Интеллектуальные «олимпийские игры»: школьники из Хабаровска ставят рекорды

Интеллектуальные «олимпийские игры»: школьники из Хабаровска ставят рекорды
Мария Пиховская (слева) и Вероника Приходько целеустремленно идут к своей цели

Помните известную фразу из советского фильма «Курьер»: «Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодежь. У нас прекрасная молодежь!»? И это правда, кто бы что не говорил: у нас замечательная молодежь! Интеллектуально развитая, активная и целеустремленная.

Это подтверждают и результаты ежегодных краевых олимпиад по самым разным школьным дисциплинам. Всероссийские олимпиады школьников проводятся уже в течение нескольких десятилетий.
Самые «молодые» предметные олимпиады - по ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), информатике, МХК (мировая художественная культура) и китайский язык. Сейчас они по 22 предметам.

Не просто Мария

Десятиклассница Хабаровского лицея инновационных технологий Мария Пиховская, победившая в краевой олимпиаде по мировой художественной культуре и литературе, - девушка очень скромная, можно сказать стеснительная. Стоило больших усилий ее разговорить - ну не любит старшеклассница рассказывать о себе, очень смущается.
Чтобы участвовать в олимпиаде по тому или иному предмету, нужно, как минимум, его любить. Маша еще в восьмом классе поняла, что хочет поступать на филологический.
Девушка признается, что разобраться в себе было очень сложно, так как учиться было интересно в принципе, тем более в лицее, где упор на точные дисциплины. Но все же тяготение к русскому языку и литературе перевесило.
В то же время Мария почувствовала стремление расширить свои знания об искусстве. К тому моменту она уже закончила музыкальную школу по классу фортепьяно и прекрасно ориентировалась в музыке, любила ее.
Но хотелось большего - хорошо разбираться в архитектуре, живописи, которые, считала девушка, она знала на уровне обывателя.
Каково же было удивление девушки, когда, решив поучаствовать для начала в школьной олимпиаде по мировой художественной культуре, неожиданно для себя стала ее победителем. А позже обошла всех по результатам и на городском, а потом и на региональном этапе по этому предмету.
- Я пришла на школьную олимпиаду с настроем, что знаю не так много, как хотелось бы, - признается Маша Пиховская. - Школьный этап был сложным, но я прошла на городской этап, к которому уже готовилась намного осознаннее и с большим энтузиазмом. Но победа там все равно стала шоком.
Причем, по словам школьницы, участие в олимпиаде в ее случае сработало неким катализатором - именно после этого Маша по-настоящему воодушевилась искусством.
- Я очень люблю романтическую эпоху поэзии, как русской, так и зарубежной, - говорит старшеклассница. - Нравятся и современные авторы (второй половины двадцатого века и до наших дней). Например, Бахыт Кенжеев. Зарубежный у меня любимый, наверное, Томас Элиот. 
Причем, говорит Маша, ей нравится не просто читать. А разбираться, как то или иное произведение действует на читателя. Каким образом происходит так, что читатель на интуитивном уровне воспринимает именно то, что хотел донести до него автор.
Поначалу Мария хотела стать учителем русского языка и литературы. А сейчас, говорит, мечтает получить и искусствоведческое образование.
- Задумалась о том, чтобы выбрать историю искусств, а не филологию, потому что мне это стало действительно интересно, - делится планами Маша.
Кроме учебы, девушка продолжает увлекаться музыкой, несмотря на то, что музыкальную школу закончила три года назад. Любит вокал, долгое время даже пела в ансамбле. Еще и спортом увлекается - в теплое время года совершает регулярные пробежки, а зимой практикует дома занятия йогой на любительском уровне.
- Меня это разгружает, помогает настроиться, - говорит Мария Пиховская.

Страх перед ЕГЭ обоснован?

