Проще всего крайних искать в Москве

20.01.12 3:49 | Постфактум

- Сейчас можно слышать, что все зависит от властей и ничего без чьего-то решения сверху мы сделать не можем. Реформы образования не дают ожидаемых положительных результатов. Так ли это?

Начну с того, что я законопослушный гражданин. По своей профессии я учитель истории и обществоведения, преподавала право, внимательно слежу за нормативными документами, законы выполняю. Правда, не все новации, которые вводятся сейчас, на мой взгляд, правильные, актуальные и способствуют развитию образования. И бывают ситуации, когда школам приходится бороться за свое выживание, статус, имидж.

Но самое важное, какие бы ни были у нас, взрослых, заботы - дети страдать от реформ не должны. Они должны получать качественное образование. И мы его должны обеспечить. И без высококвалифицированных педагогов это невозможно. Поэтому я понимаю, что как руководитель должна стимулировать их, чтобы они получали удовлетворение, гордились своей работой в лицее. Как это сделать? Еще на заре становления лицея, а ему в этом году исполняется двадцать лет, мы решили, что выход - создание сети дополнительного образования в самом лицее. Это даст возможность педагогам выйти с учениками за рамки школьной программы, творчески реализоваться, заработать. К тому же поддерживаются все их инициативы. При этом нас можно назвать «школа в школе», ведь к нам приходят на занятия и ученики других учреждений города Хабаровска. Лицей стал в этом году краевой стажировочной площадкой, к нам приезжают теперь и педагоги со всего края. За хорошую работу, за дополнительные обязанности учителя получают поощрения.

Идея подушевого финансирования, которое сейчас в школах, замечательная: деньги идут за самим учеником, сколько учеников - столько и средств. Но выполняется не в полном объеме, оплачивают лишь какой-то процент от стоимости учебного места. Причем в разных регионах его стоимость разная. В нашем крае - чуть больше 20 тысяч. А в Москве, например, 40 тысяч, 60 тысяч и больше. Поэтому, конечно, столичные школы оснащены лучше. Как быть в такой ситуации? Выход один - обращаться за помощью к родителям.

Я постоянно подчеркиваю, что у нас уникальные родители, которые любят своих детей и по-разному нам помогают: кто-то ходит с детьми в походы, кто-то следит за организацией качества питания в столовой. Но тем не менее, они помогают и материально. В лицее мощный попечительский совет, и родители решают, что нужно детям, а что нет. Годовой бюджет лицея составляет более 30 миллионов. Одну четвертую этих средств, которые идут на развитие материальной базы, мы зарабатываем сами. Конечно, учитывая и помощь родителей. Но серьезная возможность заработать деньги школам – это гранты. Например, от одной крупной компании в качестве поощрения мы получили 30 ноутбуков. За хорошую работу отмечают и в крае. Например, этой осенью получили премию губернатора Вячеслава Шпорта за значительный вклад в развитие образовательных технологий, высокие результаты в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, профессионализм и творческую инициативу. На эти деньги мы получим новое интерактивное оборудование для кабинетов лицея в течение 2012 года.

А два наших учителя получили также из рук губернатора грант на обучение на курсах повышения квалификации в любом вузе России за то, что их выпускники получили сто баллов на едином государственном экзамене. И в этом тоже проявляется наша самостоятельность.

Конечно, деньги школам выделяются. Но их хватает не на все наши образовательные инициативы. Да и мебель, увы, изнашивается куда быстрее, чем того предписывают нормы.

Чем взволнованы педагоги? Конечно, хочется, чтобы все реформы образования были осмысленными. Чтобы на месте федерального министра был человек, который переживает за систему и проводит реформы, направленные на развитие образования. Но если уж на федеральном уровне вводится подушевое финансирование для всех – значит, полностью обеспечивайте его на все сто процентов. Если в стране вводятся стандарты второго поколения, то они должны идти не на сокращение предметов и выделение основных направлений, а на развитие комплексного качественного, образования.
Да, вектор развития образования задают федеральные власти. Но позиция властей в крае мне нравится. Ко всем инициативам у нас подходят осмысленно. И наш министр образования и науки, и начальник управления образования Хабаровска всегда готовы идти навстречу инициативам. В отличие от других регионов, наша система открыта. И у нас не закрывают глаза на проблемы. А вообще, когда в образовании возникают явные перегибы, люди об этом не молчат. Ведь общественность возмущалась по поводу проекта новых стандартов. Время показывает: люди терпеть не будут. Причем они не просто критикуют, а предлагают свои варианты и решения.

Нужно действовать, а не ждать, что кто-то решит проблемы за тебя. Многие говорят, что у всех разные возможности. Но ведь и о школах на окраинах Хабаровска, где учатся обычные дети «по прописке», знают в России. Например, о кадетской школе. А в школе № 12 и математическом лицее тоже учатся обычные ребята из соседних домов. Отбора никакого нет. И ведь добиваются здесь успехов! Возможности можно найти всегда. И надеяться нужно, прежде всего, на себя и родителей. Только вот с людьми надо работать и тратить свое личное время. И, конечно, находить свою «нишу». Да, это нужно будет согласовывать с органами образования и возможно не сразу это принесет результат. Но ведь власти сами заинтересованы, чтобы школы повышали качество.

И главное правило в образовании: нужно учитывать интересы детей. И если им будет интересно учиться вязанию в ЛИТе, то откроем такой кружок. Внесем в лицензию. Да, закрепить такие изменения - тоже труд и время, но если это потребуется, сделаем. А действовать в интересах детей никто не запретит, будь у власти Фурсенко или кто-то другой: ведь это и есть самое главное в образовании.

Автор: Виктория Полозова




Автор блога
Директор Хабаровского лицея инновационных технологий. Виктория Полозова

Директор Хабаровского лицея инновационных технологий.


05.02.2016 19:58
ЕГЭ - казнить нельзя помиловать?
- В этом году наш лицей уже третий год подряд попал в ТОП‑500 лучших школ России. Кроме того, мы - в списке 100 лучших российских школ по математическому и физическому образованию. Рейтинг ТОП‑500 составляется на основании результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а в этом году  учитывались еще и результаты экзаменов Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе.

24.01.2014 03:10
Вспоминайте иногда вашего студента
- Я - школьный учитель, и, конечно, для меня естественнее, да и проще говорить о современных школьниках. Но ведь все наши сегодняшние ученики завтра станут студентами, для «ЛИТа» это - традиция.
Есть в лицее и другая традиция. Когда наступают студенческие каникулы, многие наши выпускники приезжают домой из разных вузов - и не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья.


02.04.2020 09:25
Главный врач консультативно-диагностического центра «Вивея», депутат Хабаровской городской думы: Наталья Болоняева: Комментарий специалиста
- Ситуация с распространением коронавируса в России серьезная. Заболевших уже тысячи.

27.03.2020 10:19
Комментатор газеты «Тихоокеанская звезда» Юлия Волкова: Распоряжение есть, а порядка действий…
Как рассказали в мэрии, влажная уборка в условиях пандемии предполагает не просто смахнуть мокрым веником пыль и убрать мусор.

Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика