Наталия Ивченко: «Сегодня ты можешь быть жабой, а завтра - леди»
26.03.2021
466
Актриса уже 35 лет служит в Хабаровском краевом театре драмы
Актриса Хабаровского краевого театра драмы Наталия Ивченко очень любит март. И неспроста. Ведь в этот месяц у нее сплошные праздники. Все начинается с 8 Марта, затем день рождения родного театра, далее собственные именины Наталии Викторовны и, наконец, 27 марта - Международный день театра.
Тем более нынешний март особенный: 16-го числа театр драмы отметил 75-летие, а через два дня юбилей был у самой актрисы. Между прочим, уже 35 лет Наталия Ивченко служит хабаровской драме.
Коллеги ее характеризуют как актрису острохарактерного плана. Высокая и статная, Наталия отличается выразительной фактурой и своеобразной исполнительской манерой. Неизменная органика сценического поведения, яркий темперамент и обаяние, стремление к созданию сложных многоплановых образов - всё это различные оттенки актёрских красок Ивченко.
С мужем
познакомилась
на… пляже
Без хабаровского театра драмы, где прошли ее лучшие годы, Наталия себя уже не представляет. А ведь все в жизни актрисы могло сложиться иначе. Но от судьбы, видно, не убежишь…
- В 1979 году я впервые оказалась в Хабаровске, - рассказывает Наталия Викторовна. - Приехала сюда на гастроли с иркутским драматическим театром им. Охлопкова. Лето, жара. Так вот, на пляже я и познакомилась со своим будущим мужем. Знаете анекдот: жену надо выбирать на пляже, чтобы сразу все было видно (улыбается). Вот он меня и выбрал.
Потом мы переписывались, созванивались. А как-то мой благоверный приехал ко мне в Иркутск с… контейнером: давай, говорит, поженимся! Ну я и сдалась. Но супруг все-таки тосковал по Хабаровску, где у него остались мать, родня, и в 1986 году мы перебрались на берега Амура. С тех пор я здесь.
- К Хабаровску и театру драмы мы в нашем разговоре еще обязательно вернемся, а пока хотелось бы узнать, как вы вообще стали актрисой?
- Я родилась в Свердловске (ныне Екатеринбурге). Помню, с детских лет мечтала об актерской профессии. К тому же у меня была хорошая учительница, которая вела школьный театр на… французском языке. Естественно, все это не прошло мимо меня. Она-то и посоветовала мне поступать в иркутское театральное училище, после окончания которого меня взяли в местный драматический театр, где я проработала девять лет.
С удовольствием вспоминаю то время, своих коллег, большую сцену театра. А какие были гастроли - Донецк, Фрунзе, Ош, Москва… Помню, в столице мы играли в Малом театре, а жили в гостинице с окнами на Спасскую башню. А в буфете сосиски с черной икрой. Красота! Но потом, как я уже сказала, «все карты спутал» муж (смеется).
Впрочем, немалую роль в моем переезде на Дальний Восток сыграл и режиссер Юрий Веригин. Он работал у нас в Иркутске, а потом перебрался в хабаровскую драму. Едва ли бы я рискнула отправиться в город, где никого не знаю. А так я приехала, считайте, к своему режиссеру.
«Наташа, я сам тебя выбрал!»
- Ну и как вас встретили в театре драмы?
- Хорошо встретили. Я еще застала Елену Паевскую, Полину Боржемскую, Светлану Глебову. В расцвете сил был Мирослав Кацель, Эдуард Мосин, Юрий Ичетовкин, Сергей Лычев… Кстати, у нас с мужем к тому времени уже было двое детей - пятилетняя Наталия и десятимесячный Саша. Но я, так уж вышло, с детьми в декрете долго не сидела. Помню, дочке только четыре месяца исполнилось, а я уже на репетиции бегала и в спектаклях играла. Благо в Иркутске представления начинались в 19.30 - я даже успевала Наталию искупать, а муж уже потом ее спать укладывал.
В Хабаровск я приехала в апреле, сезон шел к концу. Как раз попала на сдачу спектакля «Мера за меру» по Шекспиру и сразу загорелась сыграть в нем Изабеллу. Но как? В этой роли уже заняты две актрисы. Летом труппа уехала на гастроли, а я, пока с сыном сидела, все-таки выучила роль.
И как выяснилось, не зря. Осенью начинается сезон. Вдруг одна «Изабелла» уволилась, затем - вторая. Вот тут-то я и пригодилась. Мне быстро сшили платье, и на гастролях в Красноярске и Омске уже играла эту роль.
И пошло - поехало. Понятно, что мы - люди, зависимые от режиссера. Но я и милости от природы никогда не ждала и за роли буквально билась. К тому же еще до начала репетиционного процесса режиссеры сами обращались к актерам: подавайте заявки, в каких ролях видите себя. Я обычно подавала заявки сразу на несколько ролей.
Вспоминаю спектакль «Блэз» по пьесе Клода Манье. Его поставил известный режиссер Ян Панджариди, который одно время работал в Хабаровске. Я там играла танцовщицу Пепиту, которая говорит на испанском языке. Тогда как раз в моду только вошла ламбада - мы так плясали! Комедия была еще та. Помню, дамочки, которые сидели на первом ряду, смеялись буквально до фраз.
Спустя много лет я была в Испании и блеснула своей «эрудицией». Так меня там за испанку приняли, хотя я помнила всего-то несколько слов.
- Вы обмолвились про Мирослава Кацеля. Каким в памяти остался у вас этот удивительный человек и режиссер?
- Да, Мирослав Матвеевич - это мэтр, глыба. А как он выстраивал мизансцены! Кацель вообще очень любил выразительность, пластические формы и очень дотошно подходил к каждому эпизоду. «Смотри, - говорил он, - палец у тебя должен быть вот так, а голова вот так…»
Помню, играла у Мирослава Матвеевича Кукушкину в «Доходном месте» по Островскому. Потом на программке к спектаклю, которую храню до сих пор, он мне написал: «Наташа, я сам тебя выбрал!».
Кстати, в «Доходном месте» я дважды играла - и оба раза Кукушкину. И еще было одно дежавю. В молодости в Иркутске я сыграла Луизу в спектакле «Восемь любящих женщин». А потом, спустя 20 лет, уже в Хабаровске Вадим Паршуков тоже ставит «Женщин». И вновь мне досталась роль Луизы.
Внучка вся
в бабушку
- Знаю, что вы и в сказках любите играть…
- Очень люблю. Ведь в них такой полет фантазий. Когда я приехала сюда, к Новому году постоянно ставили сказки. Я из них буквально не вылезала. Была и жабой, и кошкой, и лошадью и Царь-девицей… И даже Фрекен Бок. Помню, выловила режиссера спектакля про Карлсона Елесина на лестнице и заявила: «Хочу играть Фрекен Бок!». Он отказать не посмел. Снегурочку вот только не сыграла: слишком высокая я для внучки Деда Мороза (улыбается). Зато Бабу-ягу - много раз.
Вообще, я разноплановая актриса с юности. Сегодня ты можешь быть жабой, а завтра леди из высшего общества… Как говорит мой коллега, заслуженный артист России Александр Сафронов, и пень можно сыграть гениально.
- И последний вопрос: Наталия Викторовна, в вашей семье больше нет актеров?
- Дочка преподает английский и китайский языки - хотя начинала с худграфа. А сын окончил «железку». Там, кстати, со своей будущей женой познакомился. Подарили мне внучат - Леву и Владу. Владке всего три года. Но такая смышленая! Представляете, сама уже какие-то сюжеты придумывает. Берет, например, сказку «Гуси-лебеди» и переделывает ее на свой лад с новыми героями, сюжетными линиями и т. д. Как-то она говорит: «Баба, будем пектакль (орфография сохранена. - Прим. авт.) ставить». «Ты что, - говорю, - режиссер?». А Влада в ответ: «Нет, я мастер!» Такая вот внучка растет…
Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Тем более нынешний март особенный: 16-го числа театр драмы отметил 75-летие, а через два дня юбилей был у самой актрисы. Между прочим, уже 35 лет Наталия Ивченко служит хабаровской драме.
Коллеги ее характеризуют как актрису острохарактерного плана. Высокая и статная, Наталия отличается выразительной фактурой и своеобразной исполнительской манерой. Неизменная органика сценического поведения, яркий темперамент и обаяние, стремление к созданию сложных многоплановых образов - всё это различные оттенки актёрских красок Ивченко.
С мужем
познакомилась
на… пляже
Без хабаровского театра драмы, где прошли ее лучшие годы, Наталия себя уже не представляет. А ведь все в жизни актрисы могло сложиться иначе. Но от судьбы, видно, не убежишь…
- В 1979 году я впервые оказалась в Хабаровске, - рассказывает Наталия Викторовна. - Приехала сюда на гастроли с иркутским драматическим театром им. Охлопкова. Лето, жара. Так вот, на пляже я и познакомилась со своим будущим мужем. Знаете анекдот: жену надо выбирать на пляже, чтобы сразу все было видно (улыбается). Вот он меня и выбрал.
Потом мы переписывались, созванивались. А как-то мой благоверный приехал ко мне в Иркутск с… контейнером: давай, говорит, поженимся! Ну я и сдалась. Но супруг все-таки тосковал по Хабаровску, где у него остались мать, родня, и в 1986 году мы перебрались на берега Амура. С тех пор я здесь.
- К Хабаровску и театру драмы мы в нашем разговоре еще обязательно вернемся, а пока хотелось бы узнать, как вы вообще стали актрисой?
- Я родилась в Свердловске (ныне Екатеринбурге). Помню, с детских лет мечтала об актерской профессии. К тому же у меня была хорошая учительница, которая вела школьный театр на… французском языке. Естественно, все это не прошло мимо меня. Она-то и посоветовала мне поступать в иркутское театральное училище, после окончания которого меня взяли в местный драматический театр, где я проработала девять лет.
С удовольствием вспоминаю то время, своих коллег, большую сцену театра. А какие были гастроли - Донецк, Фрунзе, Ош, Москва… Помню, в столице мы играли в Малом театре, а жили в гостинице с окнами на Спасскую башню. А в буфете сосиски с черной икрой. Красота! Но потом, как я уже сказала, «все карты спутал» муж (смеется).
Впрочем, немалую роль в моем переезде на Дальний Восток сыграл и режиссер Юрий Веригин. Он работал у нас в Иркутске, а потом перебрался в хабаровскую драму. Едва ли бы я рискнула отправиться в город, где никого не знаю. А так я приехала, считайте, к своему режиссеру.
«Наташа, я сам тебя выбрал!»
- Ну и как вас встретили в театре драмы?
- Хорошо встретили. Я еще застала Елену Паевскую, Полину Боржемскую, Светлану Глебову. В расцвете сил был Мирослав Кацель, Эдуард Мосин, Юрий Ичетовкин, Сергей Лычев… Кстати, у нас с мужем к тому времени уже было двое детей - пятилетняя Наталия и десятимесячный Саша. Но я, так уж вышло, с детьми в декрете долго не сидела. Помню, дочке только четыре месяца исполнилось, а я уже на репетиции бегала и в спектаклях играла. Благо в Иркутске представления начинались в 19.30 - я даже успевала Наталию искупать, а муж уже потом ее спать укладывал.
В Хабаровск я приехала в апреле, сезон шел к концу. Как раз попала на сдачу спектакля «Мера за меру» по Шекспиру и сразу загорелась сыграть в нем Изабеллу. Но как? В этой роли уже заняты две актрисы. Летом труппа уехала на гастроли, а я, пока с сыном сидела, все-таки выучила роль.
И как выяснилось, не зря. Осенью начинается сезон. Вдруг одна «Изабелла» уволилась, затем - вторая. Вот тут-то я и пригодилась. Мне быстро сшили платье, и на гастролях в Красноярске и Омске уже играла эту роль.
И пошло - поехало. Понятно, что мы - люди, зависимые от режиссера. Но я и милости от природы никогда не ждала и за роли буквально билась. К тому же еще до начала репетиционного процесса режиссеры сами обращались к актерам: подавайте заявки, в каких ролях видите себя. Я обычно подавала заявки сразу на несколько ролей.
Вспоминаю спектакль «Блэз» по пьесе Клода Манье. Его поставил известный режиссер Ян Панджариди, который одно время работал в Хабаровске. Я там играла танцовщицу Пепиту, которая говорит на испанском языке. Тогда как раз в моду только вошла ламбада - мы так плясали! Комедия была еще та. Помню, дамочки, которые сидели на первом ряду, смеялись буквально до фраз.
Спустя много лет я была в Испании и блеснула своей «эрудицией». Так меня там за испанку приняли, хотя я помнила всего-то несколько слов.
- Вы обмолвились про Мирослава Кацеля. Каким в памяти остался у вас этот удивительный человек и режиссер?
- Да, Мирослав Матвеевич - это мэтр, глыба. А как он выстраивал мизансцены! Кацель вообще очень любил выразительность, пластические формы и очень дотошно подходил к каждому эпизоду. «Смотри, - говорил он, - палец у тебя должен быть вот так, а голова вот так…»
Помню, играла у Мирослава Матвеевича Кукушкину в «Доходном месте» по Островскому. Потом на программке к спектаклю, которую храню до сих пор, он мне написал: «Наташа, я сам тебя выбрал!».
Кстати, в «Доходном месте» я дважды играла - и оба раза Кукушкину. И еще было одно дежавю. В молодости в Иркутске я сыграла Луизу в спектакле «Восемь любящих женщин». А потом, спустя 20 лет, уже в Хабаровске Вадим Паршуков тоже ставит «Женщин». И вновь мне досталась роль Луизы.
Внучка вся
в бабушку
- Знаю, что вы и в сказках любите играть…
- Очень люблю. Ведь в них такой полет фантазий. Когда я приехала сюда, к Новому году постоянно ставили сказки. Я из них буквально не вылезала. Была и жабой, и кошкой, и лошадью и Царь-девицей… И даже Фрекен Бок. Помню, выловила режиссера спектакля про Карлсона Елесина на лестнице и заявила: «Хочу играть Фрекен Бок!». Он отказать не посмел. Снегурочку вот только не сыграла: слишком высокая я для внучки Деда Мороза (улыбается). Зато Бабу-ягу - много раз.
Вообще, я разноплановая актриса с юности. Сегодня ты можешь быть жабой, а завтра леди из высшего общества… Как говорит мой коллега, заслуженный артист России Александр Сафронов, и пень можно сыграть гениально.
- И последний вопрос: Наталия Викторовна, в вашей семье больше нет актеров?
- Дочка преподает английский и китайский языки - хотя начинала с худграфа. А сын окончил «железку». Там, кстати, со своей будущей женой познакомился. Подарили мне внучат - Леву и Владу. Владке всего три года. Но такая смышленая! Представляете, сама уже какие-то сюжеты придумывает. Берет, например, сказку «Гуси-лебеди» и переделывает ее на свой лад с новыми героями, сюжетными линиями и т. д. Как-то она говорит: «Баба, будем пектакль (орфография сохранена. - Прим. авт.) ставить». «Ты что, - говорю, - режиссер?». А Влада в ответ: «Нет, я мастер!» Такая вот внучка растет…
Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.