Кто посчитает для жителей края их коммунальные расходы?

В Хабаровском крае готовится проект изменений в Жилищный кодекс о регулировании жилищных услуг. В чем его суть и зачем что-то менять в отрасли, читателям «Тихоокеанской звезды» рассказал министр ЖКХ края Дарий Тюрин.
Сейчас к коммунальным услугам относятся те, что предоставляются ресурсоснабжающими организациями. То есть тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение.
При их оплате действуют четко сформулированные тарифы, которые устанавливаются комитетом по ценам и тарифам и строго регламентируются государством.
То есть тариф здесь определен именно за единицу фактического потребления услуги (будь то Гккал, куб. м. и т. д.).
И, прежде чем определить тариф на них, комитет по ценам сначала тщательно рассматривает документы, представленные «ресурсниками», - проверяет, отсекает ненужные затраты, ставит минимальную рентабельность с тем, чтобы тарифы для населения не были необоснованно завышенными.
Жилищные же услуги оказывают населению управляющие организации, будь то управляющая компания, товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо (реже) ЖСК - жилищно-строительный кооператив.
Это все, что относится к обслуживанию и содержанию жилищного фонда - вывоз мусора, уборка территории, подъездов, текущий ремонт.
И если на сегодняшний день в отношении коммунальных услуг собственник понимает, за что платит, и даже сам может проверить, правильно ли ему рассчитали оплату за пользование тем же электричеством или водой, то оплата за жилищные услуги является не совсем, как говорят, прозрачной.
Они государством не регулируются, а являются сугубо внутренними отношениями между собственниками и их управляющей организацией.
Она ежегодно должна на общем собрании собственников жилья внести предложения о предстоящих, например, на год работах, и определить, с помощью голосования, тариф на определенное в договоре время (как правило, это год).
В последующем возможна индексация тарифа в соответствии с инфляцией. В каждом договоре все сугубо индивидуально - как решат сами жильцы.
Не все жильцу
проверить
Допустим, на общем собрании жильцы проголосовали за определенный объем работ и согласились, что стоить это будет столько-то.
Затем берется вся общая стоимость предстоящих утвержденных работ по данному дому, делится на квадратные метры, полученный результат проецируется на количество квадратов жилья конкретного собственника, полученные цифры тот и получает в квитанциях.
При этом многое можно в жилищных услугах увидеть - выполняет свои обязательства по договору управляющая компания либо нет.
Это - работа дворника, регулярный вывоз мусора, уборка (а сейчас и санитарная обработка) подъездов, деятельность аварийной службы (на информационном щите обязательно должен быть указан телефон), ну и тому подобное.
Но есть и, так сказать, «невидимая» часть. Например, управляющая компания предлагает собственникам выполнить в определенный срок текущий ремонт в таком-то объеме. И на это потребуется такая-то сумма. Жильцы соглашаются.
Но в большинстве своем они - обычные люди, не способные рассчитать непосредственно стоимость работ. УК сделала обещанное - поменяла, скажем, 100 м внутренних инженерных сетей. Как это просчитать, измерить сам объем? Например, погонные метры поменянной трубы.
Хотя специально для подписания акта о проделанных работах выбирается ответственное лицо из жильцов - председатель совета дома, как правило. Но саму стоимость ремонта неспециалисту
проконтролировать невозможно.
Увы, большинство людей не обладают специальными знаниями о ценообразовании в ремонтных и строительных работах.
Жильцы видят, что обещанные сто погонных метров трубы сделаны. И даже сделаны качественно. Но сколько это стоит - тысячу, две, сто? Как неспециалисту разобраться, не взяли ли с него лишнего?
Прозрачность - для собственника
всё
При этом условия отчетности управляющей организации, как она должна «рапортовать» что и на какую сумму сделано, прописаны в договоре между ней и собственниками жилых помещений.
Кроме того, в жилищном законодательстве сказано: управляющая организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе и через электронные системы, например, ГИС ЖКХ.
- Отчет в определенной форме вывешивается в ГИСе, и люди в любой момент могут по своему дому запросить его и просмотреть, - объясняет министр ЖКХ Хабаровского края Дарий Тюрин.
- Некоторые предлагают свою форму отчетности, по договоренности. Есть довольно грамотные, сведущие председатели совета дома, которые видят и знают, что управляющей компанией делается, а главное, на какую сумму.
Министр ЖКХ считает, что единую форму отчетности придумать невозможно. Да. Легко разбить услуги по видам работ - уборка дворника, влажная и санитарная обработка подъезда, вывоз мусора, другое.
А колонка, где обозначена стоимость всего этого? Как проконтролировать цифры, которые управляющие компании туда вносят?
Еще один существенный момент. Скажем, одна управляющая компания обслуживает сто домов, а другая всего лишь два. У первой накладные и затраты одни (с учетом налога на добавленную стоимость, ибо обороты большие), у другой - несопоставимо иные, - она платит по упрощенной налоговой системе. А понимает ли это собственник или нет - большой вопрос.
Поэтому, исходя из того, что нельзя сделать универсальную формулу отчетности о сделанных управляющей организацией работах, можно пойти по другому пути.
По принципу, который применяют инициативные председатели советов домов, нанимая профессиональных сметчиков. Те независимо проверят стоимость работ, предлагаемых обслуживающей организацией.
Последнее
слово -
за жильцом
Есть еще пример. Два дома обслуживаются одной УК. Жильцы первого говорят - нам нужна облицовка в подъезде дорогой итальянской плиткой. Другие собственники голосуют за более скромные работы.
