Учитель года мечтает о всеобщем Интернете
03.04.2021
441

Дмитрий Морозов стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года Хабаровского края»
Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Хабаровского края» стал молодой педагог из хабаровской школы № 38 Дмитрий Морозов. Он не только талантливый, но и неравнодушный человек, это относится к его ученикам, и к региону, в котором живет. Дмитрий - член Народного совета при врио губернатора края, автор стендап-лекторий Jam! Speech.
- Я признаюсь - и для меня это не высокие слова: учительство всегда притягивало своей, в какой-то мере романтичностью и жертвенным характером труда, хотя у меня никого в семье нет в педагогике, - говорит Дмитрий Морозов. - С 8 класса стал немного задумываться о будущей профессии. Но тогда это было мечтой, недостижимой вершиной для крайне робкого мальчишки. Мечта смогла стать реальностью, когда пришло осознание - профессия учителя не стопки тетрадей и мел на доске. Это возможность быть в постоянном творческом поиске. И для меня это было преодоление самого себя.
Дмитрий вырос и окончил школу в Ванино и после 11 класса подавал документы только в один вуз и на один факультет - в Хабаровск на истфак. После практики решил - это точно его дело. Волновался, но стоило зайти в класс, сразу появлялись силы и уверенность. В 2014 году он начал работать в школе.
Дмитрий считает, что учить - это не только про знания, правила, нормы. Это - про жизнь. И именно педагог всегда в трендах событий мира, в курсе всего происходящего. Стоит расслабиться, перестать творчески организовывать уроки, сразу теряется увлеченность детей. А как можно сделать обучение полезным, если не увлекать?
- И тут важно не перейти в другую крайности - да, можно использовать самые модные и эффективные учительские «фишечки» и приёмы, поражать мастерством, но всё это бесполезно, пока ребёнок сам не осознает: что я сейчас делаю, зачем? - говорит учитель.
Считается - педагогика не мужское занятие. Дмитрий рассуждает, что если уж принято считать, что мужчина - это творец, то вот, пожалуйста, где как не в школе найти чудесный шанс творить изо всех сил.
- Очень, кстати, не люблю, когда задают вопрос: зачем в профессии так сильно любишь детей, что готов работать в школе? Всегда отвечаю: вообще не люблю детей… Люблю людей! Ну, правда, как можно разделять эти понятия, дети, что, не люди? Или их можно любить, учить, заботиться о них, переживать, только когда они дети? А потом всё?
Самое сложное в профессии - ее универсальность. Ещё учитель должен уметь… всё! Чем шире знания и навыки из самых разных областей жизни, тем проще обращать ситуации кризисные в успех.
- А ситуаций, когда всё не так, очень много, - говорит Дмитрий. - В детском коллективе ежедневно происходят непредвиденные катаклизмы, иногда трагедии, иногда комедии. Ещё ведь есть родители учеников, собственные увлечения и хобби, друзья, семья, наконец. Отсюда самое важное - баланс, гармония и чувство меры. Чтобы не перегреться, не перегореть.
Жизнь после конкурса
Жюри конкурса, кстати, Дмитрия знает давно - он участник с опытом и хорошим багажом. Буквально сразу после начала работы в школе попробовал свои силы в состязании для молодых педагогов и стал лучшим, а в прошлом году - «Учителем года» в Хабаровске.
Зачем? А всё просто: важно чувствовать себя на своем месте в профессии, видеть коллег, стремиться за лучшими.
- У педагогов не так много возможностей для карьерного роста, разве что идти на повышение - сначала получать категории, а затем статус в своей школе: завуч, директор, административная работа в сфере образования, - говорит он. - А мне сейчас хочется расти именно в профессии. Я мечтал попасть в «Клуб пеликанов» - это сообщество действительно профи в своей среде, там люди, которые мотивируют, у которых многому можно научиться. Кстати, сейчас всё чаще говорят о «должностях» для учителя: учитель-эксперт, учитель-наставник и так далее. Это очень правильно. Как раз тот рост, который важен для карьеры педагога, это функционал, который не отрывает от детей, но помогает показать твой уровень. Любому человеку важно быть значимым в профессии, учителя - не исключения.
