Герои Всероссийской олимпиады экзаменов не боятся
30.05.2016
318
Вчера для российских одиннадцатиклассников начался очень важный период - стартовал основной этап единого государственного экзамена. За спиной - долгий период подготовки, страхов, мифов, нервов и слез. Держат кулаки за своих детей родители, переживают учителя, волнуются репетиторы.
Но есть в этом море волнений небольшой островок спокойствия. Это умники и умницы, которые выходили и выезжали на олимпиады весь учебный год, начиная с осени.
У этих детей - особый статус. По закону победителям и призерам олимпиад предоставляются льготы при поступлении. В 11 классе многие получают приглашения от лучших вузов страны. И это неудивительно: такие студенты нужны всем.
Они умеют работать и ставить цели, они умны и широкобразованны, олимпиады позволяют им начать мыслить свободно, для них экзамены - не поле военных действий, а поле чудес, где можно бесконечно собирать плоды учения.
Одна из самых известных и массовых олимпиад - Всероссийская олимпиада школьников. Чтобы добраться до ее финала, который проходит в разных городах России, школьники раз за разом «берут» новую высоту: сначала принимают участие в школьной олимпиаде, потом выходят на муниципальный уровень, в Хабаровском крае набравших наибольшее количество баллов приглашают во внешкольный центр «Созвездие», где они попадают на региональный этап. И только потом выходят на финал.
В этом году в Хабаровском крае до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников дошел 21 человек. Они уже - лучшие, но только двое из них стали победителями, а четверо - призерами.
Мы верим твердо
в героев спорта
У нас в крае есть абсолютные победители Всероссийской олимпиады. Так, комсомольчанка Дана Семенова третий год подряд побеждает на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». В прошлом году она была единственным победителем в Хабаровском крае, а в этом году ее триумф поддержал Эдуард Якумов.
- Дана Семенова заканчивает школу № 3 Комсомольска-на-Амуре, - говорит член жюри заключительного этапа и центральной предметно-методической комиссии, заведующий аспирантурой и докторантурой Дальневосточной государственной академии физической культуры Елена Ветошкина. - Она - настоящий боец, в декабре получила травму, но приняла участие в региональном этапе и стала победителем, а затем успешно выступила на заключительном этапе.
Младшая сестра Даны Юния стала призером олимпиады. Сестры занимаются легкой атлетикой, а готовят их к олимпиаде учитель физической культуры Андрей Воронов и их мама Ольга Валентиновна.
Второй победитель финала ВсОШ по физической культуре - одиннадцатиклассник из Солнечного Эдуард Якумов, кандидат в мастера спорта по спортивной акробатике. Готовит его учитель физкультуры, мастер спорта СССР по лыжным гонкам Татьяна Ишкинина - рекордсмен по подготовке не только победителей и призеров регионального этапа, но и всероссийского.
Программа заключительного этапа была достаточно насыщена и интересна. Кроме теоретического конкурса, участники состязались в испытаниях по гимнастике, баскетболе, легкой атлетике, плавании, стрельбе из электронного оружия и других тестовых испытаниях 5 ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
- Научно-методическое руководство подготовкой школьников к олимпиаде проводила группа ученых из Дальневосточной академии физической культуры, а краевое министерство образования и науки решило очень важные организационные вопросы, связанные с ранним заездом участников в Ульяновск, - говорит Елена Ветошкина. - Это позволило нашим школьникам адаптироваться к местным условиям и времени. Не всем так везет, практически все дальневосточные команды прилетают накануне старта, и, конечно, это сказывается на итоговом результате. Мы очень рады такому успешному выступлению и благодарны всем за поддержку.
История как открытая книга
«Мне нравится XVIII век - время балов, интриг, дворцовых переворотов, фижм, робронов и напудренных париков», - написал в своем эссе Андрей Кучук. В борьбе за олимпиадные призы десятиклассник хабаровской гимназии № 5 не новичок: он уже ездил на всероссийский финал в прошлом году, стал призером (обществознание) и победителем (история) в нынешнем на региональном этапе.
Впрочем, слово «борьба» не совсем здесь подходит: у Андрея философский взгляд на жизнь, возможно, потому, что он хорошо знает историю.
Этим предметом Андрей начал увлекаться с пятого класса. На уроках школьникам предлагали закрыть глаза и представить, что они на площади средневекового города. А потом описать, что видят вокруг.
- Городская ратуша, магистрат, казна, тюрьма и фонтан, где набирают воду, - легко перечисляет Андрей. Экскурсовод по Средневековью из него получился бы отменный. Хотя почему только Средневековье? История - это не набор скучных фактов, а огромный мир, где можно путешествовать на машине времени - в любой период.
По этому же принципу создаются задания на Всероссийской олимпиаде. Участникам предлагают угадать, какому российскому историку принадлежит та или иная цитата и кому она посвящена, прочесть старинную карту, разобраться в историческом документе, даже понять изобразительный язык древней миниатюры.
- В позапрошлом году надо было рассказать о хлопководстве Узбекистана, используя статистические таблицы, - говорит Андрей. - Те, кто принимал участие в олимпиаде, вспоминают об этом задании с содроганием.
В финале ВсеРоса ему досталась карта эпохи Петра Первого и записка графа Шувалова об открытии в Москве университета. Любимый восемнадцатый век… Балы и дворцовые перевороты. Они помогли Андрею стать призером. А еще - профессиональная поддержка учителя истории и обществознания гимназии № 5 Маргариты Старочкиной и кандидата исторических наук, доцента дальневосточного филиала Российского университета правосудия Ольги Авдошкиной.
Андрей пока не определился с будущей профессией, до выпуска еще целый год. Но можно быть уверенным - если он пойдет в дипломаты или политики, наша страна не пропадет.
Иероглифы до Парижа доведут
Задания для олимпиады по китайскому языку выполняют на диалекте путунхуа или «мандарин». На нем обычно говорят в Пекине. Ученица хабаровской первой гимназии Синь Фан Ин (или Фаина) в Пекине побывала и поняла, что хорошо знает китайский язык. А все потому, что, хотя с детства живет в Хабаровске, говорит на китайском с бабушкой.
Китайский язык на Всероссийской олимпиаде школьников начали сдавать только в этом учебном году. Выбирают этот предмет обычно дети, которые изучают язык в своей школе. И потому, к примеру, на региональном этапе в «Созвездии» из тридцати участников больше половины учится в хабаровской гимназии восточных языков № 4.
На заключительном этапе, который проходил в Волгограде, ребята выполняли несколько типов заданий: аудирование, чтение, лексико-грамматические задания, страноведение и говорение. На второй день олимпиады их разделили на группы по четыре человека. Каждой группе досталась отдельная тема, по ней нужно было подготовить ток-шоу. Например, группе Фаины досталась тема «О чем мечтает китайская и российская молодежь».
- Конечно, о хорошем образовании, - отвечала Фаина, которая «играла» роль китайской студентки.
Главный приз, который привезла Фаина из Волгограда, - она теперь знает, кем хочет быть.
- Международным журналистом, - говорит школьница. - Мечтаю увидеть мир, и первым делом - Париж. Ну а на следующий год она снова выйдет на поле ВсеРоса по китайскому языку.
Задать вопрос президенту
Для того, чтобы попасть в финал Всероссийской олимпиады, одиннадцатиклассник Сергей Лисенков гадал по сосновой хвое. Точнее, не гадал, а тщательно изучал каждую хвоинку. Оказывается, по состоянию иголок можно определить, насколько загрязнена атмосфера тех мест, где они растут.
В поселке Эльбан, где живет Сергей, сосен хватает. Его научный проект называется «Исследование атмосферы методом биоиндикации при помощи сосны обыкновенной».
С этим проектом Сергей поехал на финал олимпиады по экологии и стал призером.
- Экология включает в себя множество знаний из разных областей, - говорит Сергей. - Биология, география, экономика, химия, обществознание. Экология сегодня - везде, это наука будущего. Ни один проект не может быть реализован без участия экологов, это не кабинетные ученые, а люди общественные, активные. Они всегда в гуще событий.
Сергей как раз такой. Он участник краевого проекта «Новое поколение», председатель Совета старшеклассников. Если надо, может и с президентом пообщаться. Впрочем, он уже это сделал, дав свои рекомендации Владимиру Путину, как восстановить баланс между биосферой и техносферой.
- Это был ответ на 15-й вопрос теоретического тура олимпиады, где нам надо было проанализировать высказывание президента РФ о потерянном балансе между техносферой и биосферой, - говорит Сергей. - Я предложил развивать зеленую экономику, грамотное природопользование и энергопотребление, переходить на технологии переработки отходов и популяризировать экологическую культуру. Последнее - важно. К примеру, у себя дома я сортирую мусор - отдельно биомусор, отдельно - стекло, отдельно - бумагу. Но на улице таких контейнеров нет, вот с чего начинается популяризация.
