Сопрано из Хабаровска теперь звучит в Большом
30.01.2012
877
Анастасия Кикоть: «Хабаровское небо - вот чего не хватает в Москве!»
В нашем крае Анастасию Кикоть еще помнят как юную звездочку из хабаровской детской школы искусств № 7, которая покоряла детские вокальные конкурсы. Прошло девять лет, и теперь ее голос можно услышать на сцене Большого театра.
- Провожала маму на самолет из Москвы, - рассказывает Настя о том, как в январе неожиданно оказалась в Хабаровске.
- Уже собралась выходить из аэропорта, но тут позвонил папа, и я поняла... что очень сильно хочу домой. Подошла к кассам, спросила, есть ли билеты на мамин самолет. Оказалось - есть. Весело потом было наблюдать лицо мамы и реакцию папы! А прилететь из плюс 2 в минус 28 градусов - еще веселее. Но официальное разрешение в театре я, конечно же, получила. У нас с этим строго...
В мае этого года ей, пятикурснице Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, пришлось переехать в Москву. Хотя слово «пришлось» вряд ли самое подходящее для таких обстоятельств. Анастасия прошла сложнейший отбор и стала артисткой молодежной оперной программы Большого театра.
Пела перед Дессей и Хворостовским
- Первый отборочный тур проходил в Петербурге, так что мне посчастливилось петь в родных стенах, - вспоминает она.
- Приехали участники из Армении, Украины, Белоруссии... Так что было очень радостно, когда мне сообщили, что я прошла во второй тур. Он состоялся уже в Москве. А в ходе третьего, заключительного этапа мы пели уже на Новой сцене Большого театра (она работала, пока здание было на ремонте). Представляете, как это волнительно - оказаться в семерке лидеров, которых отбирали со всего СНГ?
Если точнее, то даже не в семерке, а в тройке: четверо участников из третьего набора молодежной оперной программы - парни. Сейчас все они живут в загородной резиденции Большого театра «Серебряный бор», усиленно готовят себя к большой музыкальной карьере.
- Это не совсем обучение - скорее стажировка, - объясняет Настя. - Она рассчитана на два года. Мы изучаем языки - английский, итальянский, французский и немецкий, оттачиваем голосовую технику у профессоров Дмитрия Вдовина и Светланы Нестеренко, совершенствуем сценическое движение. Кроме этого, всех нас постепенно вводят в репертуар театра: после окончания программы ее участники либо остаются в штате, либо выступают как приглашенные солисты.
Дебют Насти на исторической сцене Большого театра запланирован на 18 июня - она исполнит главную партию в комической опере Моцарта «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»).
- Это совершенно новый для меня материал, - признается девушка. - Раньше я работала с русской музыкой, с произведениями Чайковского - операми «Евгений Онегин» и «Иоланта». Так что даже не знаю, чего ожидать от него и от себя. Но это скорее приятное ощущение.
Между прочим, ей уже довелось петь на основной сцене Большого театра. Правда, пока на генеральной репетиции. Однако генеральная репетиция церемонии открытия основной сцены главного театра страны - совсем не обычный прогон. Особенно когда в зрительских креслах - известные журналисты и мировые оперные звезды: литовка Виолетта Урмана, француженка Натали Дессей и наш соотечественник Дмитрий Хворостовский. А теперь представьте, каково было студентке консерватории стоять перед ними, замещая знаменитость их уровня - певицу Анджелу Георгиу?
- К тому времени я была в проекте всего три недели, - вспоминает Настя. - Однажды вечером мне позвонили из театра с вопросом: «Ты пела арию Лизы из оперы «Пиковая дама»?». «Пела», - говорю. «Значит приходи утром на репетицию». Дело в том, что мировые звезды не всегда участвуют в полных прогонах больших мероприятий. В таких случаях нужен заместитель. И выбрали меня. Пусть это было не выступление, но я все равно стояла на исторической сцене Большого театра и пела перед мировыми звездами. И когда мне аплодировали и кричали «Браво!», меня переполняла гордость.
Анастасия говорит о Хабаровске с большой любовью:
- Как только сошла с самолета, сразу увидела это высокое, яркое голубое небо и поняла - вот чего мне так не хватает в Москве. Надо гордиться тем, что у нас настолько красивая природа. И всем рассказываю о нашем крае. У Алессандро, нашего консультанта по итальянскому языку, аж глаза расширились, когда я показала ему на карте, где родилась. Вот, теперь везу ему диски и открытки - он очень хочет побольше узнать о наших краях.
Оказывается, у нее над кроватью висят фотографии любимых мест и дорогих людей - так, засыпая, она чувствует себя дома. Молодая певица уверяет, что без дальневосточного характера в столице не обойтись:
- Мы целеустремленные, всегда идем вперед и ни на кого не оглядываемся, но при этом всегда рядом, всегда готовы помочь. Кстати, Москва очень закаляет. А с другой стороны, я рада, что оказалась в Санкт-Петербургской консерватории и не попала в столицу 18-летней, хотя изначально планировала поступать туда. Тогда бы я, наверное, просто растерялась...
