Хабаровский ТЮЗ снова претендует на «Золотую маску»
07.11.2019
329
Режиссер Иван Куркин и художник-постановщик Анна Мартыненко решились на эксперимент: едва ли не главную роль в их спектакле играют... рисунки
Спектакль Хабаровского театра юного зрителя «Мария и я» номинирован на Всероссийскую национальную театральную премию «Золотая маска». Это стало известно, когда были обнародованы списки номинантов премии по итогам сезона 2018-2019 года. Работа хабаровчан будет участвовать в конкурсе «Эксперимент».
Но и это не единственная хорошая новость. В лонг-лист «Золотой маски» вошли работы еще двух хабаровских театров: мюзикл А. Журбина «Чайка» по пьесе А. Чехова (постановка Сергея Листопадова и Дарьи Пантелеевой) и спектакль «Почтарская сказка» театра кукол. Такой отметки экспертных советов удостаиваются, безусловно, наиболее заметные спектакли.
- Среди драматических спектаклей и спектаклей театров кукол рассматривалось более 500 постановок, - объясняет уровень конкуренции начальник управления культурной политики министерства культуры Хабаровского края Наталья Леховицер. - И «Почтарская сказка» при этом попала в лонг-лист. Она поставлена режиссером Н. Пахомовой при поддержке проекта «Театры - детям».
Премьера «Чайки» состоялась на основной сцене музыкального театра в прошлом сезоне. Во многом экспериментальная работа вызвала интерес не только у зрителей, но и у экспертов «Золотой маски»: попадание в лонг-лист - тому подтверждение.
Напомним, что свою первую «Золотую маску» хабаровский ТЮЗ получил в 2018 году - за спектакль «Детство». И вот появился шанс повторить успех. Постановка «Мария и я» осуществлена в рамках федерального проекта «Театры - детям»: была получена субсидия «на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров».
Постановка режиссера Ивана Куркина основана на одноименном графическом романе Мигеля Гаярдо. Эта биографическая история о 12-летней дочери автора Марии, страдающей аутизмом, легла в основу действительно экспериментального спектакля, главным в котором является попытка диалога, контакт зрителя и героини.
- Мы с художником Анной Мартыненко делали эскиз к этому спектаклю у нас в Санкт-Петербурге, на театральной лаборатории Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «АРЛЕКИН», - рассказывает историю спектакля-номинанта его постановщик, режиссер Иван Куркин. - Нашу работу увидел художественный руководитель хабаровского ТЮЗа Константин Кучикин и пригласил нас сделать спектакль.
Не будет преувеличением сказать, что в этой постановке, премьера которой состоялась в октябре прошлого года, большую - если не главную! - роль в самом буквальном смысле этого слова играет рисунок.
- Когда мы готовились к участию в театральной лаборатории, пересмотрели с Иваном в библиотеке очень много графических романов, - говорит автор концепции и художник-постановщик Анна Мартыненко. - И остановили выбор на романе Гаярдо потому, что здесь есть возможность поработать с рисунком как с языком: писатель общается со своей дочерью Марией именно через рисунок.
«Мария и я» - иммерсивный спектакль: здесь зритель не только полностью погружен в действие, но и становится его полноправным участником, существуя в театральном пространстве, во всех десяти комнатах, которые для этого были созданы.
Авторы постановки с удовольствием вспоминают свою работу с хабаровчанами.
- Я очень полюбил этот театр, - признается Иван Куркин. - Там удивительная, практически семейная, атмосфера. Я мало сотрудничал с другими государственными театрами и потому испытывал некоторые опасения.
Но все они оказались совершенно беспочвенными. Работать с артистами было очень здорово, они высокопрофессиональны и внимательны. Только добрые слова могу сказать и обо всех службах и цехах ТЮЗа.
- Это замечательный театр, очень живой, открытый, - отмечает и Анна. - Нам дали «зеленый свет»: как мы видели эту историю, так театр ее и реализовал и максимально помог в осуществлении замысла. Не каждый театр пойдет на то, чтобы выстроить такую огромную декорацию.
Спектакль как нельзя точно соответствует номинации «Эксперимент» не только поэтому. Не в самой привычной ипостаси здесь и артисты - Анна Мартыненко назвала их роли очень «сдержанными».
