поиск
12 декабря 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Мы строим XXI век

12.04.2016
Просмотры
378
Мы строим XXI век
Алексей Пиотрович: «При помощи BIM-технологии нам стало доступно четвертое измерение - время»
Профессия строителя всегда была и будет самой востребованной на Земле, и с каждым годом она совершенствуется.
-  В строительном производстве сегодня используют и новаторские технические приборы, и передовые достижения естественных наук, и современные программные средства, - говорит заведующий кафедрой «Строительство» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор Алексей Пиотрович. - Поэтому преподаватели нашей кафедры ведут разнообразные научные исследования - каждый в своем направлении.
На лабораторной работе будущий строитель, студент Дальневосточного государственного университета путей сообщения должен найти арматурные стержни в бетонной плите, определить их размеры и место установки. Для этого есть специальный прибор - бетоноскоп, который работает по принципу томографа - просвечивает цельную плиту и показывает на экране темные участки - куски арматуры. Если студент точно посчитает количество стержней, их диаметр и расположение, получит «пятерку».
Это ответ на вопрос: как заглянуть внутрь железобетона, не ломая его? Щадящие технологии проникают не только в медицину, но и в строительство. Ломать бетон не больно, но дорого, и бетоноскоп помогает сэкономить деньги при приемке зданий. Тепловизор (на кафедре есть два таких прибора) «видит» тепло. Кроме шуточной проверки температуры у студентов, можно определить, где здание пропускает тепло и, соответственно, имеет дефект.
Так готовят к рабочим будням будущих строителей железных дорог, мостов и тоннелей, а также промышленных и гражданских зданий.
Кафедра «Строительство» занимается проектированием строительных процессов и всем, что с этим связано - управлением, планированием, технологиями. Одна из задач - повысить эффективность хода строительных работ. В этом направлении сделан ряд исследований, есть патенты на изобретения.
- Что происходит, когда водой повреждается железнодорожное полотно? Движение поездов прекращается, и начинается ремонт, - говорит Алексей Анатольевич. - Но мы сумели найти способ быстро выполнить работы в труднодоступных местах при движении поездов. С использованием технологии Сеткон (Сеткон - сетчатый контейнер) на поврежденную часть дороги привозят сортированный скальный грунт и строят из него, например, фильтрующую насыпь или защитные конструкции. Технология получила медаль в Санкт-Петербурге на форуме «Hi-Tech-технологии».
Совместно со службой пути ДВЖД и НИЛ «Основания и фундаменты» кафедрой разрабатываются и внедряются технологии стабилизации автомобильных и железных дорог укрепляющими композициями из отходов местной промышленности и минерального сырья. По своим физическим свойствам они не уступают синтетическим, а по долговечности и технологичности при выполнении защитных и укрепительных работ на земляном полотне даже превосходят их. Этими исследованиями руководит профессор кафедры, начальник НИЛ, заслуженный изобретатель Светлана Жданова.
- Главный принцип наших работ - гармонизация проектно-технологических решений с природной средой, - говорит Алексей Пиотрович. - Мы понимаем, что планета - живой организм, поэтому она не приемлет чужеродных конструкций и отторгает их всеми способами. Надо идти естественным путем - по этому правилу создаются упругая эстакада, охлаждающие конструкции с использованием эффекта морозной конвекции и многое другое.
Строить в XXI веке - захватывающе интересно. Перед исследователями - непочатый край работы. Так, уже никого не удивляют проекты в формате 3D, но при помощи информационного компьютерного моделирования (BIM-технологии) стало доступно четвертое измерение - время. Вводя этот показатель в программный комплекс, можно не только до последнего гвоздя рассчитать, как будет идти строительство, но и видеть его ход, эффективно управлять проектом на всем жизненном цикле.
А следом грядет и пятое измерение - финансы, когда будут в любой момент знать, сколько стоит каждый шаг строительства, каждый кирпич, балка или колонна.
- В этой области много нерешенных вопросов, которые ждут нас, ученых, - говорит Алексей Анатольевич. - Многое выглядит фантастикой, но это будущее, к которому мы должны быть готовы.
Беседовала Марина ЛИТВИНОВА.
Фото Л. ДОРОФЕЕВА.