- У меня достаточно спорное отношение к ЕГЭ, - признается девушка. - С одной стороны, идея единого экзамена для детей замечательная. Потому что в теории любой человек из любого уголка нашей страны может потом поехать учиться, куда он захочет. Это зависит только от него, как он напишет экзамен. Но, к сожалению, сейчас все переиграно так, что на Дальнем Востоке задания по ЕГЭ намеренно усложняют. И об этом говорят все.
И получается, что система, которая должна давать равные возможности всем, не очень честная. И поэтому, считает девушка, сейчас ЕГЭ - это не стопроцентный показатель знаний одиннадцатиклассников. Так как подготовка многих упирается в механическое оттачивание самих заданий.

- Это определенный формат, к которому привыкаешь, - рассуждает Мария. - А затем, когда поступаешь в вуз, оказывается сложнее ориентироваться в материале, который не привязан к заданиям ЕГЭ.
Тот же ЕГЭ по литературе, говорит школьница, нечто очень далекое от самой литературы. Потому что это подача готовых интерпретаций произведения. Но для филолога важно умение анализировать произведение и работать именно в его рамках, а не воспроизводить чьи-то умозаключения.
- Я всегда очень переживаю и боюсь, что не смогу сдать ЕГЭ нормально как раз из-за волнения, - добавляет Маша. - Мне всегда проще рассказывать что-то устно, нежели писать. И мне кажется, раньше устная форма экзаменов в большей мере давала понять, кто действительно знает тему, а кто делает вид, что знает. 
Несмотря на собственный «переживательный» характер, Мария советует потенциальным участникам следующих олимпиад пробовать свои силы, даже если кажется, что не получится. Надо просто любить предмет и не бояться делать ошибки. Просто успокаиваться и показывать, что ты знаешь.

Вероника - значит победа

Одиннадцатиклассница Хабаровского лицея инновационных технологий Вероника Приходько - девушка, можно сказать, уникальная. Она не только участвовала в краевых олимпиадах сразу по шести предметам, но и победила в четырех из них, а в остальных двух заняла призовые места.
Русский, английский, французский языки, литература, история и искусство. Кажется, для старшеклассницы все дается легко. Но за этим стоят большой труд и самодисциплина. Преподаватель, говорит она, системно занимался только по французскому языку. К олимпиадам по другим предметам Вероника готовилась большую часть самостоятельно.
Результаты подготовки, скажу честно, ошеломляют. Она стала первой в олимпиаде по всем трем языкам и по истории. Совсем немного не хватило до полной победы по МХК (мировая художественная культура) и литературе.
Все выбранные для более тщательного и глубокого изучения предметы, по словам девушки, пригодятся ей в дальнейшей жизни. Ведь планы у Вероники Приходько действительно далеко идущие. Девушка собирается поступать не куда-нибудь, а в МГУ. По направлению «история искусств», чтобы стать искусствоведом.
- Поскольку у меня уже есть диплом победителя заключительного этапа по истории, это можно будет сделать без экзаменов, - рассказывает одиннадцатиклассница. - После окончания мне бы хотелось быть куратором выставок либо работать в Аукционном доме, который торгует произведениями изобразительного, прикладного искусства, в том числе, для музеев и коллекционеров.
С таким дипломом Веронике достаточно сдать лишь ЕГЭ по базовым предметам - математике и русскому языку.
- Единый экзамен - это достаточно хорошая система, поскольку более-менее уравнивает поступающих из различных регионов, - комментирует Вероника Приходько. - Но вот по сложности вариантов, которые достаются путем жеребьевки, периодически возникают сомнения.
Девушка рассказывает, что существует очевидный большой разброс в сложности заданий по отдельным вариантам. И это неправильно. Потому что один и тот же экзамен для разных людей (даже в одном классе) может оказаться абсолютно неодинаков по уровню трудоемкости. Было бы справедливо, если бы сложность вариантов стала примерно одинакова.