Кто знает, может, однажды Сергей Лисенков сможет лично поговорить об экологии с президентом. У него есть все шансы: он выиграл грант на бесплатное обучение в Московском институте телевидения и радиовещания и будет поступать туда. И больше всего мечтает стать журналистом.
Те, кто делает нас сильнее
- В олимпиадное движение приходят замечательные ребята, - говорит директор центра поддержки одаренных детей Хабаровского краевого института образования Оксана Шаталова. - Самостоятельные, мотивированные, трудолюбивые, любознательные, способные. Наша задача - выявить таких детей.
На самый первый - школьный - этап может прийти любой желающий. По его итогам ребята, набравшие нужное количество баллов, проходят на муниципальный уровень, а затем по итогам муниципального - на региональный. Попасть во всероссийский финал очень непросто. И потому для подготовки олимпиадников ведется целая системная работа.
С сентября стартует виртуальный учебный центр подготовки к олимпиаде, где с детьми занимаются тьюторы - преподаватели вузов. В этих занятиях может принять участие любой школьник, правда, задания там сложные, не каждый справится. Кроме того, центр поддержки одаренных детей адресно приглашает на такие занятия победителей и призеров регионального этапа олимпиады прошлых лет.
Для тех, кто прошел на региональный этап, проводятся консультации и занятия преподавателей вузов в рамках проведения этапа олимпиады в «Созвездии». С февраля начинаются индивидуальные программы обучения, по которым ребята занимаются и очно, и дистанционно. Тех, кто прошел на заключительный этап, сопровождают тьюторы.
Кроме того, в осенние и весенние каникулы проходят профильные смены-погружения, куда приглашают преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ставрополя, которые являются председателями или членами жюри заключительного этапа. На эти смены попадают благодаря конкурсному отбору, а также победители и призеры регионального этапа прошлых лет. На эти же курсы мы приглашаем преподавателей.
Также есть возможность работать с учителями-магнитами, к примеру, в Хабаровске. Это педагоги, которые успешно готовят детей к олимпиаде и набирают группы не только учеников своих школ, но и других организаций.
В целом, это большая совместная работа детей, педагогов и родителей. Одному ребенку выдержать такую нагрузку сложно, нужны серьезная системная подготовка, воля к победе и, конечно, интерес к учебе. Именно это помогает сделать первый шаг, чтобы потом дотянуться до звезд.
И этот первый шаг может сделать каждый.
Марина ЛИТВИНОВА.
Но есть в этом море волнений небольшой островок спокойствия. Это умники и умницы, которые выходили и выезжали на олимпиады весь учебный год, начиная с осени.
У этих детей - особый статус. По закону победителям и призерам олимпиад предоставляются льготы при поступлении. В 11 классе многие получают приглашения от лучших вузов страны. И это неудивительно: такие студенты нужны всем.
Они умеют работать и ставить цели, они умны и широкобразованны, олимпиады позволяют им начать мыслить свободно, для них экзамены - не поле военных действий, а поле чудес, где можно бесконечно собирать плоды учения.
Одна из самых известных и массовых олимпиад - Всероссийская олимпиада школьников. Чтобы добраться до ее финала, который проходит в разных городах России, школьники раз за разом «берут» новую высоту: сначала принимают участие в школьной олимпиаде, потом выходят на муниципальный уровень, в Хабаровском крае набравших наибольшее количество баллов приглашают во внешкольный центр «Созвездие», где они попадают на региональный этап. И только потом выходят на финал.
В этом году в Хабаровском крае до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников дошел 21 человек. Они уже - лучшие, но только двое из них стали победителями, а четверо - призерами.
Мы верим твердо
в героев спорта
У нас в крае есть абсолютные победители Всероссийской олимпиады. Так, комсомольчанка Дана Семенова третий год подряд побеждает на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». В прошлом году она была единственным победителем в Хабаровском крае, а в этом году ее триумф поддержал Эдуард Якумов.
- Дана Семенова заканчивает школу № 3 Комсомольска-на-Амуре, - говорит член жюри заключительного этапа и центральной предметно-методической комиссии, заведующий аспирантурой и докторантурой Дальневосточной государственной академии физической культуры Елена Ветошкина. - Она - настоящий боец, в декабре получила травму, но приняла участие в региональном этапе и стала победителем, а затем успешно выступила на заключительном этапе.
Младшая сестра Даны Юния стала призером олимпиады. Сестры занимаются легкой атлетикой, а готовят их к олимпиаде учитель физической культуры Андрей Воронов и их мама Ольга Валентиновна.
