Фотография должна быть осязаема
04.05.2022
681

Вадим Курик – единственный в Хабаровском крае амбротипист
«Серебром по стеклу» - так называется фотовыставка, которая открылась в Хабаровске в выставочном зале музея археологии. На ней представлено около 70 работ профессионального фотографа, участника и лауреата международных выставок Вадима Курика.
Вадим Курик - единственный в Хабаровском крае амбротипист - более полувека занимается фотографией и является членом Союза фотохудожников России. Его работы можно увидеть на российских и зарубежных фотовыставках.
Как создаются снимки на стекле
Интерес Вадима к этой технике появился в 2017 году. До этого он пытался сымитировать процесс амбротипии на компьютере, в Фотошопе. Так как же создаются снимки на… стекле?
Как рассказал автор фотовыставки, изготовление амбротипа начинается с того, что одну из сторон пластины закрывают черной бумагой или закрашивают черным лаком. При этом покрытие поверхности придает снимку иллюзию дополнительной глубины за счет толщины стекла, однако изображение получается зеркальным.
- Это очень длительный процесс, - поясняет Вадим Курик. - По времени он занимает около часа. Фиксаж, проявитель, раствор нитрата серебра - основные его составляющие. Сначала нужно подготовить стекло, обработав его меловым раствором, а уже затем залить солями калия и натрия. После чего стеклышко становится чувствительным к свету. Далее мы заряжаем камеру, получаем скрытое изображение, проявляем его и фиксируем. Высохшую пластинку мы закрепляем лаком или смолой марокканского дерева.
От обычной фотографии съемка амбротипа отличается недопустимостью передержки, в результате которой тени изображения «затягиваются» серебром, делая невозможным рассматривание в отраженном свете. По сравнению с обычным негативом амбротип выглядит недодержанным. Важно, что негатив, покрытый черным лаком, становится непригодным для тиражирования отпечатков, поэтому амбротипы существуют в единственном экземпляре.
Любопытно, что хранятся такие фотографии не в привычных для нас фотоальбомах, а в деревянных коробках, где снимки отделены друг от друга небольшими перегородками. Сам Вадим Курик шутливо называет их «кучей стекляшек, которые хранятся в ящике». Все потому, что эти снимки нельзя хранить иначе, так как при соприкосновении друг с другом они слипаются.
Природа самого амбротипа интересна тем, что картинка даже на стекле изначально получается объемная.
- Амбротип - это вечный отпечаток, состоящий из стекла, на котором остается серебро, консервируемое органической смолой. За счет этого изображение получается в середине двух-трех сред, более воздушное и интересное. Этот эффект нельзя повторить отсканированным изображением, - утверждает фотограф.
Любовь к натюрморту
Несмотря на то, что Вадим Курик выполняет свои снимки в различных жанрах, начиная от портрета и заканчивая пейзажами, в большей степени его привлекает натюрморт.
- Потому что это большой формат, дающий различные возможности: здесь другая резкость, другая глубина изображения. Это эффект, который невозможно получить на цифровой фотографии, - поясняет Вадим.
А еще он убежден: для того, чтобы сделать качественный амбротип, нужно понимать сам процесс его создания.
- Когда процесс отработан, начинает интересовать содержание. Когда дошел до определенного содержания, тогда не хочется делать фотографии на паспорт, а хочется делать что-нибудь забавное и нетипичное, - считает фотограф.
Хотя технология «вечного отпечатка» сложна и требует математической точности, в этом процессе также много случайностей.
- Стараюсь снимать на старые фотоаппараты со старыми стеклами, которые работают несовершенно, - объясняет Вадим Курик. - Эти объективы, которые были сотворены человеческими руками, имеют некоторую погрешность, они абсолютно не идеальны, но в этом получается их прелесть. С этой точки зрения интересные объективы, которые назывались «Дагор». Карл Герц - создатель «Дагора» - не пилил, не резал, а колол в соответствии с тем, как стеклянная масса застывала. Этим создавался уникальный и неповторимый рисунок.
- А возможны ли эксперименты при создании фотографий в технике амбротипии? - интересуюсь у него.
- Конечно. Когда мы снимаем, например, человека, то у нас что-то попадает в зону резкости, а что-то нет. Большой формат предоставляет возможность выстраивать плоскости таким образом, что в зону резкости попадут и лицо, и руки. Что касается химических процессов, то есть масса способов обработки: можно сделать изображение контрастным, изменить температуру, даже качество воды и реактивов может влиять на изображение. Поэтому невозможно получить два одинаковых амбротипа.
Несмотря на то, что Вадим Курик занимается фотографией более полувека, выставка «Серебром по стеклу» является первой демонстрацией его работ в технологии амбротипии.
