поиск
9 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Театр времён Сергея Лычёва

01.09.2009
Просмотры
438
Театр времён Сергея Лычёва

70 лет исполнилось актеру Хабаровского краевого театра драмы, народному артисту России Сергею Николаевичу Лычёву. Наш разговор с ним состоялся за несколько дней до этой даты.

- Может, я не прав, но 70 мужских лет - некая черта, за которой - неизвестность и безответный вопрос саму себе: а сколько тебе осталось?
- Я и раньше об этом задумывался, так ведь от судьбы не уйдешь. Не будем переживать эту неизвестность. Если, к примеру, мой роман с театром разладится, что ж, я найду выход: у меня в резерве есть чтецкий репертуар, сольные концерты, можно заниматься чисто просветительской работой - читать хорошую поэзию, возможно, и прозу.
- Вы еще и весьма неплохо поете… Скажите, вы это делаете за деньги, ради заработка?
- За деньги - тоже, если платят. Но моя шефская работа среди воинов, ветеранов, школьников совершенно бесплатна. Кстати, последние слушают мои концерты и комментарии с интересом. Их обучающие программы по литературе, к примеру, мало дают им знаний поэзии, поэтов. Я, читая стихи и исполняя романсы, песни, дополняю их своими рассказами об их творцах. И советую: чем раньше вы, ребята, приобщитесь к высокому искусству, тем больше в жизни поймете.
- А сколько трудитесь в театре драмы?
- 38 лет. Театр, каким бы он ни был, остается для человека востребованным. Профессиональный уровень артистов сегодня достаточно высок, им есть, что сказать людям.
- Но откуда берутся плохие спектакли?
- Отвечу: если есть хороший художественный руководитель - театр будет на уровне, а если режиссер неумеха - плохо театру. Важны еще и толковые администраторы, начиная с директора. Спектакль всегда зависит от того, как его ставит, понимает режиссер, какие задачи ставит актерам, как их объясняет. Если в классике он ищет мысли, созвучные сегодняшнему времени, то надо найти в них истину, глубину, найти, в какой форме они будут зрителя волновать. Театр, особенно драматический, всегда духовный и социальный. Это хорошо доказали своими спектаклями и Любимов, и другие режиссеры. Но театр может и должен ставить высокую комедию, к примеру, испанскую комедию плаща и шпаги, или французские пьесы…
- Да… Но зритель неохотно ходит на такие спектакли. Его больше увлекают разные ваши «Таксисты», «№13», «Папа в паутине»… Словом, репертуар из пьес Клуни почему-то популярнее Чехова.
- Почему они хотят на Клуни? Он считается сегодня лучшим театральным комедиографом. И если его достойно поставить… К сожалению, не всегда это получалось в нашем театре.
- А «Тевье-молочник» почему оказался так востребован зрителем? 70 спектаклей, и все с аншлагом. Объясните сей феномен.
- Ставил его и играл главную роль Тевье народный артист России Эдуард Мосин. Недавно он ушел из жизни. Не знаю, что будет со спектаклем. А в чем такой успех? Во-первых - это прекрасная пьеса Г. Горина по умным и добрым произведениям Шолом-Алейхема. Ведь спектакль затрагивает живые, часто бытовые, понятные всем проблемы простого человека, его заботы, чаяния. Всему этому зритель искренне переживает, сочувствует. Актеры все это хорошо поняли, принеся в свои роли живые краски человечности.
- А что сегодня происходит с вашим театром? На каком он месте в череде провинциальных российских театров? Вверху, в середине или на донышке?
- Не на донышке, это точно. Приезжали московские критики, смотрели наши спектакли, отмечали появившуюся у нас тенденцию собственного поиска. Сейчас к нам приехал новый главный режиссер Гришанин Сергей Николаевич. Успел поставить один спектакль - «Доходное место». Мне кажется, пьеса актуальна сегодня - там проблемы взяточничества, чиновничьего беспредела, казнокрадства, коррупции. Премьеру покажем 9 октября. Я в нем занят.
- Словом, театр - это и трибуна, и парламент, как утверждал Брехт?
- А как же. Он обязан поднимать социальные, духовные, нравственные проблемы, во всяком случае, в лучших своих работах.
- А что такое поэтический театр, к которому вы тяготеете?
- Как жанр он когда-то существовал при филармониях, на радио, и великие актеры, такие, как Журавлев, Яхонтов, Аксенов, Ильинский, прекрасно читали прозу, стихи. Это просветительский театр, который в ярком актерском исполнении несет слово великих наших писателей. У меня, к примеру, есть четыре музыкально-поэтические программы, я читаю и пою под гитару лучшие образцы поэзии, романсы. Очень жаль, что все это сегодня исчезло и на радио, и на телевидении. Я пытался разобраться, почему? Но услышал отговорки. Вот, хочу написать обо всем этом губернатору, попросить его повлиять. Надо эту потерю возрождать, ведь сегодня народ дичает от такого телевидения.
- Кроме театра, чем еще увлекаетесь?
- У меня есть загородный участок - сад, ягодники, грядки. 18 лет мы с женой Ниной Ивановой выращиваем все, что в доме нужно. В этом году клубники собрали почти 5 ведер. Половину съели - говорят, очень полезная ягода…
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.