Есть сегодня управленческие команды в домах, настоящие хозяйственники, которые ценят и берегут каждую копейку, следят, чтобы траты были обоснованны.
Однако очень много людей, если не сказать большинство, увы, не знают, как формируются цены на их жилищное обслуживание. Проще говоря, платят по квитанциям в этой части «вслепую».
- Поэтому предложение у нас, - говорит Дарий Тюрин, - попробовать внести изменения в действующее законодательство о том, чтобы и эту стоимость начать регулировать государством. Чтобы ни одна управляющая компания не смогла искусственно завысить рентабельность.
Потому что регулятор, исходя из основ ценообразования, будет четко обозначать, что «вот эта услуга стоит столько-то», требовать документального подтверждения на те или иные предполагаемые затраты. Таким образом, будет сформирован некий тариф. Что произойдет по сценарию потом?
- Далее управляющая компания предложит этот тариф жильцам, - говорит Дарий Тюрин. - Собственники имеют право согласиться либо нет. Затем люди платят тот тариф, на который согласились, смотрят объем обещанных работ (это отследить легче).
Управляющая компания берет подписанный документ о проделанных работах и опять идет «регулироваться» в комитет по ценам и тарифам.
И если там они согласовывают, что сделали именно тот объем и на заявленную сумму, то утвержденный ранее тариф остается и в дальнейшем.
Но в обратном случае, если расходы и проделанная работа не подтверждены, комитет по ценам и тарифам, он «срезает» то, что управляющая компания фактически не сделала.
И на следующий год, таким образом, люди получают меньший тариф. Или в случае принятия решения собственниками невыполненные работы заменяются другими видами работ.
Как
сэкономить
на платежах
Например, что касается коммунальных ресурсов, в прошлом году по нескольким территориям тариф был снижен. Потому что ресурсоснабжающие организации не смогли подтвердить свои затраты, которые были изначально заложены у них в тарифе.
Или, например, купили дешевле топливо. Люди этого не ощущают, а вот для юридических лиц-потребителей это достаточно значимо.
- Мы подготовили письмо министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, подписанное нашим губернатором, - говорит Дарий Тюрин. - В нем - предложение внедрить наши предложения с учетом поддержки депутатов на разных уровнях.
Да, этот процесс, говорит министр ЖКХ края, достаточно непростой, займет не один месяц. При положительном исходе придется исправлять Жилищный кодекс и корректировать не один документ. Но оно того стоит.
Тем более что «неволить» никто никого не будет. Предполагается, если собственники стопроцентно доверяют своей УК и изначально согласны на тариф, предлагаемый ею, нововведение их не коснется.
То есть комитет по ценам и тарифам края готов взять на себя дополнительную ответственность, достаточно собственникам проголосовать «ЗА».
Причем дополнительных затрат (если бы они самостоятельно нанимали сметчиков, чтобы проверить обоснованность платежей) не будет.
Тариф -
дело хитрое
Всю схему отчетов УК можно спроецировать на… уборке того же снега. Пусть несвоевременно, зато наглядно. Предположим, зима была бесснежной.
А в тарифе заложенные на это средства остались. И кто-то должен проверить, сколько нужно неиспользованных денег из тарифа изъять.
- Почему и называется комитет по ценам и тарифам регулятором, - объясняет Дарий Тюрин. - Предположим, людям выставляли тариф на определенные работы, их объем, но выполнено все не было.
Раз не сделано, то взятые у людей деньги необходимо отдать. Если предприятие понесло дополнительные затраты - тарифу плюс, если нет - в минус. Простая арифметика.
Кстати, когда на рынок коммунальных услуг края придет региональный оператор по вывозу мусора, данная услуга перейдет из жилищных в разряд коммунальных.
То есть будет полностью контролироваться государством. Так почему же не сделать то же самое в отношении остальных услуг, связанных с обслуживанием многоквартирных домов?
Опять же, подчеркивает министр ЖКХ, предложенная инициатива, если она получит поддержку, - только на добровольных началах. Может, люди захотят, чтобы у них в доме сидел консьерж, и готовы за это платить.
- То есть основная идея предложенного проекта - помочь людям, которые не понимают, за что платят, - говорит Дарий Тюрин. - И государство может это сделать
Да не только разобраться, а зайти в эту тему регулирования тарифа, его проконтролировать. Ведь существенная часть семейного бюджета у людей идет на оплату за жилье, и в наших интересах снизить эти расходы.
Юлия ВОЛКОВА.





09.08.2020 22:28
Разъяснение по ситуации с охотой на гималайского медведя в Хабаровском крае

09.08.2020 10:38
Михаил Дегтярëв посетил Новый Ургал и Чегдомын
Врио губернатора края побывал в школах и больницах, местном аэропорту, осмотрел производственные мощности компании "СУЭК".

08.08.2020 15:21
Михаил Дегтярëв побывал в поселке Тырма Верхнебуреинского района
Врио губернатора края осмотрел котельные и больницу, а также обсудил планы по расселению аварийного жилья

08.08.2020 09:31
В командировку? Только эконом
В социальных сетях продолжают множиться байки и мифы о работе врио губернатора

07.08.2020 16:34
Объявлены победители конкурса региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее»



07.08.2020 10:15
Опасения уходят, стабильность возвращается
Сверхколебания на рынке недвижимости Хабаровска, вызванные эпидемией коронавируса, закончились, и рынок возвращается к своим обычным темпам развития.

11.07.2020 00:00
Звон капели слышишь? Значит, дыры в крыше!
Одним из наиболее популярных видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах летом становится ремонт крыш. Подтверждает такую статистику Комсомольск-на-Амуре.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика