Звезда Ольги Терезановой зажглась в Комсомольске-на-Амуре
28.11.2012
542
Ольга Терезанова: «Больше хвалите своих детей!»
Однажды Юля, подопечная воспитателя детского сада № 105 Комсомольска-на-Амуре Ольги Терезановой, что-то долго рисовала, корпела над работой несколько дней. Было непонятно, что на ней изображено. Небо, звезды... Когда картина была закончена, Юля торжественно дала название своему шедевру - «Ольга Ивановна - звезда».
Девочка была уверена, что ее наставница - лучшая на планете. Воспитатель только посмеялась. И зря! Буквально через пару месяцев она заняла первое место на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России».
И оказалась лучшей среди 64 участников со всех регионов страны. Пожалуй, впервые за двадцать лет воспитатель из Хабаровского края стал абсолютным победителем конкурса подобного уровня. Правда, первое место Ольга Терезанова разделила с коллегой из Якутии Аркадием Афонским. Жюри не могло не преклониться перед мужчиной, который выбрал такую профессию. К слову, он был такой не один - еще два смелых попробовали свои силы. Правда, до финала не дошли.
А войти в десятку финалистов было нелегко! Сначала жюри просматривало сайты участников, затем начались очные испытания.
Десятке предстояло самое сложное - удивить и заинтересовать теперь не детей, как было на предыдущих этапах, а взрослых. Провести мастер-класс со взрослой аудиторией, обсудить проблемы системы дошкольного образования на «круглом столе» с экспертами, который вел главный редактор «Учительской газеты».
Пожалуй, самым интересным испытанием, но от этого не менее трудным, была дискуссия участников. Вопросы, которые обсуждали, были довольно неоднозначными: какой видят участники связь дошкольного образования со школой, видят ли отличия обучения в детских садах и начальной школе, надо ли воспитывать родителей...
- В первом вопросе, в общем-то, все были единодушны, - отмечает победитель. - Нужно именно выстраивать непрерывный образовательный процесс, а не так, что захотел, то и провел в детском саду. Одни делают так, другие по-другому. А еще, согласно новым федеральным государственным стандартам, школьно-урочной системы с четкой регламентацией занятий в детском саду быть не должно и теперь нет. И это правильно! Не должны в детском саду дублировать то, что потом будет в первом классе. Сейчас появилась свобода выбора, как организовать занятие.
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются воспитатели, - не проблемные дети, а... их родители! Сейчас именно их гордо именуют заказчиками образовательных услуг, но часто папы и мамы воспринимают это так: назвался воспитателем, вот и воспитывай, а мы при чем?
- Конечно, непросто педагогам найти общий язык с родителями, - комментирует Ольга Ивановна. - Но, говоря на языке педагогики, родитель не должен быть объектом наших воздействий, он должен стать лучшим другом воспитателя и ребенка. Понятное дело, что сейчас такое время - всем некогда, все спешат. Но ведь мы, папы и мамы, должны понимать, что в первую очередь нужно не инвестировать деньги в банк, а инвестировать время и силы в будущее, а это - дети.
У каждого настоящего педагога есть своя дорога, по которой он проходит со своими малышами. А если сказать умными словами - научные концепции, на основании которых он работает с малышами. Ольга Ивановна в свое время увлеклась гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили и технологиями здоровья врача и педагога Михаила Лазарева (к слову, оба основателя педагогических школ были в Хабаровске несколько лет назад!).
- Делаем упор на здоровый образ жизни. И, конечно, не забываем о работе в этом направлении с родителями. Ведь с кого берут пример дети? - размышляет она. - А чем хороши методики Михаила Лазарева: мы учимся быть здоровыми через игру, музыку, пение, танцы. Я сама очень люблю петь с малышами, а еще у нас замечательный музыкальный руководитель. А во всех праздниках обязательно участвуют родители, с ними же проводим и те упражнения, которым учим детей. Все задания можно выполнять и дома!
Кстати, именно задание на сохранение внутреннего здоровья и преодоление стрессовых ситуаций проводила Ольга Терезанова со «взрослым» залом. Московское жюри отметило, что дальневосточница - одна из немногих, кто смог действительно придумать занятие для всех. Другие конкурсанты, например, вызывали одного-двух человек на сцену и работали с ними, а жюри было лишь сторонним наблюдателем. Ольга Терезанова подходила к людям в зале, задавала вопросы, дарила сердечки, зрители говорили друг другу теплые слова, смеялись... После ее мастер-класса зал аплодировал стоя. Это было выше оценок жюри, которые, к слову, оказались и так предельными.
Ольга Ивановна - наверное, в своем роде идеалист. Вообще, по образованию она - учитель русского языка и литературы. Но, получив диплом, решила... идти работать в детский сад. У каждого педагога есть свой «любимый» детский возраст. Ольга Терезанова решила, что работа с малышами - ее профиль. Здесь есть столько возможностей! Ведь воспитатель - педагог универсальный, который должен быть актером, спортсменом, ученым, музыкантом, подружкой, феей, Дедом Морозом, да и просто... мамой, когда это будет нужно. А еще дети сторицей тебе «платят» за то, что ты им отдаешь: искренне радуются, удивляются, возмущаются, любят...
- Современные дети во многом разбираются, знают, кто в стране президент, какие вопросы обсуждаются сейчас в обществе, знают, как устроены компьютер и телефон, управляются с техникой лучше взрослых. Но все равно они остаются теми же детьми, о психологии которых мы слушали лекции в институте много лет назад, - улыбается Ольга Ивановна. - Однажды четырехлетний мальчик подошел ко мне и говорит: «Я упал». Отряхнула его, спросила, не ударился ли он. Он опять, но уже возмущенно: «Но я же упал!». Снова отряхиваю, говорю, что иногда дети падают, бывает. А он снова говорит эту фразу и с еще большим надрывом и негодованием... Не понимаю, что происходит. А он смотрит на меня и говорит: «А еще детям бывает больно, ну как же вы не понимаете!» Не знала, что и делать: смеяться или огорчаться.
- В нашей профессии случайных людей просто не бывает, не задерживаются, - уверена Ольга Терезанова. - Зарплаты, конечно, невысокие. Но сейчас, на мой взгляд, отношение к дошкольному образованию меняется. И это не одна я замечаю. Открываются новые детские сады, группы в разных учреждениях. Главное, что пришло понимание того, что дошкольное образование - очень важный этап для жизни каждого человека. И личность воспитателя здесь, конечно, имеет не менее важное значение. Я знаю больше людей, которые горят своей профессией, чем, простите, «тетенек», которые не знают, чем занять детей.
Вообще, считает Ольга Ивановна, ребенку нужно давать свободу выбора. Нельзя его заставлять делать то, что нравится именно вам.
- Своего сына я пыталась развивать с самого рождения, например, пыталась учить читать по методике Зайцева, сама изготавливала специальные кубики для этого, - улыбается лучший воспитатель года. - Но он строил из них башенку и совсем не хотел использовать их по назначению. Словом, педагогический эксперимент провалился. Но я не огорчилась, да, пусть он не хочет читать, но зато ему нравится строить, а это тоже показатель определенного склада ума. Всем родителям хочу сказать, что главное, любить своих детей такими, какие они есть. Больше хвалите их!
Один из вопросов, который также обсуждали лучшие воспитатели регионов, а что должен уметь ребенок к первому классу? Ведь сейчас родители даже с некоторым фанатизмом отдают детей в различные развивающие школы и кружки, и уже в пять лет те прекрасно читают, считают, пишут... А что тогда делать в начальной школе, если все знаешь?
- Действительно, сейчас это не просто вопрос, а проблема, которую пытаются решить педагоги, - отмечает Ольга Терезанова. - Нагрузка, которую часто родители возлагают на детей, непосильна! Не нужно забегать вперед и добиваться от вашего трехлетнего малыша того, что ребенок сможет уметь только в пять лет. Конечно, если ребенок, бесспорно, одаренный в чем-либо, это нужно развивать. Как раз по программе «Здравствуй!» Михаила Лазарева мы выявляем так называемый профиль личности ребенка. И рекомендуем родителям, на какой кружок лучше отдать малыша. Но и здесь нужно видеть меру. Спрашивайте у вашего сына или дочери, что интересно ему. А еще не важно, будет ли ребенок к моменту поступления в школу читать и писать, гораздо важнее, будут ли у него развиты определенные качества, будет ли он мотивационно и физически готов к школе, будет ли у него познавательный интерес.
И важно, что многое, что поможет потом стать успешным учеником, познается в игре. Именно поэтому сейчас в детских садах уходят от традиционных занятий, похожих на уроки. Именно через игру пробуждается интерес к познанию мира, себя, других людей, а значит, и к тем наукам, которые ребенок будет изучать в школе. Ребенок должен совершить маленькое открытие, а не запоминать сведения, которые втолковывают взрослые.
- Конечно, современный детский сад совсем не похож на тот, где выросли нынешние родители, - отмечает Ольга Ивановна. - На занятиях мы используем компьютерную и мультимедиатехнику, дети с первых лет жизни осваивают компьютер. Не передать словами, как отличаются наглядные материалы, которые были у нас десять лет назад и сейчас, сложно описать восторг детей, когда на экране распускается цветок или во время обсуждения какого-либо вопроса вроде как неожиданно появляется фрагмент мультфильма. Но нельзя заменять компьютером рисование, игры на свежем воздухе, общение с родными людьми.
- Ольга Ивановна, а вот если бы вы поймали золотую рыбку, какие бы три желания загадали?
- Мир во всем мире - не говорить? - улыбается она. - Ну, конечно же, пожелала бы здоровья себе, своей семье и своим воспитанникам! Ведь здоровому по силам все! Второе желание - чтобы всё, что задумали мои коллеги, сбывалось и чтобы они получали удовольствие от своей работы. А вообще, одно из моих желаний сбылось и без рыбки. На конкурсе мне подарили путевку в Болгарию на двоих! Все-таки я стараюсь исполнять свои желания сама, а не просить у рыбки, вдруг не приплывет!
Но, конечно, есть у нее еще и третье желание, которое она, как человек скромный, просить у золотой рыбки не стала бы: найти папу для своего сына. Поэтому мы пожелаем, чтобы оно обязательно сбылось!
Мария ИВАНОВА.
Фото Марии ИВАНОВОЙ.
Девочка была уверена, что ее наставница - лучшая на планете. Воспитатель только посмеялась. И зря! Буквально через пару месяцев она заняла первое место на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России».
И оказалась лучшей среди 64 участников со всех регионов страны. Пожалуй, впервые за двадцать лет воспитатель из Хабаровского края стал абсолютным победителем конкурса подобного уровня. Правда, первое место Ольга Терезанова разделила с коллегой из Якутии Аркадием Афонским. Жюри не могло не преклониться перед мужчиной, который выбрал такую профессию. К слову, он был такой не один - еще два смелых попробовали свои силы. Правда, до финала не дошли.
А войти в десятку финалистов было нелегко! Сначала жюри просматривало сайты участников, затем начались очные испытания.
Десятке предстояло самое сложное - удивить и заинтересовать теперь не детей, как было на предыдущих этапах, а взрослых. Провести мастер-класс со взрослой аудиторией, обсудить проблемы системы дошкольного образования на «круглом столе» с экспертами, который вел главный редактор «Учительской газеты».
Пожалуй, самым интересным испытанием, но от этого не менее трудным, была дискуссия участников. Вопросы, которые обсуждали, были довольно неоднозначными: какой видят участники связь дошкольного образования со школой, видят ли отличия обучения в детских садах и начальной школе, надо ли воспитывать родителей...
- В первом вопросе, в общем-то, все были единодушны, - отмечает победитель. - Нужно именно выстраивать непрерывный образовательный процесс, а не так, что захотел, то и провел в детском саду. Одни делают так, другие по-другому. А еще, согласно новым федеральным государственным стандартам, школьно-урочной системы с четкой регламентацией занятий в детском саду быть не должно и теперь нет. И это правильно! Не должны в детском саду дублировать то, что потом будет в первом классе. Сейчас появилась свобода выбора, как организовать занятие.
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются воспитатели, - не проблемные дети, а... их родители! Сейчас именно их гордо именуют заказчиками образовательных услуг, но часто папы и мамы воспринимают это так: назвался воспитателем, вот и воспитывай, а мы при чем?
- Конечно, непросто педагогам найти общий язык с родителями, - комментирует Ольга Ивановна. - Но, говоря на языке педагогики, родитель не должен быть объектом наших воздействий, он должен стать лучшим другом воспитателя и ребенка. Понятное дело, что сейчас такое время - всем некогда, все спешат. Но ведь мы, папы и мамы, должны понимать, что в первую очередь нужно не инвестировать деньги в банк, а инвестировать время и силы в будущее, а это - дети.
У каждого настоящего педагога есть своя дорога, по которой он проходит со своими малышами. А если сказать умными словами - научные концепции, на основании которых он работает с малышами. Ольга Ивановна в свое время увлеклась гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили и технологиями здоровья врача и педагога Михаила Лазарева (к слову, оба основателя педагогических школ были в Хабаровске несколько лет назад!).
- Делаем упор на здоровый образ жизни. И, конечно, не забываем о работе в этом направлении с родителями. Ведь с кого берут пример дети? - размышляет она. - А чем хороши методики Михаила Лазарева: мы учимся быть здоровыми через игру, музыку, пение, танцы. Я сама очень люблю петь с малышами, а еще у нас замечательный музыкальный руководитель. А во всех праздниках обязательно участвуют родители, с ними же проводим и те упражнения, которым учим детей. Все задания можно выполнять и дома!
Кстати, именно задание на сохранение внутреннего здоровья и преодоление стрессовых ситуаций проводила Ольга Терезанова со «взрослым» залом. Московское жюри отметило, что дальневосточница - одна из немногих, кто смог действительно придумать занятие для всех. Другие конкурсанты, например, вызывали одного-двух человек на сцену и работали с ними, а жюри было лишь сторонним наблюдателем. Ольга Терезанова подходила к людям в зале, задавала вопросы, дарила сердечки, зрители говорили друг другу теплые слова, смеялись... После ее мастер-класса зал аплодировал стоя. Это было выше оценок жюри, которые, к слову, оказались и так предельными.
Ольга Ивановна - наверное, в своем роде идеалист. Вообще, по образованию она - учитель русского языка и литературы. Но, получив диплом, решила... идти работать в детский сад. У каждого педагога есть свой «любимый» детский возраст. Ольга Терезанова решила, что работа с малышами - ее профиль. Здесь есть столько возможностей! Ведь воспитатель - педагог универсальный, который должен быть актером, спортсменом, ученым, музыкантом, подружкой, феей, Дедом Морозом, да и просто... мамой, когда это будет нужно. А еще дети сторицей тебе «платят» за то, что ты им отдаешь: искренне радуются, удивляются, возмущаются, любят...
- Современные дети во многом разбираются, знают, кто в стране президент, какие вопросы обсуждаются сейчас в обществе, знают, как устроены компьютер и телефон, управляются с техникой лучше взрослых. Но все равно они остаются теми же детьми, о психологии которых мы слушали лекции в институте много лет назад, - улыбается Ольга Ивановна. - Однажды четырехлетний мальчик подошел ко мне и говорит: «Я упал». Отряхнула его, спросила, не ударился ли он. Он опять, но уже возмущенно: «Но я же упал!». Снова отряхиваю, говорю, что иногда дети падают, бывает. А он снова говорит эту фразу и с еще большим надрывом и негодованием... Не понимаю, что происходит. А он смотрит на меня и говорит: «А еще детям бывает больно, ну как же вы не понимаете!» Не знала, что и делать: смеяться или огорчаться.
- В нашей профессии случайных людей просто не бывает, не задерживаются, - уверена Ольга Терезанова. - Зарплаты, конечно, невысокие. Но сейчас, на мой взгляд, отношение к дошкольному образованию меняется. И это не одна я замечаю. Открываются новые детские сады, группы в разных учреждениях. Главное, что пришло понимание того, что дошкольное образование - очень важный этап для жизни каждого человека. И личность воспитателя здесь, конечно, имеет не менее важное значение. Я знаю больше людей, которые горят своей профессией, чем, простите, «тетенек», которые не знают, чем занять детей.
Вообще, считает Ольга Ивановна, ребенку нужно давать свободу выбора. Нельзя его заставлять делать то, что нравится именно вам.
- Своего сына я пыталась развивать с самого рождения, например, пыталась учить читать по методике Зайцева, сама изготавливала специальные кубики для этого, - улыбается лучший воспитатель года. - Но он строил из них башенку и совсем не хотел использовать их по назначению. Словом, педагогический эксперимент провалился. Но я не огорчилась, да, пусть он не хочет читать, но зато ему нравится строить, а это тоже показатель определенного склада ума. Всем родителям хочу сказать, что главное, любить своих детей такими, какие они есть. Больше хвалите их!
Один из вопросов, который также обсуждали лучшие воспитатели регионов, а что должен уметь ребенок к первому классу? Ведь сейчас родители даже с некоторым фанатизмом отдают детей в различные развивающие школы и кружки, и уже в пять лет те прекрасно читают, считают, пишут... А что тогда делать в начальной школе, если все знаешь?
- Действительно, сейчас это не просто вопрос, а проблема, которую пытаются решить педагоги, - отмечает Ольга Терезанова. - Нагрузка, которую часто родители возлагают на детей, непосильна! Не нужно забегать вперед и добиваться от вашего трехлетнего малыша того, что ребенок сможет уметь только в пять лет. Конечно, если ребенок, бесспорно, одаренный в чем-либо, это нужно развивать. Как раз по программе «Здравствуй!» Михаила Лазарева мы выявляем так называемый профиль личности ребенка. И рекомендуем родителям, на какой кружок лучше отдать малыша. Но и здесь нужно видеть меру. Спрашивайте у вашего сына или дочери, что интересно ему. А еще не важно, будет ли ребенок к моменту поступления в школу читать и писать, гораздо важнее, будут ли у него развиты определенные качества, будет ли он мотивационно и физически готов к школе, будет ли у него познавательный интерес.
И важно, что многое, что поможет потом стать успешным учеником, познается в игре. Именно поэтому сейчас в детских садах уходят от традиционных занятий, похожих на уроки. Именно через игру пробуждается интерес к познанию мира, себя, других людей, а значит, и к тем наукам, которые ребенок будет изучать в школе. Ребенок должен совершить маленькое открытие, а не запоминать сведения, которые втолковывают взрослые.
- Конечно, современный детский сад совсем не похож на тот, где выросли нынешние родители, - отмечает Ольга Ивановна. - На занятиях мы используем компьютерную и мультимедиатехнику, дети с первых лет жизни осваивают компьютер. Не передать словами, как отличаются наглядные материалы, которые были у нас десять лет назад и сейчас, сложно описать восторг детей, когда на экране распускается цветок или во время обсуждения какого-либо вопроса вроде как неожиданно появляется фрагмент мультфильма. Но нельзя заменять компьютером рисование, игры на свежем воздухе, общение с родными людьми.
- Ольга Ивановна, а вот если бы вы поймали золотую рыбку, какие бы три желания загадали?
- Мир во всем мире - не говорить? - улыбается она. - Ну, конечно же, пожелала бы здоровья себе, своей семье и своим воспитанникам! Ведь здоровому по силам все! Второе желание - чтобы всё, что задумали мои коллеги, сбывалось и чтобы они получали удовольствие от своей работы. А вообще, одно из моих желаний сбылось и без рыбки. На конкурсе мне подарили путевку в Болгарию на двоих! Все-таки я стараюсь исполнять свои желания сама, а не просить у рыбки, вдруг не приплывет!
Но, конечно, есть у нее еще и третье желание, которое она, как человек скромный, просить у золотой рыбки не стала бы: найти папу для своего сына. Поэтому мы пожелаем, чтобы оно обязательно сбылось!
Мария ИВАНОВА.
Фото Марии ИВАНОВОЙ.