Важное нововведение в деятельности главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края произошло с начала 2022 года на федеральном уровне.
Если раньше полномочия надзорного органа распространялись на деятельность товариществ собственников жилья (ТСЖ) только в случае угрозы здоровью или жизни собственников, то теперь инспекторы вправе наказать нерадивое ТСЖ и за такое нарушение, как ненадлежащая очистка дворовой территории от снега.
Да и сами требования ужесточились.
Вот и дом № 1 на улице Синельникова в Хабаровске находится как раз под управлением ТСЖ. Собственница одной из квартир Наталья Гладких обратилась в госжилинспекцию уже после того, как безуспешно пыталась решить свою проблему непосредственно с обслуживающей их дом организацией (ТСЖ).
Когда раздражают запахи
- Это началось примерно два года назад, - рассказывает Наталья Гладких. - Мы заметили, что, когда соседи начинают готовить, все запахи идут к нам в квартиру, особенно чесночные «ароматы». Также идет дым, когда кто-то курит. Иногда даже глаза режет.
После обращения в ТСЖ обследована вентиляционная система и выяснено, что вентиляционная шахта забита на уровне верхнего этажа.
Но собственники «пахучей» квартиры отказывают работникам ТСЖ в доступе в жилое помещение, и никаких действий они не совершают.
Во время контрольного визита главный специалист отдела главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края Евгений Фролов констатирует: тяги нет.
Об этом свидетельствует… обычный обрывок бумаги, который при наличии тяги должен прилипнуть к вентиляционному отверстию, удерживаемый потоком воздуха.
Также можно проверить, функционирует ли у вас вентиляция, поднеся к решетке зажженную зажигалку. Если тяга есть, пламя вместе с потоком воздуха устремится внутрь шахты. Такая вот занимательная физика.
- Если вентиляция неисправная, это не только неудобства с посторонними запахами, ситуация чревата и другими последствиями, - говорит Евгений Фролов. - Микроклимат в квартире оказывается нарушен, появляется постоянная повышенная влажность.
А это уже риски образования темных грибковых пятен, конденсатов на потолке, стенах. В зимний период - промерзание.
Именно в обязанности обслуживающей организации входит устранение проблемы. Ее представители должны не только пригласить специалистов для расчистки выявленных засоров вентиляции, но и убедиться, что все работает должным образом. Есть целый ряд требований. Например, к скорости потока удаляемого воздуха.
Причем в обслуживающей организации обязаны не только немедленно реагировать на обращения жильцов, но и ежегодно проводить плановые проверки внутренних инженерных сетей дома.
И не только вентиляции, но и всех остальных.
К сожалению, это также порой упирается в отсутствие допуска в то или иное частное жилое помещение.
Договаривайтесь сами!
В ТСЖ семье Гладких заявили о том, чтобы они сами договаривались с жильцами верхней квартиры, чтобы те обеспечили доступ к вентиляции специалистам.
Но Евгений Фролов говорит, что это неправильная позиция. ТСЖ, прежде всего, должно обеспечивать содержание общего имущества в доме. И «договариваться» с соседями в задачи собственника не входит.
Причем по другим направлениям обслуживания МКД, по словам Натальи Гладких, у жильцов замечаний к ТСЖ нет. Подъезды вовремя убираются, придомовая территория от снега чистится, двор довольно ухоженный. Но вот неисправная вентиляция портит всю картину.
- Раньше я ходила на общие собрания, когда думала, что будет что-то исправляться, - говорит Наталья Гладких. - А потом перестала. Когда выяснилось, что у всех одни и те же проблемы, деньги (взносы) платятся, а результата никакого.
Строго установленных сроков на устранение нарушения в данном случае (неработающая вентиляция) для ТСЖ или управляющей компании нет.
Тем не менее разумные пределы оговариваются. В большинстве случаев организациям, обслуживающим МКД, как правило, дается месяц-два на исправление ситуации.
Чтобы пригласить специалистов со стороны, а также найти общий язык с собственником квартиры, в которую необходимо получить доступ, жилищные инспекторы оформляют предписание. Повторное неисполнение которого чревато судом и административным наказанием ТСЖ или УК.
При этом к ТСЖ меры воздействия за неисполненное предписание почему-то более мягкие, нежели к управляющим компаниям. Штрафы меньше в десятки раз, что объективно, по мнению собственника жилья, несправедливо. Но таков закон.
Кроме того, нужно отметить, что порой сами жильцы, делая то или иное переоборудование в квартирах во время ремонта, способствуют нарушению нормальной работы той же вентиляции вместе с вмешательством в систему.
Например, на это может повлиять самостоятельное устройство вытяжки на кухне или внутреннего вентилятора в санузле с выходом в общую систему.
А вдруг пятно старое?
Но никуда не делись жалобы и на управляющие компании. В главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края недавно поступило обращение от собственника квартиры дома № 14 на улице Вяземской.
- Мужчина пожаловался на то, что в конце декабря у него произошла течь с кровли, - рассказывает Евгений Фролов. - Выехав на место, течи мы не обнаружили, там видны только засохшие следы от потеков.
Сейчас осмотр кровли специалистами, чтобы оценить ее состояние, не возможен из-за снега. Поэтому в данном случае будет выдано предписание на дополнительное обследование весной, когда снег растает.
- В данный момент мы не имеем права принять какие-то меры в отношении управляющей компании, - говорит Евгений Фролов. - Потому что не выявили протечек и увлажнения.
Если бы потолок и стена были мокрыми - совсем другое дело. Но утверждать, что сухие следы от потоков появились именно недавно, а не, скажем, пять лет назад, мы не можем.
Если же течь кровли действительно имеет место, такое нарушение управляющая компания обязана устранить в течение суток по установленному регламенту.
При этом мягкая кровля (а именно такая на крыше дома № 14 на Вяземской) от снега управляющей компанией не чистится, потому что велика вероятность повредить ее покрытие. И тогда у человека уж точно потечет в квартиру.
В общем, далеко не все обращения от жильцов в жилищную инспекцию имеют под собой основания для наказания обслуживающих организаций. Но уж если таковое налицо - ответственность наступит.
По установленным жилищным законодательством нормативам, течь кровли обслуживающая организация (будь то ТСЖ или УК) обязана устранить в течение суток.
Жестких графиков по восстановлению работы неисправной вентиляции сегодня нет, в предписаниях дается срок для принятия мер (обследования с последующим исправлением ситуации) - около двух месяцев.
В случае вышеуказанных нарушений, если управляющая компания либо ТСЖ не реагирует на жалобы собственников жилья, можно обратиться в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края по адресу: 680000, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43. А также оставить обращение через информационный портал ГИС ЖКХ либо позвонить по телефону 8 (4212) 40-23-40.
Автор: Ульяна Лесогор.
Спасибо, Ваш комментарий отправлен.
Нет комментариев