Настя делает паузу и добавляет:
- Знаете, а ведь в Москве за год до поступления мне сказали, что я профнепригодна...
Проста, как песня
Похоже, для хабаровчан уже стало своеобразной традицией добиваться больших успехов после таких «приговоров». Хотя Настина история и впрямь немного похожа на выдумку. Серьезно заниматься вокалом она начала только в 14 лет. До этого училась играть на фортепиано и рисовать. Однажды на занятиях ее педагог по живописи услышала, что девочка напевает за мольбертом... Уже через год Анастасию Кикоть приняли в Хабаровский колледж искусств, а через два она получила специальный приз на Всероссийском открытом конкурсе «Новые имена» в Ханты-Мансийске.
- На самом деле, у меня есть жизненный принцип, - говорит Настя. - Он звучит так: талант ничего не решает. Все решают фанатизм, работа и то, на какие жертвы ты готов идти ради своей цели. Я понимаю, что можно как взлететь, так и резко упасть вниз. Поэтому, взяв очередную планку, я тут же ставлю новую. Поблажек себе давать нельзя.
Впереди у нее сложный год: вливание в коллектив Большого театра ей нужно совместить с окончанием консерватории.
- Как совмещаю? Да чудесно, - заверяет девушка. - Руководство театра отпускает меня, когда нужно. Хотя, если честно, мне сложно было уезжать из Петербурга, от своего педагога Ирины Богачевой. Но она благословила меня, и, знаю, теперь радуется моим успехам. Как и Эржема Ким, моя наставница из Хабаровского колледжа искусств. Этот человек вложил в меня очень много сил. Я не устану благодарить их.
А еще - министерство культуры Хабаровского края, которое дает мне возможность выступать сольно в зале краевой филармонии. И зрителей, которые ходят на мои концерты. Особенно молодых. Ведь как обычно бывает: только кто-то узнает, что ты оперная певица, так сразу и слышишь - зануда. Я в таких случаях смеюсь и говорю: неправда, я проста, как песня!
Не делайте классику примитивной
Настя утверждает, что выходить на сцену Хабаровской краевой филармонии ей ничуть не легче, чем на всемирно известную площадку Большого:
- Выступать в родном городе всегда очень трудно. Здесь тебя помнят еще ребенком, помнят все твои достижения и промахи. И когда эти люди кричат тебе «Молодец!»... Ради этого, наверное, и стоит жить. На последнем выступлении в Хабаровске говорила маме: «Мама, что же за профессию я себе выбрала? Чем больше ты выходишь на сцену, любую, будь то стадион или дом ветеранов, тем большую ответственность чувствуешь». Если ты назвал себя музыкантом, то должен делать свою работу хорошо. Ты должен делать людей счастливее.
Этим молодая певица занимается уже не один год. География ее поездок широка - от Дальнего Востока до солнечного острова Сицилия.
- В Европе отношение к классической музыке совсем другое, - делится она своими наблюдениями. - Там молодежь слушает не рок и поп, а классику. Когда мы под руководством Ирины Богачевой гастролировали на Сицилии, то сначала пели духовную музыку в костелах X-XII веков, а потом выступали в парках. Послушать нас собирались по 700-800 человек, и среди них было немало молодых лиц. Россиянам тоже надо срочно прививать вкус к высокому искусству. Сочи-2014 - это, конечно, замечательно, но для меня здоровая нация - это нация с развитой культурой.
Анастасия грустит о том, что на Хабаровском телевидении больше нет таких передач, как «Песенка за песенкой» и «В мире много сказок». Вместо них - не слишком умные американские мультики. Она проводит свободное время, читая классические книги и посещая классические театральные постановки. И говорит, что не признает современный театр:
- Попытки поставить классику на современный лад меня отталкивают. Сейчас на сцене Большого идет «Борис Годунов», восстановленный по постановке еще 80-х, наверное, годов. Видишь первую сцену - и осознаешь, что живешь в действительно великой стране. Многие режиссеры сейчас пытаются «осовременить» классический материал и делают его более примитивным. Самое грустное, что они думают, будто именно это зрителю и нужно.
А еще она против господства внешнего типажа на современной сцене:
- Сегодня артисты часто слышат от своих агентов: похудей, постригись, поменяй цвет глаз. В Москве это в порядке вещей, ведь агенту нужно тебя продать. Но для меня важнее не потерять лицо. Чтобы исполнить партию Татьяны в опере «Евгений Онегин», я похудела где-то килограммов на 15, но это получилось само, никто меня не просил. Моя внешность всех устраивала и так. К тому же Пушкин нигде не упоминал, что у Татьяны были параметры 90-60-90. Надо искать и развивать свою индивидуальность. А подгонять себя под рамки - это скучно.
