На минном поле инвестиции не растут

31.05.17 10:54 | Пресс-центр
На минном поле инвестиции не растут

29 июня в Хабаровске состоится выездная коллегия Генеральной прокураторы по вопросам создания благоприятного инвестиционного климата в ДФО. Ей будет предшествовать заседание Общественного совета при прокуратуре Хабаровского края. Вопросов для обсуждения немало:  Почему, когда чиновники откровенно тормозят развитие бизнеса, прокуратура предпочитает не вмешиваться? Почему предпринимателей, допустивших нарушения, штрафуют, а руководителям органов власти «делают замечания»?

Есть и другие проблемы, в том числе и системные, связанные с несовершенством российского законодательства. Без их решения никакого благоприятного климата для бизнеса не создать.

«Тихоокеанская звезда» решила предоставить для выражения своего мнения по этой теме свои страницы тем, кто знает проблему изнутри.

И пожурили должностные лица

Первым высказал свою точку зрения Сергей Степанов, известный в крае предприниматель, председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза работодателей Хабаровского края:

- Мы много говорим о том, что нередко принципом работы чиновников с предпринимателями является не поиск возможностей помочь, а стремление найти основание для отказа. Если бизнес работает, руководствуясь правилом «разрешено всё, что не запрещено», то органы госвласти следуют другому: разрешено только то, что предписано нормативным документом.

И если предприниматель априори настроен решить возникающую проблему, то представитель власти работает по принципу «мне никаким нормативным документом не предписано решить вашу проблему». И далее следуют многочисленные отсылки к федеральному центру, к постановлениям правительства РФ, а здесь, в родном регионе, что-либо изменить практически нереально, наши идеи и предложения в лучшем случае будут перенаправлены «наверх», где благополучно хоронятся, например, на подступах к Госдуме.

Всё упирается в сформированное «сверху» правовое поле. Вот если бы у субъектов федерации было больше самостоятельности в вопросах изменения «правил игры» с инвесторами, если бы можно было принимать соответствующие региональные нормативные документы!

Вспомните нашумевшую историю с хабаровским аквапарком. У предложившего его инвестора и до этого были непростые отношения с администрацией Хабаровска: они в течение года-полтора не могли получить разрешение и по другим земельным участкам для строительства. Получали отказы, обжаловали их в суде, получали заключение о неправомерности отказа, обязывающее администрацию принять другое решение, и после этого следовал… новый отказ, уже по другим основаниям.

Мы обращались в прокуратуру: почему надзорный орган никак не вмешивается в ситуацию? Ведь это же издевательство! Но там лишь беспомощно разводили руками: дескать, в наших полномочиях - лишь пожурить должностные лица… Понятно, что в таких условиях бизнесу сложно видеть в прокуратуре действенного помощника.

Помню, пару лет назад по просьбе членов Общественного совета при краевой прокуратуре ее сотрудники проанализировали анализ действия (а точнее - бездействие) должностных лиц при нарушениях прав предпринимателей. Нам доложили о наказанных чиновниках - счет шел чуть ли не на тысячи. Красиво. Но спрашиваю: а как наказали-то? Отвечают не без некоторого смущения: отправили, дескать, руководителям этих чиновников представления о том, чтобы они приняли решения о наказании виновных. И, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев дело заканчивается объявлением скромного замечания!

Или это не так, и кто-то уже будет наказан?

Почему, если бизнес постоянно рискует получить многотысячный штраф - за любую ничтожную провинность - вроде не наклеенного знака «не курить» на кафе, то те, кто создают предпринимателям подобные препоны и рогатки, рискуют, самое большее, безобидным предупреждением. По моему убеждению, все участники этого диалога должны быть поставлены в равные условия. Органам власти всех уровней необходимо прийти к пониманию того, что бизнес - это не «назойливая муха», которой что-то всё время надо, что предприниматели реально меняют жизнь людей и региона к лучшему, приближая ее качество к тому, которое есть в других краях и областях. Да еще и генерируют налоговую базу, которая позволяет власти выполнять свои социальные обязательства.

В «одном окне» бывает мало толку

Поддержка предпринимательства, конечно, активно декларируется. Но когда доходит до решения наших вопросов, мы наталкиваемся на систему разделения властей и их полномочий, а в результате получаем какое-то всеобщее отсутствие ответственности кого-либо за что-либо.

Есть, допустим, у предпринимателя задача: построить здание. Однако при всех разговорах о возможностях «одного окна» на деле всё гораздо сложнее: ты со своей стройкой в том же Хабаровске рискуешь попасть на землю, находящуюся не только в муниципальной, но и в федеральной собственности, и в краевой, и в ведомственной… Ну, и кто, в результате, за что отвечает? В каком «одном окне»?

