Кому он нужен, этот статус?

09.11.18 0:00 | Постфактум

- Редкий день не приносит очередных вестей с полей сражений за «столичный» статус между Хабаровском и Владивостоком. Кому-то из моих земляков даже сама постановка вопроса кажется чуть ли не оскорбительной, а последствия - чуть ли не фатальными: мол, и для инвесторов мы потеряем привлекательность, и для возможных переселенцев… Но я, например, не вижу в факте переноса, даже если он случится, ничего судьбоносного: те средства, которые идут в Хабаровск якобы благодаря его «столичности», предназначены в основном на содержание чиновничьего аппарата и обслуживание его нужд, а не на развитие города и края.
Перенос «столицы» - бредовая идея уже потому, что понятия «столица Дальнего Востока» вообще не существует, и переносить-то по существу нечего! Мало ли что взбредёт в голову в «предвыборном угаре» приморскому кандидату в губернаторы. Я руководствуюсь не только эмоциями. Есть действующий Указ Президента № 849 от 13 мая 2000 года, которым определено понятие «Центр федерального округа».
Во-первых, это город, а не субъект федерации. Во-вторых, - «центр», а не южные или иные окраины округа. В этом центре федерального округа, в определенном президентским Указом городе, базируется сотрудник администрации президента в должности полномочного представителя президента, который контролирует власть в регионе. О чем тут спорить: где администрации президента своего чиновникам разместить?
Присутствие на той или иной территории чиновника администрации президента вовсе не показатель ее «столичности», в мировой практике столицы вообще нередко находятся отнюдь не в главных центрах социально-экономического развития. Бразилия, скажем, перенесла свою столицу из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа, который построили с нуля, Казахстан из Алма-Аты - в Астану, столица американского штата Калифорния - не в Лос-Анджелесе и не в Сан Франциско, а в маленьком Сакраменто, столица штата Вашингтон - не в Сиетле, а малюсенькой Олимпии, представляющей из себя несколько офисных зданий госорганов - и все. И таких примеров множество.
Дальше - больше. Чтобы уж наверняка «застолбить» место столицы ДФО, давайте добиваться для Хабаровска еще и статуса города федерального значения. И вот уже с высоких трибун приводятся аргументы в пользу такого решения: дескать, Петербург - это выход к Балтике, Севастополь - к Черному и другим южным морям, так что логично и создание такого «статусного» форпоста на Дальнем Востоке, обеспечивающего выход к Тихоокеанскому побережью, к нашим дальневосточным морям и странам АТР.
Честно говоря, я впервые слышу, чтобы статус субъекта федерации присваивался с учётом наличия выходов к морям. Всегда считала, что статус субъекта федерации даётся территории в том случае, когда она одновременно может осуществлять за счёт собственных доходов полномочия местного самоуправления и государственные - «субъектовые».
Именно по причине нехватки собственных доходов на выполнение этих двух видов полномочий и, соответственно, содержание двух администраций некоторые субъекты федерации в 2000-х годах были упразднены и объединены с другими субъектам федерации - как, например, Корякский АО, который влился в Камчатский край в качестве муниципального образования.
Нынче же предлагается обратный процесс. С финансовой точки зрения идея создания ещё одного субъекта федерации на территории Хабаровского края не выдерживает критики. Ведь это потребует создания параллельной к существующей краевой ещё одной хабаровской - как субъекта федерации - администрации, но теперь уже обслуживающей только город, которую придется содержать на налоги, собираемые только в городе. Неужели у нас проблемы с занятостью госчиновников?
А тем временем 4 ноября президент Владимир Путин подписал Указ «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849». В соответствии с этим документом Республика Бурятия и Забайкальский край, входившие в состав Сибирского федерального округа, включены в состав Дальневосточного федерального округа. При этом так волнующая многих строка «Центр федерального округа - г. Хабаровск» никаких изменений не претерпела. Кто-то надеется на специальный новый указ?

Автор: Нина Поличка




Автор блога
Директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, эксперт Общественной палаты России:  Нина Поличка

Директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, эксперт Общественной палаты России: 


29.11.2019 10:00
Нацпроекты для людей - но без них?
- Сегодня приоритетом в социально-экономическом развитии страны стали национальные проекты. Но их реализация вряд ли возможна, если в эти процессы не будут включаться институты гражданского общества.

18.03.2016 11:07
Если у нас нет сиделок…
- Осенью наш Дальневосточный научный центр местного самоуправления в рамках проекта, поддержанного грантом правительства Хабаровского края, организовал «Школу сиделок». В ней прошли обучение 96 человек, занятия вели медики, признанные специалисты в этой области. Но грант закончился, и неизвестно, удастся ли получить новый. А люди всё звонят, просят порекомендовать сиделку…


21.02.2020 00:00
Директор Хабаровского дома-интерната для престарелых и инвалидов № 2 Николай Богданов: Про ДВ-гектар и продовольственную безопасность
- Пресловутый коронавирус ударил нас откуда не ждали: в дальневосточных городах из-за карантинных мероприятий и закрытых границ возник резкий дефицит овощей и фруктов.

13.02.2020 16:55
Представитель инициативной группы дольщиков «Амурские зори» Акрамат Бекботов: Нас «кинули» по закону?
В народе принято считать, что в нарушении обязательств перед дольщиками виноват всегда застройщик. Да. Безусловная вина застройщика в каждом долгострое есть. Но. Только ли он?

Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика