Корнелюк писал музыку к «Мастеру» больше года
Композитор Игорь Корнелюк написал для недавней экранизации романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова более 60 композиций. Саундтрек к фильму, обсуждавшийся не меньше, чем остальные аспекты сериала, выйдет на отдельном альбоме.
О том, как писалась музыка, композитор рассказал в программе «Утро на Би-би-си».
Би-би-си: Как долго вы работали над музыкой к «Мастеру и Маргарите»?
Игорь Корнелюк: Год, год с небольшим. Работал много, каждый день практически. Я могу сказать, что весь этот год я жил в состоянии марафонца, который бежит длинную дистанцию, но должен бежать как спринтер, потому что объемы большие.
Если я не сидел в студии и не работал над «Мастером», значит я либо спал, либо кушал, либо пел концерт где-то на гастролях где-то в другом городе.
Би-би-си: Что было сложнее всего? Главная трудность при написании музыки?
И.К.: Были, скорее всего, психологические сложности, потому что, согласитесь, писать «Распятие Христа», а потом «Бал у сатаны» - я не буду говорить о том, что это ответственно, а было чисто психологически тяжело.
А так я ежедневно ставил себе задачу и старался ее выполнить.
Би-би-си: Все сыграл компьютер?
И.К.: Нет, не все, но преимущественно. Я сидел у себя, писал все в домашней студии, за исключением отдельных инструментов и хора. Хор - живой, я его тоже писал у себя в квартире.
Би-би-си: Тема Воланда - как вам пришло в голову сделать ее практически в стиле диско?
И.К.: Ну, это не совсем диско. Просто в данном случае мне показалось, что это самый эстрадный фрагмент во всей этой музыке. Мне показалось, что наличие ритма усугубит то настроение, которое есть в этой музыке, и оно может быть не лишним - это во-первых.
Во-вторых, на самом деле, когда я писал эту музыку, я даже не подозревал о том, что это будет тема Воланда. Я писал вставной номер на бал у сатаны. С этого все началось, я не рассчитывал, что эта тема будет расширена и интерпретирована как Воланд, «воландовщина».
Я, кстати, немножко даже горжусь тем, что в картине нет чисто изобразительной, таперской истории в саундтреке. Знаете, когда нужно страха напустить, в детективе, допустим, композитор обычно делает пиццикато струнных «пом-пом-пом-пом», и уже страшно.
Вот таких штук здесь нет. Когда, скажем, Маргарита громит квартиру Латунского, мы просто даем тему Воланда, чтобы было понятно, что за всем этим стоит.
Би-би-си: Вам понравился фильм?
И.К.: Понимаете, какая штука: я на самом деле фильм в чистом виде еще не видел. Так получилось, что на перезаписи я не был. Я его видел на стадии расставления музыки, но со всем остальным звуком я картину не видел.
Сейчас у нас напряженное время - я же совмещаю две профессии. Я же, помимо того, что композитор, еще и артист. И у меня каждый день концерты.
Би-би-си: Будете смотреть в новом 2006 году?
И.К.: Дело в том, что в новом году мне уж точно придется присутствовать на перезаписи картины. Мы будем делать вариант картины 5.1 (в Dolby Surround). Музыку я уже сделал - потратил два месяца на сведение
Би-би-си: Фокстрот, который звучит в сериале, вы написали?
И.К.: Это подлинный фокстрот. В титрах, кстати, это указано. Это тот самый фокстрот, о котором писал Булгаков. Помните, он писал, что иногда грохот посуды на кухне перекрывал грохот тарелок в джазе? Истошный мужской голос завопил «Аллилуйя», в общем, «Боги! Яду, мне яду»...
Я, когда услышал этот фокстрот в подлинной записи, был поражен. Я не знал, чему это приписывать - воображению Булгакова или тому, как в начале ХХ века вообще воспринимался джаз, потому что это безобидный легкий фокстрот.