Конкурс - это двигатель. Нужно приложить колоссальное сосредоточение душевных сил, эмоционально пережить испытания, соблюсти требования современной педагогики и при этом ещё постараться не потерять вдохновение, очень важное для педагогического процесса.
- Но в такой буре обретаешь уверенность. Я всегда ищу в конкурсе баланс, осознанность своих действий. А потом несу это в свою личную, семейную жизнь.
Поэтому не могу останавливаться на каких-то традиционных методах обучения, постоянно экспериментирую в поисках удачных педагогических решений. В интересах и детей, конечно, и себя. Мне как учителю важно самому получать удовольствие от совместной работы с учениками, - говорит Дмитрий Морозов. - Мир не поменяется от того, что выиграл конкурс. Но меняется моё отношение к самому себе. С конкурса я вернулся не победителем, а педагогом, который обрел уверенность в себе, своих авторских технологиях, своей философии. Но только временную уверенность. Есть в этом своя философия. Думаю, что каждый учитель должен время от времени испытывать сомнения насчёт себя и места в профессии.
Сначала любой сомневается, хочет ли он вообще быть учителем? Как только обретается уверенность, наступает пора задаться вопросом другим: а могу ли я быть учителем? Тут уже война за собственное признание с самим собой.
- Через сотни и тысячи уроков, взлёты и падения педагог находит ответ. И, казалось бы, - вперёд, учи и воспитывай от души. Но придётся всё равно держать в голове зудящую мысль: а могу ли я быть хорошим, лучшим для своих детей? - говорит Дмитрий. - Перед каждым открытым уроком с незнакомыми учениками, мастер-классом перед экспертным жюри, публичными выступлениями жутко сомневаешься. Но стоит их одолеть - и доказываешь: да, я могу быть хорошим учителем. Через какое-то время забуду, что стал победителем конкурса. И снова буду сомневаться в себе, своём мастерстве. И снова буду искать возможность победить эти сомнения.
Любить
не только
профессию
Конечно, работа в школе - это не только радость от общения с детьми. Но и отчеты, заполнение бумаг и прочее - от чего учителя уже много лет просят их по максимуму избавить. А еще работа с родителями. Сейчас папы и мамы не такие, конечно, как лет 20 назад. Многие уверены, что школа им должна.
Но вот воспитывать как родных школа как раз и не должна. Учитель тоже имеет право на личное время, свои хобби и интерес. Его задача не замещать пап и мам, а направлять. Это еще один аспект жизни современного педагога.
- Настоящий учитель никогда не ограничивает себя стенами кабинета. Рано или поздно его миссия преобразовать мир к лучшему выходит за пределы школы. Я давно занимаюсь общественной деятельностью. Когда-то входил в Молодёжное правительство края. По возможности участвовал в разных социальных проектах региона, сейчас состою в Народном совете при губернаторе - для меня это важно и интересно, - говорит Дмитрий. - Опыт работы педагогом в самой рядовой школе позволяет видеть важные детали всей системы образования региона.
Какую видит проблему номер один в крае? Обязательно бы обратился к проблеме доступа маленьких сельских и поселковых школ к благам и достижениям крупных образовательных центров краевой столицы, к опыту и лучшим практикам обучения как педагогов, так и учащихся всех районов. Когда говорят о равных возможностях - именно здесь надо прикладывать много усилий!
Кстати, его ученики тоже умеют не только «получать знания» по программе, но и учатся коммуникации, логике, выступать и отстаивать свою точку зрения.
- Например, не первый год мои ребята готовят открытые публичные лектории для своих сверстников, - рассказывает педагог. - Так мы создаём площадку обмена идеями без формализма и нудноты, на которой может выступить любой школьник или студент. Изначально это был локальный разовый проект в духе нелегального образовательного события, а сейчас мы развиваем стендап-лекторий Jam! Speech.
- Считаю, что сейчас навык презентации себя и собственных идей становится невероятно актуальным, особенно для детей, - говорит Дмитрий. - Или вот на уроках ещё бывает записываем подкасты о самых разных явлениях, которые волнуют подростковую среду.
Приятно осознавать, что такие задумки школьного учителя находят отклик по ту сторону парты, перерастают в важные личные истории для ребят и дают им возможность проявить себя. А главное - осознать ответственность за дело, которое творишь своими силами. Всё чаще замечаю в жизни, что как раз этого очень не хватает нам всем.
Как стать успешным
в школе
Многие учителя по-доброму гордятся, что их ученики идут по стопам своих наставников.
- На самом деле главное, что мотивирует на поступление в педагогический вуз - это пример самого учителя, - говорит Дмитрий Морозов. - Если ребята видят, что за тяжёлой нагрузкой лежит удовольствие, возможность раскрыть свои внутренние таланты и привлечь в дело обучения личные интересы, то сами потянутся. Горжусь некоторыми своими выпускниками, которых вдохновил на обучение своему ремеслу.
Все дети - разные. Как поддержать тех, кто не входит в категорию отличников?
- Да, 100 баллов ЕГЭ - это значительное достижение в жизни учителя и ученика. Но измерять успешность образования только баллами одного экзамена нечестно, - уверен лучший учитель края-2021. - И неразумно. Куда важнее то, что оценить сложнее, чем знания. А порой и вообще невозможно. Речь о навыках, которые получают школьники. Часто мы говорим, что пытаемся готовить детей к предстоящей взрослой жизни. И, мол, к моменту наступления этого взросления надо успеть вооружить детей полезными умениями, без которых не достичь успеха. Но наши с вами дети уже живут во взрослом мире, какими бы маленькими не казались.
Им уже сейчас нужны такие компетенции - эффективно налаживать общение с любым человеком, критически воспринимать окружающее пространство, сохранять свои эмоции, не тратить бездумно время. Освоение всего этого и есть успешность образования. И ещё, конечно, рост, принятие ответственности за свои действия, согласитесь, важнее, чем 100 баллов.
Дмитрий Морозов представит наш регион на всероссийском конкурсе, и сейчас, пожалуй, предстоит сложная пора - подготовка. Но это ему интересно.
Мария ИВАНОВА.
- Я признаюсь - и для меня это не высокие слова: учительство всегда притягивало своей, в какой-то мере романтичностью и жертвенным характером труда, хотя у меня никого в семье нет в педагогике, - говорит Дмитрий Морозов. - С 8 класса стал немного задумываться о будущей профессии. Но тогда это было мечтой, недостижимой вершиной для крайне робкого мальчишки. Мечта смогла стать реальностью, когда пришло осознание - профессия учителя не стопки тетрадей и мел на доске. Это возможность быть в постоянном творческом поиске. И для меня это было преодоление самого себя.
Дмитрий вырос и окончил школу в Ванино и после 11 класса подавал документы только в один вуз и на один факультет - в Хабаровск на истфак. После практики решил - это точно его дело. Волновался, но стоило зайти в класс, сразу появлялись силы и уверенность. В 2014 году он начал работать в школе.
Дмитрий считает, что учить - это не только про знания, правила, нормы. Это - про жизнь. И именно педагог всегда в трендах событий мира, в курсе всего происходящего. Стоит расслабиться, перестать творчески организовывать уроки, сразу теряется увлеченность детей. А как можно сделать обучение полезным, если не увлекать?
- И тут важно не перейти в другую крайности - да, можно использовать самые модные и эффективные учительские «фишечки» и приёмы, поражать мастерством, но всё это бесполезно, пока ребёнок сам не осознает: что я сейчас делаю, зачем? - говорит учитель.
Считается - педагогика не мужское занятие. Дмитрий рассуждает, что если уж принято считать, что мужчина - это творец, то вот, пожалуйста, где как не в школе найти чудесный шанс творить изо всех сил.
- Очень, кстати, не люблю, когда задают вопрос: зачем в профессии так сильно любишь детей, что готов работать в школе? Всегда отвечаю: вообще не люблю детей… Люблю людей! Ну, правда, как можно разделять эти понятия, дети, что, не люди? Или их можно любить, учить, заботиться о них, переживать, только когда они дети? А потом всё?
Самое сложное в профессии - ее универсальность. Ещё учитель должен уметь… всё! Чем шире знания и навыки из самых разных областей жизни, тем проще обращать ситуации кризисные в успех.
- А ситуаций, когда всё не так, очень много, - говорит Дмитрий. - В детском коллективе ежедневно происходят непредвиденные катаклизмы, иногда трагедии, иногда комедии. Ещё ведь есть родители учеников, собственные увлечения и хобби, друзья, семья, наконец. Отсюда самое важное - баланс, гармония и чувство меры. Чтобы не перегреться, не перегореть.
Жизнь после конкурса
Жюри конкурса, кстати, Дмитрия знает давно - он участник с опытом и хорошим багажом. Буквально сразу после начала работы в школе попробовал свои силы в состязании для молодых педагогов и стал лучшим, а в прошлом году - «Учителем года» в Хабаровске.
Зачем? А всё просто: важно чувствовать себя на своем месте в профессии, видеть коллег, стремиться за лучшими.
- У педагогов не так много возможностей для карьерного роста, разве что идти на повышение - сначала получать категории, а затем статус в своей школе: завуч, директор, административная работа в сфере образования, - говорит он. - А мне сейчас хочется расти именно в профессии. Я мечтал попасть в «Клуб пеликанов» - это сообщество действительно профи в своей среде, там люди, которые мотивируют, у которых многому можно научиться. Кстати, сейчас всё чаще говорят о «должностях» для учителя: учитель-эксперт, учитель-наставник и так далее. Это очень правильно. Как раз тот рост, который важен для карьеры педагога, это функционал, который не отрывает от детей, но помогает показать твой уровень. Любому человеку важно быть значимым в профессии, учителя - не исключения.
Конкурс - это двигатель. Нужно приложить колоссальное сосредоточение душевных сил, эмоционально пережить испытания, соблюсти требования современной педагогики и при этом ещё постараться не потерять вдохновение, очень важное для педагогического процесса.
- Но в такой буре обретаешь уверенность. Я всегда ищу в конкурсе баланс, осознанность своих действий. А потом несу это в свою личную, семейную жизнь.
Поэтому не могу останавливаться на каких-то традиционных методах обучения, постоянно экспериментирую в поисках удачных педагогических решений. В интересах и детей, конечно, и себя. Мне как учителю важно самому получать удовольствие от совместной работы с учениками, - говорит Дмитрий Морозов. - Мир не поменяется от того, что выиграл конкурс. Но меняется моё отношение к самому себе. С конкурса я вернулся не победителем, а педагогом, который обрел уверенность в себе, своих авторских технологиях, своей философии. Но только временную уверенность. Есть в этом своя философия. Думаю, что каждый учитель должен время от времени испытывать сомнения насчёт себя и места в профессии.
Сначала любой сомневается, хочет ли он вообще быть учителем? Как только обретается уверенность, наступает пора задаться вопросом другим: а могу ли я быть учителем? Тут уже война за собственное признание с самим собой.
- Через сотни и тысячи уроков, взлёты и падения педагог находит ответ. И, казалось бы, - вперёд, учи и воспитывай от души. Но придётся всё равно держать в голове зудящую мысль: а могу ли я быть хорошим, лучшим для своих детей? - говорит Дмитрий. - Перед каждым открытым уроком с незнакомыми учениками, мастер-классом перед экспертным жюри, публичными выступлениями жутко сомневаешься. Но стоит их одолеть - и доказываешь: да, я могу быть хорошим учителем. Через какое-то время забуду, что стал победителем конкурса. И снова буду сомневаться в себе, своём мастерстве. И снова буду искать возможность победить эти сомнения.
Любить
не только
профессию
Конечно, работа в школе - это не только радость от общения с детьми. Но и отчеты, заполнение бумаг и прочее - от чего учителя уже много лет просят их по максимуму избавить. А еще работа с родителями. Сейчас папы и мамы не такие, конечно, как лет 20 назад. Многие уверены, что школа им должна.
Но вот воспитывать как родных школа как раз и не должна. Учитель тоже имеет право на личное время, свои хобби и интерес. Его задача не замещать пап и мам, а направлять. Это еще один аспект жизни современного педагога.
- Настоящий учитель никогда не ограничивает себя стенами кабинета. Рано или поздно его миссия преобразовать мир к лучшему выходит за пределы школы. Я давно занимаюсь общественной деятельностью. Когда-то входил в Молодёжное правительство края. По возможности участвовал в разных социальных проектах региона, сейчас состою в Народном совете при губернаторе - для меня это важно и интересно, - говорит Дмитрий. - Опыт работы педагогом в самой рядовой школе позволяет видеть важные детали всей системы образования региона.
Какую видит проблему номер один в крае? Обязательно бы обратился к проблеме доступа маленьких сельских и поселковых школ к благам и достижениям крупных образовательных центров краевой столицы, к опыту и лучшим практикам обучения как педагогов, так и учащихся всех районов. Когда говорят о равных возможностях - именно здесь надо прикладывать много усилий!
Кстати, его ученики тоже умеют не только «получать знания» по программе, но и учатся коммуникации, логике, выступать и отстаивать свою точку зрения.
- Например, не первый год мои ребята готовят открытые публичные лектории для своих сверстников, - рассказывает педагог. - Так мы создаём площадку обмена идеями без формализма и нудноты, на которой может выступить любой школьник или студент. Изначально это был локальный разовый проект в духе нелегального образовательного события, а сейчас мы развиваем стендап-лекторий Jam! Speech.
- Считаю, что сейчас навык презентации себя и собственных идей становится невероятно актуальным, особенно для детей, - говорит Дмитрий. - Или вот на уроках ещё бывает записываем подкасты о самых разных явлениях, которые волнуют подростковую среду.
Приятно осознавать, что такие задумки школьного учителя находят отклик по ту сторону парты, перерастают в важные личные истории для ребят и дают им возможность проявить себя. А главное - осознать ответственность за дело, которое творишь своими силами. Всё чаще замечаю в жизни, что как раз этого очень не хватает нам всем.
Как стать успешным
в школе
Многие учителя по-доброму гордятся, что их ученики идут по стопам своих наставников.
- На самом деле главное, что мотивирует на поступление в педагогический вуз - это пример самого учителя, - говорит Дмитрий Морозов. - Если ребята видят, что за тяжёлой нагрузкой лежит удовольствие, возможность раскрыть свои внутренние таланты и привлечь в дело обучения личные интересы, то сами потянутся. Горжусь некоторыми своими выпускниками, которых вдохновил на обучение своему ремеслу.
Все дети - разные. Как поддержать тех, кто не входит в категорию отличников?
- Да, 100 баллов ЕГЭ - это значительное достижение в жизни учителя и ученика. Но измерять успешность образования только баллами одного экзамена нечестно, - уверен лучший учитель края-2021. - И неразумно. Куда важнее то, что оценить сложнее, чем знания. А порой и вообще невозможно. Речь о навыках, которые получают школьники. Часто мы говорим, что пытаемся готовить детей к предстоящей взрослой жизни. И, мол, к моменту наступления этого взросления надо успеть вооружить детей полезными умениями, без которых не достичь успеха. Но наши с вами дети уже живут во взрослом мире, какими бы маленькими не казались.
Им уже сейчас нужны такие компетенции - эффективно налаживать общение с любым человеком, критически воспринимать окружающее пространство, сохранять свои эмоции, не тратить бездумно время. Освоение всего этого и есть успешность образования. И ещё, конечно, рост, принятие ответственности за свои действия, согласитесь, важнее, чем 100 баллов.
Дмитрий Морозов представит наш регион на всероссийском конкурсе, и сейчас, пожалуй, предстоит сложная пора - подготовка. Но это ему интересно.
Мария ИВАНОВА.