Премию Олега Ефремова получил хабаровский театр
16.10.2013
425

Спектакль «Широколобый» отмечен на международном фестивале
За спектакль «Широколобый» Хабаровский театр драмы и комедии получил на международном фестивале «ПостЕфремовское пространство» премию имени Олега Ефремова за лучшую режиссуру.
Фестиваль проходил в Березниках. Десять дней и девять спектаклей, работа в режиме нон-стоп, дружеское и творческое общение дали артистам прекрасный импульс к работе в новом сезоне. Полученная премия - вторая по значимости награда. При этом нужно учесть: это был первый выезд хабаровской драмы на международный фестиваль за всю историю существования театра.
- Этот фестиваль интересен, прежде всего, тем, что он посвящен памяти гениального актёра, режиссера, создателя «Современника» и нового МХАТа, Олега Николаевича Ефремова, - говорит главный режиссер краевого объединения музыкального и драматического театров Владимир Оренов. - Здесь выступают, в основном, провинциальные театры, для них это шанс познакомиться друг с другом, обменяться идеями. Мы, к примеру, очень сдружились со Старооскольким театром для детей и молодежи, который получил на этом фестивале Гран-при. Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев даже пошутил, что из двух театров, кажется, рождается третий. Это здорово, когда находятся единомышленники. Может быть, в будущем мы организуем подобный фестиваль у себя, в Хабаровске, и старооскольцев пригласим.
- Почему на фестиваль отправился именно «Широколобый»? Это был ваш выбор?
- Нет, «Широколобого» предложили критики, которые в составе жюри приезжали в этом году в Хабаровск на краевой фестиваль театрального искусства. Кстати, по итогам того конкурса «Широколобый» стал лауреатом губернаторской премии «Событие года».
- «Русский реалистический психологический театр живет сегодня в провинции», - считает организатор фестиваля и редактор журнала «Страстной бульвар» Анастасия Ефремова. Как вы сами определяете русский психологический театр?
- Я не совсем согласен с этим определением. На мой взгляд, психологический театр - это любой хороший театр, потому что он всегда - о жизни, о людях, их взаимоотношениях. А театр, который подразумевает Анастасия Олеговна, я называю «русским реалистическим театром», его развивал Олег Ефремов. Здесь есть свои традиции: реализм и правда; «лица необщим выраженьем» (собственный индивидуальный репертуар) и страстная, открытая манера игры.
- Возвращаясь к цитате Анастасии Ефремовой - живет ли театр в провинции?
- Да, живет. Я думаю, что столичные театры испорчены, во-первых, влиянием сериалов. В Москве снимается сегодня в день до 70 сериалов: легче найти артиста, который занят в сериале, чем того, кто играет только в театре. Это очень снижает планку актерской игры, там же ничего не надо делать - «похлопочешь» перед камерой лицом и - снято! Во-вторых, театры превращаются в ночные клубы, отставляя в сторону спектакли, репертуар. В-третьих, в моде лабораторные читки, когда за три дня создается спектакль, на который должно уходить не меньше трех месяцев напряженного труда.
Лучшие актеры сегодня работают в провинции. И недалек тот день, когда они вновь массово покатят в столицу, как в 60-х годах прошлого века.
- А провинциальный зритель - как с ним быть? Вот говорят, что его нужно воспитывать.
- Нужно воспитывать не только зрителя. Процесс образования бесконечен и может развиваться всю жизнь. В провинцию везут антрепризы, в большинстве своем, очень некачественные. К этому привыкаешь, это становится нормой. Поэтому, когда зритель видит что-то непривычное, может возникнуть отторжение, вопросы. У меня после премьеры «Отелло» спрашивали: «Какое отношение к Шекспиру имеет современный вид спорта - теннис?» Между тем, теннис появился в ХI веке, а действие «Отелло» происходит в XV веке. Надо образовываться. Фазиль Искандер говорил: «Происходит одичание народа». А я следую вечному правилу: «Делай, что должно, и будь, что будет».
- В новом сезоне в театре драмы и комедии откроется Малая сцена. Какая у неё задача?
- Это будет зал примерно на 70 мест (для сравнения, в большом зале около 700) с отдельным входом, гардеробом, фойе. Для чего нужна Малая сцена? Для того, чтобы показывать спектакли, не рассчитанные на кассу, на массового зрителя, для поисков нового репертуара, показов кабаретных спектаклей. Будем стараться радовать наших зрителей.
Марина Литвинова.
Фестиваль проходил в Березниках. Десять дней и девять спектаклей, работа в режиме нон-стоп, дружеское и творческое общение дали артистам прекрасный импульс к работе в новом сезоне. Полученная премия - вторая по значимости награда. При этом нужно учесть: это был первый выезд хабаровской драмы на международный фестиваль за всю историю существования театра.
- Этот фестиваль интересен, прежде всего, тем, что он посвящен памяти гениального актёра, режиссера, создателя «Современника» и нового МХАТа, Олега Николаевича Ефремова, - говорит главный режиссер краевого объединения музыкального и драматического театров Владимир Оренов. - Здесь выступают, в основном, провинциальные театры, для них это шанс познакомиться друг с другом, обменяться идеями. Мы, к примеру, очень сдружились со Старооскольким театром для детей и молодежи, который получил на этом фестивале Гран-при. Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев даже пошутил, что из двух театров, кажется, рождается третий. Это здорово, когда находятся единомышленники. Может быть, в будущем мы организуем подобный фестиваль у себя, в Хабаровске, и старооскольцев пригласим.
- Почему на фестиваль отправился именно «Широколобый»? Это был ваш выбор?
- Нет, «Широколобого» предложили критики, которые в составе жюри приезжали в этом году в Хабаровск на краевой фестиваль театрального искусства. Кстати, по итогам того конкурса «Широколобый» стал лауреатом губернаторской премии «Событие года».
- «Русский реалистический психологический театр живет сегодня в провинции», - считает организатор фестиваля и редактор журнала «Страстной бульвар» Анастасия Ефремова. Как вы сами определяете русский психологический театр?
- Я не совсем согласен с этим определением. На мой взгляд, психологический театр - это любой хороший театр, потому что он всегда - о жизни, о людях, их взаимоотношениях. А театр, который подразумевает Анастасия Олеговна, я называю «русским реалистическим театром», его развивал Олег Ефремов. Здесь есть свои традиции: реализм и правда; «лица необщим выраженьем» (собственный индивидуальный репертуар) и страстная, открытая манера игры.
- Возвращаясь к цитате Анастасии Ефремовой - живет ли театр в провинции?
- Да, живет. Я думаю, что столичные театры испорчены, во-первых, влиянием сериалов. В Москве снимается сегодня в день до 70 сериалов: легче найти артиста, который занят в сериале, чем того, кто играет только в театре. Это очень снижает планку актерской игры, там же ничего не надо делать - «похлопочешь» перед камерой лицом и - снято! Во-вторых, театры превращаются в ночные клубы, отставляя в сторону спектакли, репертуар. В-третьих, в моде лабораторные читки, когда за три дня создается спектакль, на который должно уходить не меньше трех месяцев напряженного труда.
Лучшие актеры сегодня работают в провинции. И недалек тот день, когда они вновь массово покатят в столицу, как в 60-х годах прошлого века.
- А провинциальный зритель - как с ним быть? Вот говорят, что его нужно воспитывать.
- Нужно воспитывать не только зрителя. Процесс образования бесконечен и может развиваться всю жизнь. В провинцию везут антрепризы, в большинстве своем, очень некачественные. К этому привыкаешь, это становится нормой. Поэтому, когда зритель видит что-то непривычное, может возникнуть отторжение, вопросы. У меня после премьеры «Отелло» спрашивали: «Какое отношение к Шекспиру имеет современный вид спорта - теннис?» Между тем, теннис появился в ХI веке, а действие «Отелло» происходит в XV веке. Надо образовываться. Фазиль Искандер говорил: «Происходит одичание народа». А я следую вечному правилу: «Делай, что должно, и будь, что будет».
- В новом сезоне в театре драмы и комедии откроется Малая сцена. Какая у неё задача?
- Это будет зал примерно на 70 мест (для сравнения, в большом зале около 700) с отдельным входом, гардеробом, фойе. Для чего нужна Малая сцена? Для того, чтобы показывать спектакли, не рассчитанные на кассу, на массового зрителя, для поисков нового репертуара, показов кабаретных спектаклей. Будем стараться радовать наших зрителей.
Марина Литвинова.