Сегодня любой чиновник любого уровня может переложить ответственность на «соседа». И пока идет этот нескончаемый «футбол» от одного к другому, предприниматель, взявший кредит, продолжает исполнять свои обязательства перед банками - там срывов сроков и задержки не прощают. Зато чиновникам различных уровней легко сходят с рук всевозможные проволочки, в основе которых, к примеру, может лежать конфликт ведомственных интересов - как в случае с печально знаменитым хабаровским «Счастьем». А инвесторы, которые уже вложились в этот объект (торговые сети и другой бизнес), никем не защищены. Они оказались без вины виноваты в допущенных кем-то нарушениях, их убытков им никто не возмещает. 

Прокуроры тоже «играют в футбол»?

Все мы являемся свидетелями того, что происходит в сфере пассажирских перевозок. Должностные лица проводят сомнительные конкурсы с подтверждёнными нарушениями, перевозчики уже не знают, куда жаловаться, пишут в прокуратуру. Но там начинается всё тот же «футбол», растягивающийся на недели и месяцы: «ваше обращение рассмотрено, но это не наша подведомственность, пишите в другое место». Откуда перевозчику разбираться в тонкостях всей этой подведомственности? На деле - никакого тебе «одного окна»: и в прокуратуру напиши, и в УВД, в УФАС, в правительство, в мэрию… А пока суд да дело, предприниматели теряют годами выстраиваемый бизнес. 

Мы, конечно, задаем вопросы прокуратуре. К примеру, выявлен факт системного нарушения по отношению к предпринимателям. Почему он не может стать не только поводом к привлечению к ответственности конкретных должностных лиц по данному нарушению, но и к пересмотру каких-то нормативных документов, раз именно они делают подобные нарушения возможными? Вопросы-то мы задаем, но в ответ - только разговоры про отсутствие полномочий…

Почему бы той же прокуратуре не стать координатором и не направлять обращения по пресловутой подведомственности? Да, соглашаются там, мысль хорошая - но это не наши полномочия. Видимо, езжай, предприниматель, сам в столицу, пробивайся в самые высокие кабинеты, меняй ситуацию… О каком желании взаимодействовать тут можно говорить!

Я - как и многие мои коллеги - не до конца понимаю, какова же реальная роль прокуратуры в защите прав предпринимателей. А, думается, ведь ей вполне под силу «мониторить» характер обращений предпринимателей, определять наиболее уязвимые моменты, работать с ними систематически - не дожидаясь, когда проблема станет известна на самом высоком уровне, и оттуда на поступит соответствующая команда решить вопрос в режиме ручного управления.
Называть такой инвестиционный климат благоприятным в полной мере не получается. Все, что сегодня происходит в области права по отношению к инвестиционным процессам, настолько несовершенно, что любой предприниматель, ступивший на этот путь, чувствует себя как на минном поле: никогда не знаешь, откуда тебе «прилетит». ТОСЭры у нас существуют уже не первый год, уже хотелось бы видеть здесь очередь из инвесторов. Однако ее не наблюдается. О проблемах и барьерах инвесторы говорили и на площадке Восточного форума. Однако количество разговоров о поддержке предпринимательства, к сожалению, слишком медленно переходит в качество.

Подготовила
Марина СЕМЧЕНКО.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО




24.09.2020 11:12
Привиться надо до 15 октября
План иммунизации населения Хабаровского края от гриппа выполнен на 37%.

24.09.2020 09:40
Первыми вакцину получат учителя и врачи
42 дозы вакцины против коронавирусной инфекции «Sputnik V» получила Хабаровская краевая клиническая больница № 1.

24.09.2020 09:00
Сегодня в Хабаровске без существенных осадков
Ветер восточный, 3-8 м/сек. Температура плюс 18-20 градусов. Атмосферное давление будет падать.

24.09.2020 08:14
Плюс 42 «Точки роста»
Школы Хабаровского края 29 сентября примут участие во Всероссийском марафоне открытий центров цифрового образования «Точка роста».

24.09.2020 08:12
От кросса наций до уличных танцев
На спортивной набережной Хабаровска отметили Международный день студенческого спорта.



07.02.2020 00:00
Не так страшна кадастровая стоимость, как новые налоги?
С 2017 года расчет налога на недвижимость по инвентаризационной стоимости постепенно уходит в прошлое, и сейчас страна окончательно переходит на налогообложение по кадастровой стоимости.

29.01.2020 10:16
Не так страшна кадастровая стоимость, как новые налоги?
«Тихоокеанская звезда» проводит «прямую линию»
Что такое кадастровая стоимость?
Кто ее устанавливает и можно ли ее уменьшить?
Как рассчитываются налоги на недвижимость?
Об этом и не только вы сможете спросить экспертов 3 февраля с 15.00 до 16.00


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика