Прививка от «нищебродства»
23.01.25
176
Игорь Любачевский, клинический психолог (Хабаровск):
– Обидное слово «нищеброд» снова в ходу у школьников, как в лихие 1990-е. Более обеспеченные молодые люди легко называют так своих менее материально благополучных сверстников, одноклассников. Как объяснить подростку материальное неравенство, научить не реагировать на обидные прозвища?
Подростки, которые сильно ориентируются на материальный статус, – это продукт семьи, где много говорят о деньгах, где вопрос финансового положения имеет огромное значение. Молодой человек бравирует своим финансовым положением, задевает других.
Подросток, который наткнулся на такое оскорбление, как «нищеброд», конечно, должен задуматься, хороший ли друг и вообще человек тот, кто такие слова отпускает. Надо ли вписываться в эту культуру, которая признаёт только материальное положение, статус.
Мы хорошо помним 90-е годы, когда социальное расслоение общества было более значительным. Были компании мажоров, компании детей рабочих, которые получали зарплату бартером. Я думаю, нам не стоит возвращаться к этому времени. Оно было неблагополучным. Сегодня многие люди могут неплохо зарабатывать. И всё же это не является основой для оценки человека.
Об этом родители и должны поговорить со своим ребёнком. Объяснить, что семьи бывают разные – не столько социального статуса, сколько культуры. Что у разных семей разные материальные возможности. Какие потребности подростка можно удовлетворить, какие нельзя. То, насколько честно и комфортно родители могут об этом говорить, может влиять на отношение ребёнка к положению своей семьи. И на его требования.
Ребёнок в 10 лет уже многое может понять. Он уже может понять стоимость денег, из чего складывается семейный бюджет. Он не будет требовать от родителей поступков, чтобы он не чувствовал себя нищим.
Почему ввели школьную форму? Чтобы дети не чувствовали социальное расслоение. Но есть другие вещи, которые говорят о том, кто что может: смартфоны, например, поездки на острова в школьные каникулы. Можно договориться с ребёнком, что мы можем накопить на вещь, которая для него имеет большое значение. Подросток может подработать и внести свой вклад в покупку вещи. Можно приурочить покупку ко дню рождения.
Сейчас появилось модное слово «вишлист» – список желаний. Некоторые вещи не стоят так дорого, чтобы их не покупать. Иногда подростка приглашают за город или в боулинг. Это надо обсуждать. Можно, но не часто. Это не бедность, а разумность. Это может стать прививкой от унижения.
Второй момент – почему подростка так задело определение «нищеброд», почему другой ребёнок только посмеётся над тем, кто так сказал. Очевидно, родители должны объяснить ребёнку ценности, которые определяют человека, ценности, которые определяют дружбу.
Поднять самооценку ребёнка, обратить внимание на его таланты, человеческие качества. Поговорить о том, что делает нас классными, интересными, достойными людьми. Что дружбу дружбой делает не место, где дружат, а отношения между людьми.
Статус родителей – это тоже повод для гордости. Это повышает самооценку ребёнка. Дочь врача, сын педагога, строителя, инженеры – это гордо. Все рабочие профессии – это круто. Если ребёнок это поймёт, он защищён. Ну а тем, кто делит сверстников на богатых и бедных, – Бог им судья.
– Обидное слово «нищеброд» снова в ходу у школьников, как в лихие 1990-е. Более обеспеченные молодые люди легко называют так своих менее материально благополучных сверстников, одноклассников. Как объяснить подростку материальное неравенство, научить не реагировать на обидные прозвища?
Подростки, которые сильно ориентируются на материальный статус, – это продукт семьи, где много говорят о деньгах, где вопрос финансового положения имеет огромное значение. Молодой человек бравирует своим финансовым положением, задевает других.
Подросток, который наткнулся на такое оскорбление, как «нищеброд», конечно, должен задуматься, хороший ли друг и вообще человек тот, кто такие слова отпускает. Надо ли вписываться в эту культуру, которая признаёт только материальное положение, статус.
Мы хорошо помним 90-е годы, когда социальное расслоение общества было более значительным. Были компании мажоров, компании детей рабочих, которые получали зарплату бартером. Я думаю, нам не стоит возвращаться к этому времени. Оно было неблагополучным. Сегодня многие люди могут неплохо зарабатывать. И всё же это не является основой для оценки человека.
Об этом родители и должны поговорить со своим ребёнком. Объяснить, что семьи бывают разные – не столько социального статуса, сколько культуры. Что у разных семей разные материальные возможности. Какие потребности подростка можно удовлетворить, какие нельзя. То, насколько честно и комфортно родители могут об этом говорить, может влиять на отношение ребёнка к положению своей семьи. И на его требования.
Ребёнок в 10 лет уже многое может понять. Он уже может понять стоимость денег, из чего складывается семейный бюджет. Он не будет требовать от родителей поступков, чтобы он не чувствовал себя нищим.
Почему ввели школьную форму? Чтобы дети не чувствовали социальное расслоение. Но есть другие вещи, которые говорят о том, кто что может: смартфоны, например, поездки на острова в школьные каникулы. Можно договориться с ребёнком, что мы можем накопить на вещь, которая для него имеет большое значение. Подросток может подработать и внести свой вклад в покупку вещи. Можно приурочить покупку ко дню рождения.
Сейчас появилось модное слово «вишлист» – список желаний. Некоторые вещи не стоят так дорого, чтобы их не покупать. Иногда подростка приглашают за город или в боулинг. Это надо обсуждать. Можно, но не часто. Это не бедность, а разумность. Это может стать прививкой от унижения.
Второй момент – почему подростка так задело определение «нищеброд», почему другой ребёнок только посмеётся над тем, кто так сказал. Очевидно, родители должны объяснить ребёнку ценности, которые определяют человека, ценности, которые определяют дружбу.
Поднять самооценку ребёнка, обратить внимание на его таланты, человеческие качества. Поговорить о том, что делает нас классными, интересными, достойными людьми. Что дружбу дружбой делает не место, где дружат, а отношения между людьми.
Статус родителей – это тоже повод для гордости. Это повышает самооценку ребёнка. Дочь врача, сын педагога, строителя, инженеры – это гордо. Все рабочие профессии – это круто. Если ребёнок это поймёт, он защищён. Ну а тем, кто делит сверстников на богатых и бедных, – Бог им судья.