Ковёр из рыбьей кожи увидите тоже
19.11.2021
1194
Галина Титорева: «Ковёр из рыбьей кожи, выполненный в 2012 году, создан мастерицей из Ачана Татьяной Киле»
20 ноября в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова открывается выставка «Ковры Приамурья» из собраний музеев Дальнего Востока. Коренные народы Хабаровского края - нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы, негидальцы, орочи, эвены, эвенки - создали на своей земле уникальную художественную культуру. Одной из наиболее ярких и разнообразных ее форм являются ковры.
Для их изготовления используют различные материалы - не только текстиль и мех, но и птичьи шкурки, кожу рыб, ровдугу (замша из оленьей или лосиной шкуры) и даже прутья камыша.
В музеях Дальнего Востока собрано около 400 ковров, созданных представителями коренных народов.
- Это искусство зародилось относительно недавно, - рассказывает автор проекта и куратор выставки, кандидат искусствоведения Галина Титорева. - Раньше жилища традиционно украшали циновками, сплетенными из камыша. С XIX века, когда на Дальний Восток пришли переселенцы из центра России, было много контактов с Маньчжурией, Китаем, Монголией, ковры начали входить в обиход и культуру приамурских народов. В советский период эта тенденция усилилась.
Но даже будучи новым явлением в культуре, изготовление ковров было основано на традиционных орнаментах и технологиях. Текстильные ковры больше всего распространены у нанайцев и ульчей, меховые - у северных жителей: эвенов и эвенков. Изделия из птичьих шкурок и ровдуги более характерны для негидальцев. А удэгейцы в прошлом изготавливали ковры даже из бересты.
В экспозицию включено около 60 произведений коврового искусства, выполненных в период с 1941-го по 2012 год. Они систематизированы по двум разделам: «Текстильные ковры» и «Меховые и кожаные изделия».
В первом разделе можно увидеть ковры, выполненные в техниках аппликации, вышивки, мозаики и плетения из полос ткани. В группу «Меховые и кожаные изделия» кроме изделий из меха оленя и других таежных зверей входят и те, что изготовлены из птичьих шкурок и кожи рыб.
- При организации выставки мы руководствовались стремлением показать все имеющиеся технологии декорирования, - продолжает Галина Титорева. - В текстильных коврах, например, представлено огромное количество вариантов технологий: аппликации, вышивка, мозаика, плетение из полосок ткани, роспись по ткани…
Все ковры уникальны и неповторимы. Даже у одного мастера не встретишь двух одинаковых орнаментов или композиций.
- Я бы особенно отметила работы такой знаменитой мастерицы, как Майла Актанка, - говорит Галина Титорева. - Это хронологически самые ранние произведения, они созданы в 1941 году. Художница представляла свое искусство на всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Майла Актанка одной из первых ввела в традиционный орнамент элементы советской символики. На одном из ее ковров, например, вышит орден Отечественной войны. Ковры этой мастерицы предоставил Дальневосточный художественный музей (ДВХМ). А самый хронологически недавний экспонат - это ковер из рыбьей кожи, выполненный в 2012 году мастерицей из Ачана Татьяной Киле, он представлен Амурским краеведческим музеем (Амурск).
В проекте принимают участие также Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств и городской краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре, Музей истории Дальнего Востока им. В. К.
Арсеньева (Владивосток), районный краеведческий музей села Богородского Ульчского района.
Выставку органично дополняют предметы быта: берестяные туеса и тарелки, плетенные из лозы ивы и тальника, инструменты для выделки меха и кожи и др. Здесь можно также увидеть фотографии приамурских мастеров - авторов представленных на выставке изделий национальных художественных промыслов.
Новая выставка является частью выставочного проекта, первым этапом которого было издание в 2020 году альбома-каталога «Ковры коренных народов Амура и Сахалина» из собраний музеев Дальнего Востока России.