- Они - очень важные «технические проводники», которые организуют сложное взаимодействие со зрителями, - объясняет она.
Так что «Мария и я» - безусловно, эксперимент: и для авторов постановки, и для театра и его артистов, и, конечно, для зрителей. И, несомненно, - удачный.
Марина Семченко.
Но и это не единственная хорошая новость. В лонг-лист «Золотой маски» вошли работы еще двух хабаровских театров: мюзикл А. Журбина «Чайка» по пьесе А. Чехова (постановка Сергея Листопадова и Дарьи Пантелеевой) и спектакль «Почтарская сказка» театра кукол. Такой отметки экспертных советов удостаиваются, безусловно, наиболее заметные спектакли.
- Среди драматических спектаклей и спектаклей театров кукол рассматривалось более 500 постановок, - объясняет уровень конкуренции начальник управления культурной политики министерства культуры Хабаровского края Наталья Леховицер. - И «Почтарская сказка» при этом попала в лонг-лист. Она поставлена режиссером Н. Пахомовой при поддержке проекта «Театры - детям».
Премьера «Чайки» состоялась на основной сцене музыкального театра в прошлом сезоне. Во многом экспериментальная работа вызвала интерес не только у зрителей, но и у экспертов «Золотой маски»: попадание в лонг-лист - тому подтверждение.
Напомним, что свою первую «Золотую маску» хабаровский ТЮЗ получил в 2018 году - за спектакль «Детство». И вот появился шанс повторить успех. Постановка «Мария и я» осуществлена в рамках федерального проекта «Театры - детям»: была получена субсидия «на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров».
Постановка режиссера Ивана Куркина основана на одноименном графическом романе Мигеля Гаярдо. Эта биографическая история о 12-летней дочери автора Марии, страдающей аутизмом, легла в основу действительно экспериментального спектакля, главным в котором является попытка диалога, контакт зрителя и героини.
- Мы с художником Анной Мартыненко делали эскиз к этому спектаклю у нас в Санкт-Петербурге, на театральной лаборатории Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «АРЛЕКИН», - рассказывает историю спектакля-номинанта его постановщик, режиссер Иван Куркин. - Нашу работу увидел художественный руководитель хабаровского ТЮЗа Константин Кучикин и пригласил нас сделать спектакль.
Не будет преувеличением сказать, что в этой постановке, премьера которой состоялась в октябре прошлого года, большую - если не главную! - роль в самом буквальном смысле этого слова играет рисунок.
- Когда мы готовились к участию в театральной лаборатории, пересмотрели с Иваном в библиотеке очень много графических романов, - говорит автор концепции и художник-постановщик Анна Мартыненко. - И остановили выбор на романе Гаярдо потому, что здесь есть возможность поработать с рисунком как с языком: писатель общается со своей дочерью Марией именно через рисунок.
«Мария и я» - иммерсивный спектакль: здесь зритель не только полностью погружен в действие, но и становится его полноправным участником, существуя в театральном пространстве, во всех десяти комнатах, которые для этого были созданы.
Авторы постановки с удовольствием вспоминают свою работу с хабаровчанами.
- Я очень полюбил этот театр, - признается Иван Куркин. - Там удивительная, практически семейная, атмосфера. Я мало сотрудничал с другими государственными театрами и потому испытывал некоторые опасения.
Но все они оказались совершенно беспочвенными. Работать с артистами было очень здорово, они высокопрофессиональны и внимательны. Только добрые слова могу сказать и обо всех службах и цехах ТЮЗа.
- Это замечательный театр, очень живой, открытый, - отмечает и Анна. - Нам дали «зеленый свет»: как мы видели эту историю, так театр ее и реализовал и максимально помог в осуществлении замысла. Не каждый театр пойдет на то, чтобы выстроить такую огромную декорацию.
Спектакль как нельзя точно соответствует номинации «Эксперимент» не только поэтому. Не в самой привычной ипостаси здесь и артисты - Анна Мартыненко назвала их роли очень «сдержанными».
- Они - очень важные «технические проводники», которые организуют сложное взаимодействие со зрителями, - объясняет она.
Так что «Мария и я» - безусловно, эксперимент: и для авторов постановки, и для театра и его артистов, и, конечно, для зрителей. И, несомненно, - удачный.
Марина Семченко.