное получение лекарств, перечисленных в указанном списке.
3. Перечень редких недугов, лечение которых организуется силами Минздрава РФ дополнен Прежний список редких заболеваний был представлен такими недугами, как: злокачественные новообразования тканей: лимфоидной, кроветворной и других родственных им тканям; рассеянный склероз; гемофилия; гипофизарный нанизм; болезнь Гоше; муковисцидоз. Обновленный перечень включает в себя наравне с вышеназванными еще и такие заболевания, как: мукополисахаридоз (1, 2, 6 типа); юношеский артрит (системное начало); гемолитико-уремический синдром.
4. Электронная форма рецепта на лекарства с содержанием психотропных веществ.Пациенты, которым назначаются медикаменты, содержащие психотропные вещества, смогут получать указанные лекарства согласно электронному рецептурному бланку. Электронный образец рецепта будет иметь ту же юридическую силу, что и аналогичный документ на бумажном носителе, а лечащий врач сможет оформить его только после согласования с пациентом. Новшество вступило в силу с января текущего года.
5. Создание единого реестра льготных граждан. До начала августа 2019 года планируется создать единый электронный регистр, в котором будут отражены граждане, имеющие право на получение льготных лекарств.
Елена Васильевна подготовила доклад для минздрава края и депутатов краевой думы. И есть в нем очень важные факты и выводы.
Например, с 2008 года в крае выделялось только семь высокозатратных нозологий (ВЗН). Централизованная закупка этих лекарственных средств проводилась за счет средств федерального бюджета. Речь о лекарственном обеспечении людей, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, пациентов после трансплантации органов, тканей.
По новому закону
Но с 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Теперь программа охватывает еще несколько заболеваний - гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов.
В прошлые годы льготные лекарства для больных закупали регионы, используя средства своих бюджетов, что не всегда на сто процентов позволяло обеспечит потребности больных.
Теперь изменения могут коснуться федерального закона №44 применения высокорезультативных лекарственных препаратов под определенными торговыми наименованиями.
- Дело в том, что сейчас, по федеральному закону №44, закупка, назначение и выписка лекарств ведется только по международному непатентованному наименованию, - говорит Елена Васильевна. - Но ведь под ним может скрываться и дженерический воспроизведенный препарат, который не всегда способен оказывать эффективное фармакологическое действие, равное референтному (оригинальному) лекарственному препарату. Стало очевидно, что огромные суммы, запрошенные субъектом, оправданы не всегда.
Елена Казакова, анализируя ситуацию, обратила внимание на необходимость контроля за показаниями к назначению препаратов с позиции доказательной медицины. Тем более, что лекарства не исключают и риск развития нежелательных последствий.
Государство не затрачивает средства бюджета, считает клинический фармаколог, а инвестирует, ожидая экономическую прибыль, которая выражается в улучшении здоровья своих граждан.
Льготников все больше
Сам факт, что у нас, на Дальнем Востоке, с каждым годом все больше тех, кто получает право на льготный отпуск лекарств, безусловно, заслуживает внимания. Меняется лишь соотношение числа федеральных и региональных льготников. Только представьте, общий темп прироста в год составил 42,4 процента!
По словам Елены Казаковой, это увеличивает финансовую нагрузку не только на федеральный бюджет, но и финансовые затраты при оказании медицинской помощи пациентам на территории ДФО из региональных бюджетов. Что уже требует пересмотра инфраструктуры льготного лекарственного обеспечения и новых направлений перспективного развития региональной системы в этом направлении.
Так стоит ли удивляться, что за 2010-2018 годы обслуженных рецептов оказалось намного меньше, чем выписанных по программе льготного лекарственного обеспечения? Правда, наметилась тенденция к увеличению при обслуживании пациентов по высокозатратным нозологиям (ВЗН). Сократилось количество необслуженных рецептов как федеральных, так и региональных льготников. На отсроченном же обслуживании количество льготных рецептов оставалось примерно на одном уровне.
По словам Елены Васильевны, при увеличении количества льготополучателей по ВЗН и региональным программам льготного обеспечения количество выписанных лекарств сокращается.
Ее научный анализ показал, что за 2010-2016 годы у региональных льготников выше уровень отсрочки в приобретении препаратов на сто выписанных рецептов. Еще более низкий уровень получения социальных льгот на лекарственную помощь среди отдельных категорий пациентов (федеральная льгота).
Кстати, при уменьшении числа федеральных льготополучателей отмечается снижение количества выписанных и обслуженных рецептов.
Наше или импортное?
Елена Васильевна сделала сравнительный анализ стоимости льготных рецептов в разные годы, степени удовлетворенности пациентов обеспечением льготными лекарствами, финансовых затрат на эти цели из бюджетов разных уровней.
Оказывается, средняя стоимость рецепта в последние годы заметно снизилась. Причем такая ситуация наблюдалась в разных субъектах Дальнего Востока.
Снижение произошло при получении льгот по семи высокозатратным нозологиям: с 83,2 тысячи рублей в 2010 году до 74,0 в 2016-м (11 процентов). Для федеральных льготников средняя стоимость одного обслуженного льготного рецепта в 2010 году составила 0,77 тысячи рублей, в 2016-м - 1,36 (77 процентов). Обеспечение региональных категорий пациентов по программе льготного лекарственного обслуживания в 2010 году была 0,66 тысячи рублей, а в 2016 году - 1,6 (142 процента).
По словам фармаколога, стоимость рецепта, которая определяется ценой и выбором лекарственного препарата, напрямую зависит от динамики соотношения импортных и отечественных препаратов по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Елена Васильевна говорит, что большой объем доли импортных препаратов, ввозимых в Россию и использованных по территориальным программам ДЛО на территории субъектов РФ в ДФО, прежде всего указывает на необходимость дальнейшей переориентации программы на отечественного производителя. Это поможет снизить не только среднюю стоимость рецепта в территориальной программе, но и уменьшить расходы на ее финансирование.
Пожалуй, один из самых любопытных вопросов, которым задалась Елена Казакова в своем исследовании: насколько пациенты удовлетворены бесплатным лекарственным обеспечением? Таких, как выяснилось, менее 20 процентов.
Основной потребитель медицинской услуги - это пациент. Но так уж сложилось, что оценка его удовлетворенности базируется на анализе жалоб, претензий, судебных исков и лишь в последнюю очередь на данных социологических опросов.
И никаких отсрочек
Сейчас в нашем крае около 11 процентов получателей льгот от всей численности населения. Их относят к трем основным категориям: федеральные, региональные, а также льготники высокозатратных нозологий.
Конечно, единого алгоритма к лечению не существует. Ведь среди пациентов люди разного возраста, разной степенью тяжести и течения заболеваний, с наличием или отсутствием осложнений, эффективной ранее использованной или, напротив, неэффективной фармакотерапией.
Если есть медицинские показания, то должно быть и назначение препаратов, а это, по словам Елены Казаковой, позволяет применять прогностические модели. Они помогают формировать наличие определенного объема лекарственных препаратов, которые льготникам по праву предоставляются бесплатно и в полном объеме.
Появление новых пациентов, которые включаются в эту программу, ситуацию не меняет, поскольку при таком подходе в аптеках всегда имеются запасы нужных лекарств. Так почему же действующий механизм не срабатывает?
- Именно это я анализировала в своей научной работе, - говорит Елена Васильевна. - Меня интересовала стоимость рецептов, количество отпускаемых отечественных и импортных препаратов, их соотношение. Проведенный анализ позволил определить основные индикаторы для мониторинга. К ним относятся: финансирование программ льготного лекарственного обеспечения, монетизация льгот, выписка лекарств и проблемы, связанные с отсутствием препарата или отсрочкой его выдачи.
Плюс оптимизация
Фармаколог считает, что сегодняшняя ситуация с обеспечением льготников лекарствами требует оптимизации. Проблемы носят чаще организационный характер. Например: нарушения логистики: недостатки в закупке и поставках лекарств, несвоевременное проведение аукционов, некорректное составление заявок, недостаточный контроль за распределением товарных запасов.
Есть случаи отсрочки выдачи лекарственных препаратов, назначенных врачами (фельдшерами) по медицинским показаниям. Льготные лекарства не всегда доступны жителям сельской местности и отдаленных районов. Значит, программа льготного обеспечения требует организационных изменений. Реформа системы здравоохранения даже в условиях санкций нуждается в инвестировании в отечественную фармацевтическую промышленность.
Понятно, что фармацевтический рынок сейчас активно меняется, впрочем, как и нормативная база. Без обновления специалистами знаний в этом направлении, причем постоянного, тут просто не обойтись.
Елена Казакова считает, что в основу плана по оптимизации программ льготного лекарственного обеспечения должен быть положен принцип целевой ориентации на человека. Возможно подключение к программе солидарных страховых портфелей в системе ОМС и ДМС.
Главное же - необходима четкость организационной структуры, урегулирование нормативно-правовых вопросов, формирование программы оптимизации логистических расходов органами исполнительной власти.
Доступность без культуры - самолечение
Исследование Елены Казаковой, по сути, указывает на болевые точки, которые еще предстоит проработать. В частности, фармаколог определила основные недостатки при реализации государственных гарантий по программам льготного лекарственного обеспечения в медицинских и аптечных учреждениях.
Один из наиболее заметных - ограниченность перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. И это при том, что он используется как экономический инструмент для контроля за ценообразованием на лекарственные препараты по программе льготных гарантий.
- Этот перечень требует пересмотра, - утверждает фармаколог. - Согласиться можно далеко не со всеми его позициями с точки зрения моей специальности. Ведь клиническая фармакология во многом действует с позиции доказательной медицины, изучает результативность и безопасность применения лекарственных препаратов. Но приходится сталкиваться с вынужденной полипрагмазией, то есть назначением одномоментно пяти и более лекарств, что, к сожалению, увеличивает для льготного пациента риск неблагоприятных последствий.
Судя по многочисленным опросам, проблема лекарственного обеспечения чуть ли не важнейшая из тех, что волнуют людей. Во всяком случае, большинство опрошенных респондентов считает, что основным направлением расходования в системе здравоохранения средств должно быть повышение доступности лекарственных препаратов. Ведь лекарственная помощь - это основной вид медицинской услуги.
Уровень культуры использования лекарств пациентами в нашем округе, по результатам исследования Елены Казаковой, все еще очень средний. Многих привлекает самолечение. Опрос же медицинских работников показал, что, имея социальные льготы, пациенты более чем в 66 процентах случаев приобретают лекарства сами, принимают на свое усмотрение.
Лучше больше, да лучше
Кстати, оценивая доступность лекарственной помощи социально незащищенным слоям населения (старикам, детям, пациентам с нерегулярными доходами и доходами ниже прожиточного минимума), 240 респондентов (71,4 процента) ответили отрицательно. Еще больше (78 процентов) опрошенных считают, что пациенты откровенно недополучают нужные препараты по программам льготного лекарственного обеспечения.
Правда, у специалистов мнение другое: количество социально незащищенных пациентов, которые недополучают фармакотерапию в лечебно-профилактических учреждениях по программам госгарантий, составляет не более 34,2 процента.
И еще сократится, если, например, увеличить доступность программ льготного лекарственного обеспечения, лучше оснастить медицинские учреждения, а также урегулировать на государственном уровне обращение дженерических средств, что позволит расширить возможности программ льготного лекарственного обеспечения.
Хабаровский край наряду с Приморским краем и Амурской областью получает в ДФО наибольшее финансирование из государственного бюджета на здравоохранение, судя по исследованию Елены Казаковой. Чего не скажешь о Чукотском автономном округе, ЕАО и Сахалинской области, где наблюдается снижение финансирования почти в два раза.
Учитывая среднюю стоимость рецепта в 2018 год (918 рублей в месяц) и количество пациентов, которые своей льготой воспользовались, вывод сам напрашивается: программа государственных гарантий населения ДФО происходит преимущественно за счет средств федерального бюджета. Снижение объемов финансирования с 2017 года программ льготного лекарственного обеспечения связано со снижением финансирования системы здравоохранения в целом.
Федеральная льгота на лекарства в 2019 году подверглась изменению, в частности расширился перечень медикаментов, которые мало защищенные граждане вправе получить на безвозмездной основе.
Преференция ориентирована на строго определенный круг лиц, преимущественно представленный инвалидами, ветеранами боевых действий, участниками ВОВ и членами их семей. Благодаря этому был пересмотрен и расширен список редких заболеваний, носители которых обеспечиваются бесплатными лекарствами, наравне с вышеназванными льготниками.
Преференция также затрагивает малолетних детей до трех лет или детей до шести лет, воспитываемых в многодетных семьях - для них разработан отдельный перечень бесплатно предоставляемых препаратов.
Что же изменилось:
1. Перечень лекарственных препаратов и медикаментов, имеющих жизненно важное значение расширен и утвержден Объем указанных медикаментов увеличивается до 735 наименований. В обновленный список вошли 38 новых единиц, среди которых большую часть заняли противоопухолевые медикаменты. Также ими в обязательном порядке снабжаются стационарные медицинские пункты и бригады скорой помощи.
2. Утвержден новый список лекарственных средств, которые граждане могут получить после принятия положительного решения врачебной комиссией или медицинским консилиумом. Граждане, имеющие индивидуальную непереносимость на определенные компоненты лекарств, предлагаемых в рамках базовой (стандартной) медицинской помощи, после получения утвердительного решения врачебного консилиума могут претендовать на выделение в их пользу медикаментов из вновь утвержденного перечня.За льготными категориями граждан сохраняется право на бесплатное получение лекарств, перечисленных в указанном списке.
3. Перечень редких недугов, лечение которых организуется силами Минздрава РФ дополнен Прежний список редких заболеваний был представлен такими недугами, как: злокачественные новообразования тканей: лимфоидной, кроветворной и других родственных им тканям; рассеянный склероз; гемофилия; гипофизарный нанизм; болезнь Гоше; муковисцидоз. Обновленный перечень включает в себя наравне с вышеназванными еще и такие заболевания, как: мукополисахаридоз (1, 2, 6 типа); юношеский артрит (системное начало); гемолитико-уремический синдром.
4. Электронная форма рецепта на лекарства с содержанием психотропных веществ.Пациенты, которым назначаются медикаменты, содержащие психотропные вещества, смогут получать указанные лекарства согласно электронному рецептурному бланку. Электронный образец рецепта будет иметь ту же юридическую силу, что и аналогичный документ на бумажном носителе, а лечащий врач сможет оформить его только после согласования с пациентом. Новшество вступило в силу с января текущего года.
5. Создание единого реестра льготных граждан. До начала августа 2019 года планируется создать единый электронный регистр, в котором будут отражены граждане, имеющие право на получение льготных лекарств.