Школа или музей - плохой выбор
поиск
18 июня 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Школа или музей - плохой выбор

22.05.25
359
Станислав Сливко, кандидат исторических наук, доцент пединститута ТОГУ, член президиума Хабаровского краевого совета ВООПИиК:

 – Моя родная школа № 35. Её предшественник – второе городское четырехклассное училище им. генерал-губернатора Унтербергера, которое разместилось в здании по улице Шевченко, 10 в 1915 году. В нём учился исследователь Арктики Георгий Алексеевич Ушаков, начавший свой путь в науке учеником Арсеньева. В 1928 году в здании появилась 3-я школа второй ступени им. Октябрьской революции, которая с 1936 года получила № 35, а в дальнейшем имя Ленина.

 В 1980-х годах французский историк Пьер Нора сформулировал понятие «место памяти», к которым отнёс локации, где соединяется материальная и духовная память людей. Места памяти обеспечивают преемственность в развитии общества, имеют символическое значение и являются важным фактором эволюции социума.

 При этом их существование неразрывно связано с теми людьми, коллективами и учреждениями, которые «осваивали» пространство памятного места: «Память – это жизнь, носителями которой всегда выступают живые социальные группы».

 Для Хабаровска, чья история не так продолжительна, как у Москвы, Лондона или Парижа, сохранение мест памяти в единстве истории и современности – это важнейший фактор развития, возможность сохранить исторический облик и
своеобразие города.

 Более сотни лет в стенах здания по улице Шевченко, 10 развивалось учебное заведение – явление, уникальное для Хабаровска. Когда я учился в школе, это ощущалось везде и во всём: в школьном музее, в мемориальной доске павшим на фронтах Великой Отечественной войны выпускникам школы, во встречах с учащимися прежних лет, которые рассказывали детям о школе в другую её эпоху…

 Наверное, неспроста школа № 35 богата выпускниками, которые избрали своей профессией историю. Наталья Бендик, Наталья Билим, Татьяна Орнацкая – все мы, кандидаты и доктора исторических наук, в разные годы учились в 35-й школе. Однако сейчас не можем прийти в родное здание нашей школы, где спрессована вековая память – с 2019 года оно закрыто на ремонт.

 Сама же 35-я школа расположилась в здании школы № 55, которую объединили с гимназией № 3. Как уверяли – временно. Но уже несколько лет в СМИ появляется информация о намерениях и проектах разместить в отремонтированном здании школы нечто другое: сначала филиал ВГИК, а теперь коллеги из Гродековского музея предложили губернатору Д. В. Демешину превратить здание в современное музейное пространство «Своя история».

 Вряд ли кто-то будет возражать против появления нового музейного пространства – более того, это стоит только приветствовать! Но не за счёт окончательного выселения школы из того места, где её история развивалась более сотни лет. Ведь именно для 35-й школы история, создававшаяся в стенах здания на Шевченко, 10, и есть по-настоящему своя собственная.

 Историческое здание с мемориальными досками, уникальный школьный музей, сохраняющий преемственность коллектив учителей и учащихся, – это живая история, неповторимая и своеобразная. По-настоящему родная, вошедшая в повседневность, в плоть и кровь, без разрывов и утрат.

Сохранить её – задача великой важности.

 И в этом Гродековский музей может школе помочь после её возвращения на историческое место – уверен, коллектив профессионалов найдёт и формы, и способы для этого. К этому же с удовольствием подключатся преподаватели и студенты Высшей школы педагогики и истории Пединститута ТОГУ – наследники исторического факультета ХГПИ.

 Помимо соображений сохранения исторической памяти, у возвращения школы № 35 в своё историческое здание есть и другая, более прикладная сторона – это явный недостаток школ в той части Центрального района, где всегда располагалась школа № 35.

 В центре Хабаровска появляются новые здания, население растёт, а школ больше не становится. И будет прекрасно, если дети смогут учиться, осознавая свою преемственность и неразрывную связь с историей родного города.