- Цель этой выставки - показать процесс создания амбротипа, - говорит он. - Для меня важно показать людям, что есть другая фотография, которую можно получить, не только нажав кнопку на телефоне. Фотография должна быть осязаема. Это то, что можно и нужно держать в руках. Считаю, это и есть настоящее искусство.
Вадим Курик - единственный в Хабаровском крае амбротипист - более полувека занимается фотографией и является членом Союза фотохудожников России. Его работы можно увидеть на российских и зарубежных фотовыставках.
Как создаются снимки на стекле
Интерес Вадима к этой технике появился в 2017 году. До этого он пытался сымитировать процесс амбротипии на компьютере, в Фотошопе. Так как же создаются снимки на… стекле?
Как рассказал автор фотовыставки, изготовление амбротипа начинается с того, что одну из сторон пластины закрывают черной бумагой или закрашивают черным лаком. При этом покрытие поверхности придает снимку иллюзию дополнительной глубины за счет толщины стекла, однако изображение получается зеркальным.
- Это очень длительный процесс, - поясняет Вадим Курик. - По времени он занимает около часа. Фиксаж, проявитель, раствор нитрата серебра - основные его составляющие. Сначала нужно подготовить стекло, обработав его меловым раствором, а уже затем залить солями калия и натрия. После чего стеклышко становится чувствительным к свету. Далее мы заряжаем камеру, получаем скрытое изображение, проявляем его и фиксируем. Высохшую пластинку мы закрепляем лаком или смолой марокканского дерева.
От обычной фотографии съемка амбротипа отличается недопустимостью передержки, в результате которой тени изображения «затягиваются» серебром, делая невозможным рассматривание в отраженном свете. По сравнению с обычным негативом амбротип выглядит недодержанным. Важно, что негатив, покрытый черным лаком, становится непригодным для тиражирования отпечатков, поэтому амбротипы существуют в единственном экземпляре.
Любопытно, что хранятся такие фотографии не в привычных для нас фотоальбомах, а в деревянных коробках, где снимки отделены друг от друга небольшими перегородками. Сам Вадим Курик шутливо называет их «кучей стекляшек, которые хранятся в ящике». Все потому, что эти снимки нельзя хранить иначе, так как при соприкосновении друг с другом они слипаются.
Природа самого амбротипа интересна тем, что картинка даже на стекле изначально получается объемная.
- Амбротип - это вечный отпечаток, состоящий из стекла, на котором остается серебро, консервируемое органической смолой. За счет этого изображение получается в середине двух-трех сред, более воздушное и интересное. Этот эффект нельзя повторить отсканированным изображением, - утверждает фотограф.
Любовь к натюрморту
Несмотря на то, что Вадим Курик выполняет свои снимки в различных жанрах, начиная от портрета и заканчивая пейзажами, в большей степени его привлекает натюрморт.
- Потому что это большой формат, дающий различные возможности: здесь другая резкость, другая глубина изображения. Это эффект, который невозможно получить на цифровой фотографии, - поясняет Вадим.
А еще он убежден: для того, чтобы сделать качественный амбротип, нужно понимать сам процесс его создания.
- Когда процесс отработан, начинает интересовать содержание. Когда дошел до определенного содержания, тогда не хочется делать фотографии на паспорт, а хочется делать что-нибудь забавное и нетипичное, - считает фотограф.
Хотя технология «вечного отпечатка» сложна и требует математической точности, в этом процессе также много случайностей.
- Стараюсь снимать на старые фотоаппараты со старыми стеклами, которые работают несовершенно, - объясняет Вадим Курик. - Эти объективы, которые были сотворены человеческими руками, имеют некоторую погрешность, они абсолютно не идеальны, но в этом получается их прелесть. С этой точки зрения интересные объективы, которые назывались «Дагор». Карл Герц - создатель «Дагора» - не пилил, не резал, а колол в соответствии с тем, как стеклянная масса застывала. Этим создавался уникальный и неповторимый рисунок.
- А возможны ли эксперименты при создании фотографий в технике амбротипии? - интересуюсь у него.
- Конечно. Когда мы снимаем, например, человека, то у нас что-то попадает в зону резкости, а что-то нет. Большой формат предоставляет возможность выстраивать плоскости таким образом, что в зону резкости попадут и лицо, и руки. Что касается химических процессов, то есть масса способов обработки: можно сделать изображение контрастным, изменить температуру, даже качество воды и реактивов может влиять на изображение. Поэтому невозможно получить два одинаковых амбротипа.
Несмотря на то, что Вадим Курик занимается фотографией более полувека, выставка «Серебром по стеклу» является первой демонстрацией его работ в технологии амбротипии.
- Цель этой выставки - показать процесс создания амбротипа, - говорит он. - Для меня важно показать людям, что есть другая фотография, которую можно получить, не только нажав кнопку на телефоне. Фотография должна быть осязаема. Это то, что можно и нужно держать в руках. Считаю, это и есть настоящее искусство.