поиск
15 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Стальная магистраль Геннадия Павлишина

04.07.24
489
Стальная магистраль Геннадия Павлишина
Людмила БОЛДЫРЕВА, главный редактор газеты «Тихоокеанская звезда»:

– Народный художник Российской Федерации, неоднократный победитель международных и российских конкурсов, монументалист, ученый-этнограф, путешественник, почётный гражданин Хабаровского края Геннадий Дмитриевич Павлишин прежде всего – неутомимый труженик. Вот и сейчас он завершает работу над очередной книгой, большая часть которой о БАМе.

 У Павлишина своенравный особенный характер и пытливый исследовательский ум, закалённый таёжными тропами, бесчисленными экспедициями по дальневосточной земле и сотнями встреч в поисках идей, деталей, крупинок натуры для своих работ. Как убежденный и врождённый дальневосточник Геннадий Дмитриевич просто не мог оказаться вне Байкало-Амурской магистрали. Стройка века стала частью и его жизни, одним из смыслов и ключей миропонимания.

 Его иллюстрации есть в сборниках других авторов, в том числе и о БАМе. В новую книгу художника работы мастера вошли на основе его воспоминаний, его убежденной уверенности в том, что БАМ – не просто стройка и не только дорога.

 – Для меня все началось, когда в ЦК КПСС вызвали, в Москву – в Кремль, поручили мне и академику Рыбакову сделать русские сказки, – вспоминает Павлишин. – А в это время стартовал БАМ. И я подумал: в Москве и Ленинграде много художников, которые могут оформить русские сказки. А вот БАМ точнее меня никто для истории не напишет.

 В этом весь Геннадий Дмитриевич. Вот так 10 лет он работал на магистрали, не получая ни копейки. Все командировки за свой счёт. Приходилось даже прятаться порою от официальных властей. Потому что документы проверяли: откуда ты, кто такой, почему здесь? А у художника Павлишина мандата для работы на БАМе не было.

 Зато когда в ЦК КПСС решили сделать первую книгу о БАМе, то никак не могли найти подходящие фотографии. И выбрали… рисунки Геннадия Павлишина.

 Почему? Ему удалось найти и сотворить в своих работах смысл стройки века, передать ее дух и захватывающий характер.

 - 50 лет как БАМ построили, но строительству железной дороги с запада страны на восток гораздо больше лет, если считать с Транссиба. Царь Николай II во Владивостоке ещё тачку возил, символизируя великий проект. И сейчас БАМ строится, и это строительство будет продолжаться.

 Во всём, что им написано, Геннадий Дмитриевич абсолютно уверен в каждой исторической детали.

 20 художников могут сесть вокруг дерева и нарисовать 20 замечательных разных картин, уверен он. Но ему это неинтересно. А вот искать, копать и по маленьким деталям создавать полноценный исторические реконструкции – это его павлишинский почерк.

 Передача исторической правды художественным языком, во многих случаях за счет мельчайших деталей, где ни одного лишнего штриха – смысл творчества Павлишина. Поэтому нашего художника так ценят знатоки искусства, узнают и любят за рубежом. Недаром он награжден Орденом Дружбы народов, а по БАМовской тематике – медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

 Кроме воспоминаний Геннадия Дмитриевича, в его новую книгу вошли десятки картин художника. И это лишь часть работ мастера, которую, надеемся, удастся скоро увидеть широкому кругу читателей.