Будут деньги – будут брутто-контракты
Светлана Тремасова, председатель Межрегиональной общественной организации «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей»:
- О необходимости оптимизации работы общественного транспорта сегодня не говорит только ленивый: в решении проблем в этой сфере, начиная снарушения расписания и заканчивая высокими тарифами, заинтересованы и перевозчики, и пассажиры.
Транспортная реформа входит в мастер-план Хабаровска, и осуществить её должны до 2030 года.Однако федеральное законодательство изменилось: 1 января 2027 года право организации перевозок по муниципальным маршрутам переходит на региональный уровень. В нашем случае – в правительство Хабаровского края.
В целях осуществления этого перехода краевое правительство готовит обследование пассажиропотока и по муниципальным, и по межмуниципальным пригородным маршрутам. После этого, очевидно, и будет приниматься решение о том, куда и как двигаться дальше и какую реформу проводить дальше в рамках осуществления правительством Хабаровского края своих функций по организации перевозок по муниципальным маршрутам.
Из муниципалитета эта сфера уйдёт, если только регион не делегирует ему эти полномочия. Пока законом Хабаровского края это не определено.
Если мы говорим, что транспортная реформа назрела, то должны, прежде всего, понять: какого результата от неё ждём. Уже несколько лет идут разговоры о необходимости перехода на брутто-контракты.
Эта система предполагает, что выручка уходит организатору перевозок , и тот из бюджета будет платить предпринимателям за определённый объём работ.. В стоимость брутто-контракта входит и стоимость транспорта и его обслуживания, и ГСМ, и заработная плата водителей, и налоги, которые тоже растут…
Транспортные предприятия бы вообще перестал волновать вопрос о размере выручки.Главными требованиями для них станут строгое соблюдение расписания и высокое качество обслуживания пассажиров.
Всё, казалось бы, замечательно, и все наши перевозчики с радостью давно бы перешли на эту систему, если бы это было возможно в условиях дефицита бюджета.
Несколько лет все пытались в этом вопросе равняться на Тверь, но при этом плохо изучили её отрицательный опыт и предпочли набить собственные «шишки», как это произошло в Перми и Новокузнецке. А стоило бы!
Там областное правительство забрало полномочия по пассажирским перевозкам у муниципалитета и ещё у пары районов. При этом из 770 транспортных средств, которые существовали до реформы, оставили 450, на которые пассажиропоток и перераспределился. Вроде бы прибыльность должны была возрасти? Не тут-то было.
В первый год реформы бюджет потратил на общественный транспорт (то есть, на те самые брутто-контракты) 3,5 млрд. рублей, а убыток составил 1, 2 миллиардов. При этом оплату проезда хорошо контролировали.
Во второй год цена брутто-контактов (а они заключались на семь лет) была из-за роста цен и тарифов уже 4,2 млрд.рублей, а убытки составили 2 миллиарда. Это официальные цифры, они были озвучены на Транспортном форуме в Новосибирске, где мне довелось быть. Полагаю, что и дальше ситуация не стала лучше. Скорее всего, таких денег, чтобы ещё и убытки «переваривать», в регионе не было. Уверена, что они не появятся и у нас в Хабаровске.
На прошлой неделе во время депутатского часа в Хабаровской городской думе начальник управления транспорта доложил: чтобы в Хабаровске перейти на брутто-контакты, нужно 2 млрд. 200 миллионов рублей. Появятся ли они в бюджете?
Чтобы поднять отрасль пассажирского транспорта, которая всегда, даже в советское время, была планово убыточной, нужны либо бюджетные деньги, либо средства пассажиров. Других вариантов нет. Бесплатно никто автобус купит, не заправит, не отремонтирует, не поведёт в современных тяжелейших дорожных условиях.
Так что брутто-контакты – это история, во-первых, про деньги из бюджета. Во-вторых – про эффективное их использование. И, в-третьих, судя по опыту Твери, Перми и Новокузнецка, - ещё и про сокращение количества транспорта. Мне думается, эти вещи многие недооценивают…
Если удастся привлечь необходимые для реформы миллиарды – она состоится. Помечтаем?