Зачем мошенникам… ЕГЭ
20.03.25
259
Юлия Маркина, член общественного совета минобрнауки Хабаровского края, доцент ТОГУ, кандидат социологических наук:
– Буквально на днях позвонили на телефон моей дочери-одиннадцатиклассницы. Я была рядом и услышала начало разговора. Человек назвал ФИО девочки, класс, школу и задал вопрос: почему она не прошла тестирование на сайте министерства, ведь впереди у неё ЕГЭ, получение аттестата?
Трубку мы положили. Очевидно было, что это мошенник. И я, как преподаватель высшей школы, эту «песню» знаю.
Но можно представить, как легко ввести в заблуждение ребёнка, у которого и так мандраж, ведь осталось чуть больше двух месяцев до выпускных экзаменов! Школьники – послушные, над ними постоянно довлеют требования и сроки, ведь на тот же ЕГЭ – вовремя не подал заявление, всё, в этом году не сдаёшь…
И среди учащихся Хабаровска, как я выяснила, такие звонки не редкость. Первыми под удар попадают выпускники 9 и 11 классов. Но звонят уже и семиклассникам. Непонятно, что нужно мошенникам от детей? Данные родителей?
В Хабаровске уже были зафиксированы случаи, когда аферисты, под видом руководства вуза, получали доступ к личным данным, картам студентов и обналичивали средства, проводили и другие противозаконные манипуляции. Угрожая молодым людям, намекали: вот расскажете – попадёте под уголовные статьи как пособники террористических организаций.
Формы и методы работы с населением мошенников поражают. И к технологиям манипулирования, психологическим приёмам сейчас добавляются факты, которые усиливают восприятие информации. Факты, касающиеся персональных данных человека, которому звонят. Вплоть до имён одноклассников, мол, Петя уже сделал, а ты нет.
Звонят, представляются сотрудниками министерства образования России и очень уверенным тоном, называя ФИО студента, направление его подготовки, даже группу, заявляют, что студент не прошёл тестирование. Мол, вам присылали логин и пароль, это нужно для получения диплома, допуска к экзаменам, уже, дескать, некуда тянуть – сроки.
И многие ребята даже не сомневаются: называются факты, которые, казалось бы, мошенники знать не могут! И под давлением юноши и девушки начинают переходить по ссылкам, якобы осуществлять вход через Госуслуги. И дальше уже работают разные мошеннические сценарии…
Вузы активно работают в информационной повестке: студентам через соцсети, лично объясняют о мошеннических схемах, мы постоянно обсуждаем новые схемы и вопиющие случаи с коллегами.
Ситуация настолько возмутительная, что берём под крыло даже наших бывших сотрудников: им звонят и пишут якобы от руководства работы… И здесь точек влияния ещё больше: пенсия, пособия, льготы – всё это надо подтвердить, переоформить и так далее.
Возникает вопрос: откуда столько сведений, которые касаются не только ФИО, но и вуза, группы, школы и класса, оказывается у мошенников?
Очевидно, что за тотальной цифровизацией идёт и тотальный «слив» данных. Ведь на электронные площадки переехало всё: дневники, мессенджеры общения и объявлений, платформы для обучения, даже библиотеки… На этих площадках много данных о детях!
Я вхожу в сто экспертов России, которые проверяют работы финалистов конкурса пиар-специалистов «Серебряный лучник» и вижу проекты от банков. Многие внедрили сервисы искусственного интеллекта, которые противостоят аферистам, – банки обязали обеспечить безопасность своим клиентам. Там прописаны сценарии, когда бот ограждает реальных людей от потенциальных преступников. И этот опыт хорошо бы внедрить в систему образования.
Что делать? Цифровым образовательным платформам ограждать своих пользователей от атак. Конечно, это должно быть принято на государственном уровне.
И, конечно, нам, взрослым, нужно неустанно доносить до детей информацию. На уровне школ проводить большую разъяснительную работу. Вот только государство должно продумать вместе с правоохранителями алгоритмы. А то получается, что мы читаем о вопиющих случаях, когда они уже свершились…
Тактические задачи – это разъяснительная работа, инструкции, как поступать. А вот стратегически нужно перестать бездумно внедрять новинки цифровизации, не озадачившись вопросом, насколько просчитаны все риски и как они будут устраняться.
– Буквально на днях позвонили на телефон моей дочери-одиннадцатиклассницы. Я была рядом и услышала начало разговора. Человек назвал ФИО девочки, класс, школу и задал вопрос: почему она не прошла тестирование на сайте министерства, ведь впереди у неё ЕГЭ, получение аттестата?
Трубку мы положили. Очевидно было, что это мошенник. И я, как преподаватель высшей школы, эту «песню» знаю.
Но можно представить, как легко ввести в заблуждение ребёнка, у которого и так мандраж, ведь осталось чуть больше двух месяцев до выпускных экзаменов! Школьники – послушные, над ними постоянно довлеют требования и сроки, ведь на тот же ЕГЭ – вовремя не подал заявление, всё, в этом году не сдаёшь…
И среди учащихся Хабаровска, как я выяснила, такие звонки не редкость. Первыми под удар попадают выпускники 9 и 11 классов. Но звонят уже и семиклассникам. Непонятно, что нужно мошенникам от детей? Данные родителей?
В Хабаровске уже были зафиксированы случаи, когда аферисты, под видом руководства вуза, получали доступ к личным данным, картам студентов и обналичивали средства, проводили и другие противозаконные манипуляции. Угрожая молодым людям, намекали: вот расскажете – попадёте под уголовные статьи как пособники террористических организаций.
Формы и методы работы с населением мошенников поражают. И к технологиям манипулирования, психологическим приёмам сейчас добавляются факты, которые усиливают восприятие информации. Факты, касающиеся персональных данных человека, которому звонят. Вплоть до имён одноклассников, мол, Петя уже сделал, а ты нет.
Звонят, представляются сотрудниками министерства образования России и очень уверенным тоном, называя ФИО студента, направление его подготовки, даже группу, заявляют, что студент не прошёл тестирование. Мол, вам присылали логин и пароль, это нужно для получения диплома, допуска к экзаменам, уже, дескать, некуда тянуть – сроки.
И многие ребята даже не сомневаются: называются факты, которые, казалось бы, мошенники знать не могут! И под давлением юноши и девушки начинают переходить по ссылкам, якобы осуществлять вход через Госуслуги. И дальше уже работают разные мошеннические сценарии…
Вузы активно работают в информационной повестке: студентам через соцсети, лично объясняют о мошеннических схемах, мы постоянно обсуждаем новые схемы и вопиющие случаи с коллегами.
Ситуация настолько возмутительная, что берём под крыло даже наших бывших сотрудников: им звонят и пишут якобы от руководства работы… И здесь точек влияния ещё больше: пенсия, пособия, льготы – всё это надо подтвердить, переоформить и так далее.
Возникает вопрос: откуда столько сведений, которые касаются не только ФИО, но и вуза, группы, школы и класса, оказывается у мошенников?
Очевидно, что за тотальной цифровизацией идёт и тотальный «слив» данных. Ведь на электронные площадки переехало всё: дневники, мессенджеры общения и объявлений, платформы для обучения, даже библиотеки… На этих площадках много данных о детях!
Я вхожу в сто экспертов России, которые проверяют работы финалистов конкурса пиар-специалистов «Серебряный лучник» и вижу проекты от банков. Многие внедрили сервисы искусственного интеллекта, которые противостоят аферистам, – банки обязали обеспечить безопасность своим клиентам. Там прописаны сценарии, когда бот ограждает реальных людей от потенциальных преступников. И этот опыт хорошо бы внедрить в систему образования.
Что делать? Цифровым образовательным платформам ограждать своих пользователей от атак. Конечно, это должно быть принято на государственном уровне.
И, конечно, нам, взрослым, нужно неустанно доносить до детей информацию. На уровне школ проводить большую разъяснительную работу. Вот только государство должно продумать вместе с правоохранителями алгоритмы. А то получается, что мы читаем о вопиющих случаях, когда они уже свершились…
Тактические задачи – это разъяснительная работа, инструкции, как поступать. А вот стратегически нужно перестать бездумно внедрять новинки цифровизации, не озадачившись вопросом, насколько просчитаны все риски и как они будут устраняться.