- Провожала маму на самолет из Москвы, - рассказывает Настя о том, как в январе неожиданно оказалась в Хабаровске.
- Уже собралась выходить из аэропорта, но тут позвонил папа, и я поняла... что очень сильно хочу домой. Подошла к кассам, спросила, есть ли билеты на мамин самолет. Оказалось - есть. Весело потом было наблюдать лицо мамы и реакцию папы! А прилететь из плюс 2 в минус 28 градусов - еще веселее. Но официальное разрешение в театре я, конечно же, получила. У нас с этим строго...
В мае этого года ей, пятикурснице Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, пришлось переехать в Москву. Хотя слово «пришлось» вряд ли самое подходящее для таких обстоятельств. Анастасия прошла сложнейший отбор и стала артисткой молодежной оперной программы Большого театра.
Пела перед Дессей и Хворостовским
- Первый отборочный тур проходил в Петербурге, так что мне посчастливилось петь в родных стенах, - вспоминает она.
- Приехали участники из Армении, Украины, Белоруссии... Так что было очень радостно, когда мне сообщили, что я прошла во второй тур. Он состоялся уже в Москве. А в ходе третьего, заключительного этапа мы пели уже на Новой сцене Большого театра (она работала, пока здание было на ремонте). Представляете, как это волнительно - оказаться в семерке лидеров, которых отбирали со всего СНГ?
Если точнее, то даже не в семерке, а в тройке: четверо участников из третьего набора молодежной оперной программы - парни. Сейчас все они живут в загородной резиденции Большого театра «Серебряный бор», усиленно готовят себя к большой музыкальной карьере.
- Это не совсем обучение - скорее стажировка, - объясняет Настя. - Она рассчитана на два года. Мы изучаем языки - английский, итальянский, французский и немецкий, оттачиваем голосовую технику у профессоров Дмитрия Вдовина и Светланы Нестеренко, совершенствуем сценическое движение. Кроме этого, всех нас постепенно вводят в репертуар театра: после окончания программы ее участники либо остаются в штате, либо выступают как приглашенные солисты.
Дебют Насти на исторической сцене Большого театра запланирован на 18 июня - она исполнит главную партию в комической опере Моцарта «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»).
- Это совершенно новый для меня материал, - признается девушка. - Раньше я работала с русской музыкой, с произведениями Чайковского - операми «Евгений Онегин» и «Иоланта». Так что даже не знаю, чего ожидать от него и от себя. Но это скорее приятное ощущение.
Между прочим, ей уже довелось петь на основной сцене Большого театра. Правда, пока на генеральной репетиции. Однако генеральная репетиция церемонии открытия основной сцены главного театра страны - совсем не обычный прогон. Особенно когда в зрительских креслах - известные журналисты и мировые оперные звезды: литовка Виолетта Урмана, француженка Натали Дессей и наш соотечественник Дмитрий Хворостовский. А теперь представьте, каково было студентке консерватории стоять перед ними, замещая знаменитость их уровня - певицу Анджелу Георгиу?
- К тому времени я была в проекте всего три недели, - вспоминает Настя. - Однажды вечером мне позвонили из театра с вопросом: «Ты пела арию Лизы из оперы «Пиковая дама»?». «Пела», - говорю. «Значит приходи утром на репетицию». Дело в том, что мировые звезды не всегда участвуют в полных прогонах больших мероприятий. В таких случаях нужен заместитель. И выбрали меня. Пусть это было не выступление, но я все равно стояла на исторической сцене Большого театра и пела перед мировыми звездами. И когда мне аплодировали и кричали «Браво!», меня переполняла гордость.
Анастасия говорит о Хабаровске с большой любовью:
- Как только сошла с самолета, сразу увидела это высокое, яркое голубое небо и поняла - вот чего мне так не хватает в Москве. Надо гордиться тем, что у нас настолько красивая природа. И всем рассказываю о нашем крае. У Алессандро, нашего консультанта по итальянскому языку, аж глаза расширились, когда я показала ему на карте, где родилась. Вот, теперь везу ему диски и открытки - он очень хочет побольше узнать о наших краях.
Оказывается, у нее над кроватью висят фотографии любимых мест и дорогих людей - так, засыпая, она чувствует себя дома. Молодая певица уверяет, что без дальневосточного характера в столице не обойтись:
- Мы целеустремленные, всегда идем вперед и ни на кого не оглядываемся, но при этом всегда рядом, всегда готовы помочь. Кстати, Москва очень закаляет. А с другой стороны, я рада, что оказалась в Санкт-Петербургской консерватории и не попала в столицу 18-летней, хотя изначально планировала поступать туда. Тогда бы я, наверное, просто растерялась...
Настя делает паузу и добавляет:
- Знаете, а ведь в Москве за год до поступления мне сказали, что я профнепригодна...
Проста, как песня
Похоже, для хабаровчан уже стало своеобразной традицией добиваться больших успехов после таких «приговоров». Хотя Настина история и впрямь немного похожа на выдумку. Серьезно заниматься вокалом она начала только в 14 лет. До этого училась играть на фортепиано и рисовать. Однажды на занятиях ее педагог по живописи услышала, что девочка напевает за мольбертом... Уже через год Анастасию Кикоть приняли в Хабаровский колледж искусств, а через два она получила специальный приз на Всероссийском открытом конкурсе «Новые имена» в Ханты-Мансийске.
- На самом деле, у меня есть жизненный принцип, - говорит Настя. - Он звучит так: талант ничего не решает. Все решают фанатизм, работа и то, на какие жертвы ты готов идти ради своей цели. Я понимаю, что можно как взлететь, так и резко упасть вниз. Поэтому, взяв очередную планку, я тут же ставлю новую. Поблажек себе давать нельзя.
Впереди у нее сложный год: вливание в коллектив Большого театра ей нужно совместить с окончанием консерватории.
- Как совмещаю? Да чудесно, - заверяет девушка. - Руководство театра отпускает меня, когда нужно. Хотя, если честно, мне сложно было уезжать из Петербурга, от своего педагога Ирины Богачевой. Но она благословила меня, и, знаю, теперь радуется моим успехам. Как и Эржема Ким, моя наставница из Хабаровского колледжа искусств. Этот человек вложил в меня очень много сил. Я не устану благодарить их.
А еще - министерство культуры Хабаровского края, которое дает мне возможность выступать сольно в зале краевой филармонии. И зрителей, которые ходят на мои концерты. Особенно молодых. Ведь как обычно бывает: только кто-то узнает, что ты оперная певица, так сразу и слышишь - зануда. Я в таких случаях смеюсь и говорю: неправда, я проста, как песня!
Не делайте классику примитивной
Настя утверждает, что выходить на сцену Хабаровской краевой филармонии ей ничуть не легче, чем на всемирно известную площадку Большого:
- Выступать в родном городе всегда очень трудно. Здесь тебя помнят еще ребенком, помнят все твои достижения и промахи. И когда эти люди кричат тебе «Молодец!»... Ради этого, наверное, и стоит жить. На последнем выступлении в Хабаровске говорила маме: «Мама, что же за профессию я себе выбрала? Чем больше ты выходишь на сцену, любую, будь то стадион или дом ветеранов, тем большую ответственность чувствуешь». Если ты назвал себя музыкантом, то должен делать свою работу хорошо. Ты должен делать людей счастливее.
Этим молодая певица занимается уже не один год. География ее поездок широка - от Дальнего Востока до солнечного острова Сицилия.
- В Европе отношение к классической музыке совсем другое, - делится она своими наблюдениями. - Там молодежь слушает не рок и поп, а классику. Когда мы под руководством Ирины Богачевой гастролировали на Сицилии, то сначала пели духовную музыку в костелах X-XII веков, а потом выступали в парках. Послушать нас собирались по 700-800 человек, и среди них было немало молодых лиц. Россиянам тоже надо срочно прививать вкус к высокому искусству. Сочи-2014 - это, конечно, замечательно, но для меня здоровая нация - это нация с развитой культурой.
Анастасия грустит о том, что на Хабаровском телевидении больше нет таких передач, как «Песенка за песенкой» и «В мире много сказок». Вместо них - не слишком умные американские мультики. Она проводит свободное время, читая классические книги и посещая классические театральные постановки. И говорит, что не признает современный театр:
- Попытки поставить классику на современный лад меня отталкивают. Сейчас на сцене Большого идет «Борис Годунов», восстановленный по постановке еще 80-х, наверное, годов. Видишь первую сцену - и осознаешь, что живешь в действительно великой стране. Многие режиссеры сейчас пытаются «осовременить» классический материал и делают его более примитивным. Самое грустное, что они думают, будто именно это зрителю и нужно.
А еще она против господства внешнего типажа на современной сцене:
- Сегодня артисты часто слышат от своих агентов: похудей, постригись, поменяй цвет глаз. В Москве это в порядке вещей, ведь агенту нужно тебя продать. Но для меня важнее не потерять лицо. Чтобы исполнить партию Татьяны в опере «Евгений Онегин», я похудела где-то килограммов на 15, но это получилось само, никто меня не просил. Моя внешность всех устраивала и так. К тому же Пушкин нигде не упоминал, что у Татьяны были параметры 90-60-90. Надо искать и развивать свою индивидуальность. А подгонять себя под рамки - это скучно.