Схватка с океаном и «медные трубы» Ивана Федотова

27.01.10 0:00 | АРХИВ | 3м. 43 c.
Схватка с океаном и «медные трубы» Ивана Федотова

В эти дни, но ровно пятьдесят лет назад их имена ежедневно не сходили со страниц газет, произносились на радиостанциях всего мира.

…В навигацию 1961 года в одном из рейсов пассажирского теплохода «Ерофей Хабаров», следовавшего из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, оказался пассажир, имя которого было известно тогда не только на Дальнем Востоке, но и во всей стране. Это был Иван Федотов, в то время личность легендарная.
Я тогда работал на этом теплоходе радистом и хорошо помню, как при появлении Ивана на верхней палубе вокруг него сразу же образовалась толпа из пассажиров и членов команды. Федотов, наверное, уже в сотый раз рассказывал о том, что произошло год назад. Между делом упомянул, что занимался боксом. В команде теплохода некоторые тоже баловались боксом, а в грузовом трюме у нас было оборудовано некое подобие спортзала. Федотов тут же изъявил желание испробовать свои боксёрские силы. Спарринг-партнёром согласился стать рулевой Иван Сильченко...
Сегодня о Федотове помнят лишь те, кому за шестьдесят... Поэтому есть смысл напомнить, чем же этот человек прославился.
…В ночь на 17 января 1960 года на острове Итуруп, одном из островов Курильской гряды, во время урагана сорвало с тросов стоящую на рейде самоходную десантную баржу Т-36.
В то время на барже находились четверо солдат срочной службы: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Интернациональный состав: татарин с Волги, два украинца и дальневосточник из амурского села Богородского - русский Ваня Федотов.
Баржу сорвало с крепления. Пока было топливо и работали двигатели, они пытались удержать ее на рейде. Но топливо кончилось, и баржу, превратившуюся в металлическую коробку, понесло в Тихий океан.
Они не были моряками, служили в стройбате, занимались погрузочно-разгрузочными работами. Из них только Ваня прежде имел какое-то отношение к воде - работал до армии матросом на катере рыбоохраны, а перед армией - шкипером дебаркадера.
Беспомощное судёнышко огромные волны, как щепку, понесли в открытый океан. Связи с берегом нет, продуктов на два-три дня, пресной воды - тоже. Скоро на барже начался голод. Ели всё, что можно было употребить, включая солидол и кожаные ремни... Во время дрейфа в сельской больнице Богородского жена Ивана Ира родила сына Сашу.
Когда их через 49 суток, 7 марта в четыре часа дня, полуживых, обнаружили с вертолётов американского авиа­носца «Kearsarge» и доставили на авианосец, каждый из них потерял от 20 до 25 килограммов веса. Не дали им сломаться, погибнуть физическое и психическое здоровье и воспитание в суровом детстве... Все четверо происходили из простых семей. Например, в семье Ивана детей было восемь: пять братьев и три сестры.
Как рассказал мне Владимир Ефимович, один из младших братьев, их отец работал старшиной катера у связистов, мать управлялась с хозяйством. Жили небогато. Держали корову, поросят, кур. Братья с детства приучены к тяжёлому физическому труду: заготавливали летом сено, дрова, рыбачили, управлялись с большим огородом.
…За время дрейфа баржа оказалась в районе Гавайских островов - удалилась от места службы на расстояние больше тысячи морских миль, или почти две тысячи километров. Полуживых их подняли на борт авианосца, поместили в лазарет, лечили, хорошо кормили. В Сан-Франциско, куда прибыл авианосец, их встречали уже как героев. Мэр города вручил каждому золотые ключи от города, их одели, как «лондонских денди», подарили каждому по аккордеону и по сто долларов для знакомства с городом. В США вскоре был поставлен фильм «49 дней».
Дальше были «медные трубы». В Советский Союз они возвращались с триумфом. Правительство наградило каждого орденом Красной Звезды, предложило поступить без экзаменов в Ломоносовское мореходное училище. Трое, кроме Ивана Федотова, в училище поступили. А Иван решил ехать домой, в нижнеамурское село Богородское к семье. Правда, здесь он надолго не задержался. Руководство Благовещенского речного училища уговорило его идти учиться. Создали условия, какие ни одному курсанту и не мыслились. Зачислили на полное государственное обеспечение и дали квартиру. Вот только с самой учёбой не заладилось...
Каждый день к нему приходили гонцы от трудовых коллективов, воинских частей, учебных заведений, просто от граждан с просьбой выступить и рассказать уже тысячу раз рассказанное. Иван прикручивал на костюм орден, брал гитару и шёл - рассказывал, играл, пел. По нашему обычаю гостеприимства каждая встреча заканчивалась традиционно по-русски - рюмкой. Словом, Иван вынужден был взять академический отпуск. Уехал во Владивосток на китобойную флотилию. Вернулся заканчивать училище. Получил диплом судового механика. Снова уехал. Теперь уже на Камчатку. Рыбачить на сейнере. Пристрастие к «зелёному змию» уже закрепилось прочно. На этой почве несколько членов команды, среди них Иван, что-то там с судна продали, все получили сроки...
Вернулся Иван Ефимович в Благовещенск в 1978 году. До самой смерти 6 сентября 1999 года работал на Благовещенском судостроительном заводе слесарем-трубопроводчиком. Его богатырского здоровья едва хватило на 60 лет жизни. Так закончилась легенда.
Пройти через «медные трубы» ему оказалось не под силу. Другие участники вынужденной «экспедиции» это сумели. Правда, об их жизни известно не так много.
Самый младший из братьев Федотовых, Анатолий Ефимович, окончивший Благовещенское речное училище по специальности «морской штурман», всю жизнь проработал преподавателем штурманского дела. Он рассказал, что Крючковский живёт в Киеве, на пенсии, Зиганшин - в Санкт-Петербурге, работает механиком в пароходстве, а Поплавский, к сожалению, недавно умер.
Жена Ивана Ирина живёт сейчас с дочерью в Запорожье, сын Александр - в Благовещенске. Поредела и семья Федотовых в целом. Отец умер в 1978 году, мать - в 1993 году. Умерли и старшие братья Николай и Василий. Брат Владимир всю жизнь проработал в «Хабаровсккрайгазе», сейчас на пенсии...
Но подвиг 49-суточной борьбы с океаном, победа людей над стихией останутся в истории человечества как пример необыкновенной жизненной стойкости простых деревенских парней.
А. КРИКЛИВЫЙ.
Фото из газет 1960 г.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.04.2024 09:17
Строится детсад на «Ореховой сопке»

17.04.2024 09:10
Пять скверов лидируют в голосовании

17.04.2024 08:10
22 апреля - День Земли

17.04.2024 08:03
Почему от мяты холодно во рту

17.04.2024 08:00
Кто из насекомых живёт дольше всех

17.04.2024 07:54
Что такое милое создание?

16.04.2024 21:21
Режим ЧС введен в Верхнебуреинском районе

16.04.2024 14:07
«Старые» документы на землю Росреестр передаcт муниципалитетам

16.04.2024 09:15
В зоне ТЭЦ-2 не будет горячей воды

16.04.2024 09:00
«Семья года»

16.04.2024 08:55
Противопожарный режим – на 14 территориях Хабаровского края

16.04.2024 08:43
Ждём 20 тысяч гостей из Китая



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов