Утром - деньги, через 15 лет - трубы?
27.09.24
422
26 сентября должно было быть подписано Концессионное соглашение по реконструкции и эксплуатации систем водоснабжения Комсомольска-на-Амуре. На этом настаивало ООО «Пятая водная концессионная компания». Однако после тщательного изучения условий, предлагаемых компанией, комиссия, созданная администрацией, с ними не согласилась. И Общественный совет города высказал своё резко отрицательное мнение. В таком виде, как есть, соглашение подписано не будет. Объясню почему.
Сам проект концессионного соглашения – 600 страниц мелким шрифтом. Он, по замыслу компании, должен быть заключён на 49 лет. И есть график затрат на реконструкцию и стоимость обработки воды до 2073
года! Так вот, самая последняя цифра в таблице стоимости кубометра воды – 1956 рублей. Притом, что в прошлом году она у нас была меньше 30 рублей. То есть рост предусматривается более чем в 60 раз.
А что в ближайшие годы? Из таблицы возможного концессионера ясно видно, что он, получив в концессию нормально работающие сети, будет непрерывно повышать стоимость обработки воды в среднем на 10–20 процентов в год, а на второй год – сразу на 50 процентов. При этом, по сути, ничего первые 10–15 лет принципиально не меняя. А основные затраты, исходя из таблицы, концессионер планирует уже после 2042 года.
Есть в договоре, который предлагалось срочно подписать, интересный пункт о том, что администрация Комсомольска ни в коем случае не может вмешиваться в финансовые дела концессионера и препятствовать повышению уровня его рентабельности и, соответственно установлению любых цен. То есть, если после заключения договора концессионер вдруг решит установить цену в 1000 рублей за кубометр, то мыться горожане будут в Амуре, а зимой – в проруби. Я, конечно, утрирую, но в каждой шутке… Не зря же концессионер внёс этот пункт в проект. В таком случае мы вообще не завидуем промышленным предприятиям города, которые являются главными потребителями воды.
Самое главное – для владельца сетей в проекте договора нарушен смысл концессии, который предполагает сначала вкладывание концессионером собственных денег, инвестиций, а только потом извлечение прибыли.
Средства на ремонт и реконструкцию городских сетей ООО, согласно договору, получает в виде гранта. От кого грант – не прописано. Вложение собственных средств не предусмотрено!
Надежда, видимо, на грант федеральный, но если с ним не получится, то финансирование под другим соусом обязан выделить городской бюджет. А это ни много ни мало 6 млрд. рублей! Напомню, что весь городской бюджет в совокупности сейчас – 9 миллиардов рублей.
При этом старые чеки на очистных сооружениях и другое «ненужное» концессионеру оборудование, требующее уборки, рекультивации, демонтажа (а это примерно 3 млрд. рублей затрат), потенциальный концессионер принимать на себя не хочет. Требует от города ликвидировать всё в течение года.
Теперь понятно, почему предлагаемый договор вызвал полное недоумение и отторжение у городских властей, у местного «Водоканала» и Общественного совета города.
Конечно, в городском водоснабжении есть сразу нескольких застарелых проблем прежде всего по техническому состоянию трубопроводов, требующих либо полной замены, либо капремонта. Но при этом объективные показатели нашего «Водоканала», например, процент потерь воды в сети – чуть ли не лучшие в России. Да и процент изношенности сетей объективно не самый плохой. Примерно средний. То есть ситуация явно не требует заключения срочного концессионного соглашения на неприемлемых для города условиях.
С другой стороны, без серьёзных внешних вливаний на капремонт и модернизацию сетей ни МУП, ни город развиваться не могут. Поэтому в настоящее время администрация города заходит в стадию переговоров с ООО «Пятая водная концессионная компания» для установления иных условий заключения концессионного соглашения.
Вот только скажите, какие такие замечания можно к этому договору написать, чтобы он в корне изменился?
Сам проект концессионного соглашения – 600 страниц мелким шрифтом. Он, по замыслу компании, должен быть заключён на 49 лет. И есть график затрат на реконструкцию и стоимость обработки воды до 2073
года! Так вот, самая последняя цифра в таблице стоимости кубометра воды – 1956 рублей. Притом, что в прошлом году она у нас была меньше 30 рублей. То есть рост предусматривается более чем в 60 раз.
А что в ближайшие годы? Из таблицы возможного концессионера ясно видно, что он, получив в концессию нормально работающие сети, будет непрерывно повышать стоимость обработки воды в среднем на 10–20 процентов в год, а на второй год – сразу на 50 процентов. При этом, по сути, ничего первые 10–15 лет принципиально не меняя. А основные затраты, исходя из таблицы, концессионер планирует уже после 2042 года.
Есть в договоре, который предлагалось срочно подписать, интересный пункт о том, что администрация Комсомольска ни в коем случае не может вмешиваться в финансовые дела концессионера и препятствовать повышению уровня его рентабельности и, соответственно установлению любых цен. То есть, если после заключения договора концессионер вдруг решит установить цену в 1000 рублей за кубометр, то мыться горожане будут в Амуре, а зимой – в проруби. Я, конечно, утрирую, но в каждой шутке… Не зря же концессионер внёс этот пункт в проект. В таком случае мы вообще не завидуем промышленным предприятиям города, которые являются главными потребителями воды.
Самое главное – для владельца сетей в проекте договора нарушен смысл концессии, который предполагает сначала вкладывание концессионером собственных денег, инвестиций, а только потом извлечение прибыли.
Средства на ремонт и реконструкцию городских сетей ООО, согласно договору, получает в виде гранта. От кого грант – не прописано. Вложение собственных средств не предусмотрено!
Надежда, видимо, на грант федеральный, но если с ним не получится, то финансирование под другим соусом обязан выделить городской бюджет. А это ни много ни мало 6 млрд. рублей! Напомню, что весь городской бюджет в совокупности сейчас – 9 миллиардов рублей.
При этом старые чеки на очистных сооружениях и другое «ненужное» концессионеру оборудование, требующее уборки, рекультивации, демонтажа (а это примерно 3 млрд. рублей затрат), потенциальный концессионер принимать на себя не хочет. Требует от города ликвидировать всё в течение года.
Теперь понятно, почему предлагаемый договор вызвал полное недоумение и отторжение у городских властей, у местного «Водоканала» и Общественного совета города.
Конечно, в городском водоснабжении есть сразу нескольких застарелых проблем прежде всего по техническому состоянию трубопроводов, требующих либо полной замены, либо капремонта. Но при этом объективные показатели нашего «Водоканала», например, процент потерь воды в сети – чуть ли не лучшие в России. Да и процент изношенности сетей объективно не самый плохой. Примерно средний. То есть ситуация явно не требует заключения срочного концессионного соглашения на неприемлемых для города условиях.
С другой стороны, без серьёзных внешних вливаний на капремонт и модернизацию сетей ни МУП, ни город развиваться не могут. Поэтому в настоящее время администрация города заходит в стадию переговоров с ООО «Пятая водная концессионная компания» для установления иных условий заключения концессионного соглашения.
Вот только скажите, какие такие замечания можно к этому договору написать, чтобы он в корне изменился?