Второй победитель финала ВсОШ по физической культуре - одиннадцатиклассник из Солнечного Эдуард Якумов, кандидат в мастера спорта по спортивной акробатике. Готовит его учитель физкультуры, мастер спорта СССР по лыжным гонкам Татьяна Ишкинина - рекордсмен по подготовке не только победителей и призеров регионального этапа, но и всероссийского.
Программа заключительного этапа была достаточно насыщена и интересна. Кроме теоретического конкурса, участники состязались в испытаниях по гимнастике, баскетболе, легкой атлетике, плавании, стрельбе из электронного оружия и других тестовых испытаниях 5 ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
- Научно-методическое руководство подготовкой школьников к олимпиаде проводила группа ученых из Дальневосточной академии физической культуры, а краевое министерство образования и науки решило очень важные организационные вопросы, связанные с ранним заездом участников в Ульяновск, - говорит Елена Ветошкина. - Это позволило нашим школьникам адаптироваться к местным условиям и времени. Не всем так везет, практически все дальневосточные команды прилетают накануне старта, и, конечно, это сказывается на итоговом результате. Мы очень рады такому успешному выступлению и благодарны всем за поддержку.
История как открытая книга
«Мне нравится XVIII век - время балов, интриг, дворцовых переворотов, фижм, робронов и напудренных париков», - написал в своем эссе Андрей Кучук. В борьбе за олимпиадные призы десятиклассник хабаровской гимназии № 5 не новичок: он уже ездил на всероссийский финал в прошлом году, стал призером (обществознание) и победителем (история) в нынешнем на региональном этапе.
Впрочем, слово «борьба» не совсем здесь подходит: у Андрея философский взгляд на жизнь, возможно, потому, что он хорошо знает историю.
Этим предметом Андрей начал увлекаться с пятого класса. На уроках школьникам предлагали закрыть глаза и представить, что они на площади средневекового города. А потом описать, что видят вокруг.
- Городская ратуша, магистрат, казна, тюрьма и фонтан, где набирают воду, - легко перечисляет Андрей. Экскурсовод по Средневековью из него получился бы отменный. Хотя почему только Средневековье? История - это не набор скучных фактов, а огромный мир, где можно путешествовать на машине времени - в любой период.
По этому же принципу создаются задания на Всероссийской олимпиаде. Участникам предлагают угадать, какому российскому историку принадлежит та или иная цитата и кому она посвящена, прочесть старинную карту, разобраться в историческом документе, даже понять изобразительный язык древней миниатюры.
- В позапрошлом году надо было рассказать о хлопководстве Узбекистана, используя статистические таблицы, - говорит Андрей. - Те, кто принимал участие в олимпиаде, вспоминают об этом задании с содроганием.
В финале ВсеРоса ему досталась карта эпохи Петра Первого и записка графа Шувалова об открытии в Москве университета. Любимый восемнадцатый век… Балы и дворцовые перевороты. Они помогли Андрею стать призером. А еще - профессиональная поддержка учителя истории и обществознания гимназии № 5 Маргариты Старочкиной и кандидата исторических наук, доцента дальневосточного филиала Российского университета правосудия Ольги Авдошкиной.
Андрей пока не определился с будущей профессией, до выпуска еще целый год. Но можно быть уверенным - если он пойдет в дипломаты или политики, наша страна не пропадет.
Иероглифы до Парижа доведут
Задания для олимпиады по китайскому языку выполняют на диалекте путунхуа или «мандарин». На нем обычно говорят в Пекине. Ученица хабаровской первой гимназии Синь Фан Ин (или Фаина) в Пекине побывала и поняла, что хорошо знает китайский язык. А все потому, что, хотя с детства живет в Хабаровске, говорит на китайском с бабушкой.
Китайский язык на Всероссийской олимпиаде школьников начали сдавать только в этом учебном году. Выбирают этот предмет обычно дети, которые изучают язык в своей школе. И потому, к примеру, на региональном этапе в «Созвездии» из тридцати участников больше половины учится в хабаровской гимназии восточных языков № 4.
На заключительном этапе, который проходил в Волгограде, ребята выполняли несколько типов заданий: аудирование, чтение, лексико-грамматические задания, страноведение и говорение. На второй день олимпиады их разделили на группы по четыре человека. Каждой группе досталась отдельная тема, по ней нужно было подготовить ток-шоу. Например, группе Фаины досталась тема «О чем мечтает китайская и российская молодежь».
- Конечно, о хорошем образовании, - отвечала Фаина, которая «играла» роль китайской студентки.
Главный приз, который привезла Фаина из Волгограда, - она теперь знает, кем хочет быть.
- Международным журналистом, - говорит школьница. - Мечтаю увидеть мир, и первым делом - Париж. Ну а на следующий год она снова выйдет на поле ВсеРоса по китайскому языку.
Задать вопрос президенту
Для того, чтобы попасть в финал Всероссийской олимпиады, одиннадцатиклассник Сергей Лисенков гадал по сосновой хвое. Точнее, не гадал, а тщательно изучал каждую хвоинку. Оказывается, по состоянию иголок можно определить, насколько загрязнена атмосфера тех мест, где они растут.
В поселке Эльбан, где живет Сергей, сосен хватает. Его научный проект называется «Исследование атмосферы методом биоиндикации при помощи сосны обыкновенной».
С этим проектом Сергей поехал на финал олимпиады по экологии и стал призером.
- Экология включает в себя множество знаний из разных областей, - говорит Сергей. - Биология, география, экономика, химия, обществознание. Экология сегодня - везде, это наука будущего. Ни один проект не может быть реализован без участия экологов, это не кабинетные ученые, а люди общественные, активные. Они всегда в гуще событий.
Сергей как раз такой. Он участник краевого проекта «Новое поколение», председатель Совета старшеклассников. Если надо, может и с президентом пообщаться. Впрочем, он уже это сделал, дав свои рекомендации Владимиру Путину, как восстановить баланс между биосферой и техносферой.
- Это был ответ на 15-й вопрос теоретического тура олимпиады, где нам надо было проанализировать высказывание президента РФ о потерянном балансе между техносферой и биосферой, - говорит Сергей. - Я предложил развивать зеленую экономику, грамотное природопользование и энергопотребление, переходить на технологии переработки отходов и популяризировать экологическую культуру. Последнее - важно. К примеру, у себя дома я сортирую мусор - отдельно биомусор, отдельно - стекло, отдельно - бумагу. Но на улице таких контейнеров нет, вот с чего начинается популяризация.
Кто знает, может, однажды Сергей Лисенков сможет лично поговорить об экологии с президентом. У него есть все шансы: он выиграл грант на бесплатное обучение в Московском институте телевидения и радиовещания и будет поступать туда. И больше всего мечтает стать журналистом.
Те, кто делает нас сильнее
- В олимпиадное движение приходят замечательные ребята, - говорит директор центра поддержки одаренных детей Хабаровского краевого института образования Оксана Шаталова. - Самостоятельные, мотивированные, трудолюбивые, любознательные, способные. Наша задача - выявить таких детей.
На самый первый - школьный - этап может прийти любой желающий. По его итогам ребята, набравшие нужное количество баллов, проходят на муниципальный уровень, а затем по итогам муниципального - на региональный. Попасть во всероссийский финал очень непросто. И потому для подготовки олимпиадников ведется целая системная работа.
С сентября стартует виртуальный учебный центр подготовки к олимпиаде, где с детьми занимаются тьюторы - преподаватели вузов. В этих занятиях может принять участие любой школьник, правда, задания там сложные, не каждый справится. Кроме того, центр поддержки одаренных детей адресно приглашает на такие занятия победителей и призеров регионального этапа олимпиады прошлых лет.
Для тех, кто прошел на региональный этап, проводятся консультации и занятия преподавателей вузов в рамках проведения этапа олимпиады в «Созвездии». С февраля начинаются индивидуальные программы обучения, по которым ребята занимаются и очно, и дистанционно. Тех, кто прошел на заключительный этап, сопровождают тьюторы.
Кроме того, в осенние и весенние каникулы проходят профильные смены-погружения, куда приглашают преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ставрополя, которые являются председателями или членами жюри заключительного этапа. На эти смены попадают благодаря конкурсному отбору, а также победители и призеры регионального этапа прошлых лет. На эти же курсы мы приглашаем преподавателей.
Также есть возможность работать с учителями-магнитами, к примеру, в Хабаровске. Это педагоги, которые успешно готовят детей к олимпиаде и набирают группы не только учеников своих школ, но и других организаций.
В целом, это большая совместная работа детей, педагогов и родителей. Одному ребенку выдержать такую нагрузку сложно, нужны серьезная системная подготовка, воля к победе и, конечно, интерес к учебе. Именно это помогает сделать первый шаг, чтобы потом дотянуться до звезд.
И этот первый шаг может сделать каждый.
Марина ЛИТВИНОВА.