Вторым этапом в нынешнем году стала выставка в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), областном краеведческом музее (Иркутск) и Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова.
Завершится проект в 2022 году передвижной выставкой «Ковры Приамурья» в Комсомольске-на-Амуре и Южно-Сахалинске. А в Хабаровске полюбоваться ею можно будет до 10 января.

Для их изготовления используют различные материалы - не только текстиль и мех, но и птичьи шкурки, кожу рыб, ровдугу (замша из оленьей или лосиной шкуры) и даже прутья камыша.
В музеях Дальнего Востока собрано около 400 ковров, созданных представителями коренных народов.
- Это искусство зародилось относительно недавно, - рассказывает автор проекта и куратор выставки, кандидат искусствоведения Галина Титорева. - Раньше жилища традиционно украшали циновками, сплетенными из камыша. С XIX века, когда на Дальний Восток пришли переселенцы из центра России, было много контактов с Маньчжурией, Китаем, Монголией, ковры начали входить в обиход и культуру приамурских народов. В советский период эта тенденция усилилась.
Но даже будучи новым явлением в культуре, изготовление ковров было основано на традиционных орнаментах и технологиях. Текстильные ковры больше всего распространены у нанайцев и ульчей, меховые - у северных жителей: эвенов и эвенков. Изделия из птичьих шкурок и ровдуги более характерны для негидальцев. А удэгейцы в прошлом изготавливали ковры даже из бересты.
В экспозицию включено около 60 произведений коврового искусства, выполненных в период с 1941-го по 2012 год. Они систематизированы по двум разделам: «Текстильные ковры» и «Меховые и кожаные изделия».
В первом разделе можно увидеть ковры, выполненные в техниках аппликации, вышивки, мозаики и плетения из полос ткани. В группу «Меховые и кожаные изделия» кроме изделий из меха оленя и других таежных зверей входят и те, что изготовлены из птичьих шкурок и кожи рыб.
- При организации выставки мы руководствовались стремлением показать все имеющиеся технологии декорирования, - продолжает Галина Титорева. - В текстильных коврах, например, представлено огромное количество вариантов технологий: аппликации, вышивка, мозаика, плетение из полосок ткани, роспись по ткани…
Все ковры уникальны и неповторимы. Даже у одного мастера не встретишь двух одинаковых орнаментов или композиций.
- Я бы особенно отметила работы такой знаменитой мастерицы, как Майла Актанка, - говорит Галина Титорева. - Это хронологически самые ранние произведения, они созданы в 1941 году. Художница представляла свое искусство на всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Майла Актанка одной из первых ввела в традиционный орнамент элементы советской символики. На одном из ее ковров, например, вышит орден Отечественной войны. Ковры этой мастерицы предоставил Дальневосточный художественный музей (ДВХМ). А самый хронологически недавний экспонат - это ковер из рыбьей кожи, выполненный в 2012 году мастерицей из Ачана Татьяной Киле, он представлен Амурским краеведческим музеем (Амурск).
В проекте принимают участие также Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств и городской краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре, Музей истории Дальнего Востока им. В. К.
Арсеньева (Владивосток), районный краеведческий музей села Богородского Ульчского района.
Выставку органично дополняют предметы быта: берестяные туеса и тарелки, плетенные из лозы ивы и тальника, инструменты для выделки меха и кожи и др. Здесь можно также увидеть фотографии приамурских мастеров - авторов представленных на выставке изделий национальных художественных промыслов.
Новая выставка является частью выставочного проекта, первым этапом которого было издание в 2020 году альбома-каталога «Ковры коренных народов Амура и Сахалина» из собраний музеев Дальнего Востока России.
Вторым этапом в нынешнем году стала выставка в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), областном краеведческом музее (Иркутск) и Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова.
Завершится проект в 2022 году передвижной выставкой «Ковры Приамурья» в Комсомольске-на-Амуре и Южно-Сахалинске. А в Хабаровске полюбоваться ею можно будет до 10 января.