Главное - без фанатизма

Впереди у победительницы всероссийский этап. Вероника признается, что не испытывает ни капли волнения. Потому что ее не столь сильно волнует результат, сколько собственные количество знаний и качество подготовки.
- То есть если я буду уверена, что достаточно знаю, но при этом не стану призером, то все равно останусь довольной тем, что сделала, - добавляет она.
Чтобы получить достойные результаты, нужно готовиться к олимпиаде достаточно много, уверена девушка. Но при этом не зацикливаться на предмете сильно, в ущерб всем остальным сторонам жизни.
- Потому что в любой олимпиаде есть доля лотереи, и если вдруг абсолютно все силы были брошены на подготовку, а потом что-то не получилось, для некоторых это может оказаться настоящей трагедией, - объясняет свою позицию девушка. - У меня самой есть такие знакомые, у которых именно так и вышло. Поэтому даже если человек хочет развиваться в данном направлении, не стоит считать, что это самое главное в жизни.
Тем временем Оксана Мизко, педагог, занимающийся с детьми подготовкой к олимпиаде по МХК, заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства в Хабаровском институте культуры, очень достойно отзывается о девушке.
- Вероника самостоятельная, самодостаточная и очень целеустремленная, - говорит Оксана Александровна. - Она трудится на результат и всегда старается продемонстрировать максимум. Работать с ней комфортно и легко. Так и должно быть с победителем.
В олимпиаде четыре этапа, и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап - муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района или города. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап - это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.
Кстати, что касается педагогов, которые готовят наших ребят к олимпиадам, то Хабаровский край в этом плане уникален. Поскольку все они преподают в вузах и имеют колоссальный опыт и в подготовительной деятельности, многие имеют многолетний опыт работы как члены жюри.
- В данном направлении задействованы абсолютно все вузы края, филиалы российских академий и университетов, восемь НИИ, - комментирует Валентина Плотникова, консультант управления общего и дополнительного образования министерства образования Хабаровского края.
- Мы тесно сотрудничаем и с лингвистическими школами, и с краевым ФСИН (у них очень хорошие психологи). То есть подготовка наших детей - мощная. А одаренные школьники, в свою очередь, каждый год радуют нас прекрасными показателями. Это действительно реальная отдача.
Нам остается пожелать нашим школьникам успехов не только в олимпиадном движении, но и, конечно, хотелось бы, чтобы талантливая, энергичная молодежь оставалась в Хабаровском крае!

Юлия ВОЛКОВА.




Вузы должны принимать победителя без экзаменов, достаточно лишь получить аттестат. Но это верно только для «направления, которое соответствует профилю олимпиады». А какое направление профильное, решает каждый конкретный вуз самостоятельно. Допустим, с математикой все просто - олимпиада обеспечивает поступление на математические факультеты, но как учитывается ОБЖ, МХК или физкультура? Ответ можно получить только в приемной комиссии интересующего вуза. При этом засчитывается победа именно в заключительном этапе, предыдущие могут добавить до 10 баллов к портфолио.

Автор: Юлия Волкова




23.05.2020 18:51
В Хабаровском крае от заболевания, вызванного COVID-19 суммарно излечилось 678 человек
По числу выздоровевших край сохраняет лидирующие позиции в округе.

22.05.2020 14:28
В Хабаровском крае от заболевания, вызванного COVID-19 суммарно излечился 641 человек
По числу выздоровевших край сохраняет лидирующие позиции в округе.

22.05.2020 10:46
55 человек заболели, а 40 - выздоровели
По состоянию на утро 21 мая в Хабаровском крае подтвердилось еще 55 диагнозов COVID‑19.

22.05.2020 10:02
Загородные детские лагеря планируют открывать не ранее 20 июня
В правительстве края обсудили организацию летней оздоровительной кампании.

22.05.2020 09:25
Не давайте слишком рано вы ребёнку телефон
До выпускных экзаменов в школах остается все меньше времени.



20.05.2020 08:32
«Три ветки мимозы» от хабаровской школьницы покорили жюри
Состоялся финал Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Среди его лауреатов оказалась хабаровская школьница Азиза Гайназарова, которая читала отрывок из рассказа Владимира Железникова «Три ветки мимозы».

08.05.2020 11:39
В лицее инновационных технологий проблем с «дистанционкой» нет
Крупнейшее в России рейтинговое агентство RAEX опубликовало рейтинги школ, лидирующих по абсолютному количеству выпускников, зачисленных в топовые российские вузы.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика