Почему дорожает проезд и «борщевой набор»?
поиск
17 июля 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Почему дорожает проезд и «борщевой набор»?

20.06.25
323
Светлана Тремасова, председатель МОО «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей», председатель Правления Ассоциации «Союз транспортников Хабаровского края», обозреватель газеты «Тихоокеанская звезда»:

 – Недавно Хабаровское УФАС России возбудило дело в отношении девяти крупнейших перевозчиков. В ведомстве усмотрели в их действиях картельный сговор – нарушения антимонопольного законодательства при установлении цен на проезд по автобусным маршрутам в городе Хабаровске.
Казалось бы, повод для такой реакции предприниматели контрольным органам в лице УФАС дали. Пассажиры ропщут: цена билета в некоторых автобусах выросла до 60 рублей. При этом стоимость проезда росла регулярно, дважды в год, несмотря на постоянные жалобы. Может, и правда, как считают некоторые, – пора государству обратить внимание на сферу пассажирских автоперевозок и как-то остановить этот ценовой беспредел?

 Государство в лице правительства региона регулирует стоимость проезда на части пригородных маршрутов в крае. Тариф устанавливается Комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. Но при этом выпадающие доходы перевозчику компенсируются – они субсидируются из краевого бюджета.

 Пассажир платит в таком автобусе меньше. Но он не знает, что на самом деле регулируемый тариф вовсе не ниже того, что установлен перевозчиками, работающими по тарифам нерегулируемым. Как не знает и того, что деньги, направленные на субсидирование перевозок, не пошли, например, на здравоохранение, образование и другие бюджетные сферы.

 Понятно, что бюджет не «резиновый», и субсидировать все перевозки просто невозможно. Правда, в 2021 году такой эксперимент провела Тверская область – там подвели под регулируемые тарифы все маршруты Твери и в некоторых районах области. В первый год это обошлось правительству Тверской области в 3,5 млрд. рублей, в 2022 году объём субсидий составил уже 4,2 млрд. и продолжил расти.

 Контракты на условиях субсидирования заключены на семь лет, областное правительство уже несёт большие убытки… Были подобные эксперименты и в других территориях – и ни одного удачного. И вышло, что, облегчив вроде бы участь пассажиров общественного транспорта, осложнили им же жизнь в ряде других социально значимых сфер. Да если ещё учесть, что налоговая дисциплина у некоторых сограждан, получающих зарплату по «серым» схемам, сильно хромает, то понятно, что расти бюджету сложно.

 Однако всё это не значит, что государственное регулирование не нужно вообще – оно может быть весьма эффективно в отношении тарифов монополий. Надо регулировать цены на энергоносители, на нефть и нефтепродукты внутри страны – это то, от чего зависит конечный продукт, каковым является и билет пассажира в автобусе.

 Его цена, кстати, сложилась как раз в основном из затрат перевозчика на заправку автобуса. Мы же видим, как растёт цена дизельного топлива на автозаправках! Да, ездить на газе дешевле, но обслуживание автобусов, работающих на газомоторном топливе, по ряду причин гораздо дороже, в том числе – из-за необходимых мер для обеспечения безопасности оборудования.

 Идея госрегулирования везде и всего многим кажется очень привлекательной. Вот буквально на днях Минпромторг России подготовил предложения о введении фиксированного диапазона цен на овощи из «борщевого набора». Суть инициативы – заключение долгосрочных контрактов между поставщиками и ритейлерами, в которых будут прописывать минимальные и максимально допустимые цены на овощи.

 Всё это кажется чистым популизмом. Авторы предложения, похоже, не задумались над тем, каков должен быть механизм компенсации выпадающих доходов торговым организациям, которые оплачивают те же электроэнергию и топливо для своего транспорта.

 Так что сначала надо озаботиться госрегулированием монополий с их запредельными ценами. Дорогой «борщевой набор», как и дорогой автобусный билет, – это только следствие.