поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Выжить в районном бизнесе не просто

21.02.2011
Просмотры
665
Как живется малому бизнесу в Хабаровском крае, в прошлом году изучали социологи Дальневосточной академии государственной службы по заказу министерства экономического развития Хабаровского края.

С отчетом под официальным названием «Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае» правительство ознакомится в начале марта. А пока руководитель полевого этапа исследования, начальник научного отдела ДВАГС, кандидат социологических наук Юрий Владимирович Березутский рассказал «Деловой среде» о самых интересных моментах проекта.

- В течение года мы с применением социологических методик (экспертный опрос и фокус-группы с руководителями предприятий) изучали малый и средний бизнес в семи районах края: Комсомольском, Амурском, Солнечном, Хабаровском, Вяземском, Бикинском и районе им. Лазо, - говорит Юрий Владимирович. - Причем намеренно не брали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, потому что здесь своя специфика. Мы впервые проводили подобное исследование, и результаты показались нам очень интересными.

Участники опросов и фокус-групп должны были оценить состояние малого и среднего бизнеса в их районе, меры поддержки органов власти, проблемы и препятствия, а также перспективы развития малого предпринимательства.

Один из главных итогов в отчете сформулирован так: «Большинство опрошенных дают пессимистическую оценку состоянию предпринимательства в своих районах (62 процента). Несколько более оптимистичны бизнесмены Хабаровского, Вяземского и Амурского районов, практически половина из них дают позитивную оценку состоянию предпринимательства».

По мнению людей, более или менее благополучна торговля. Однако с нее хорошо начинать, но долгосрочный и крупный бизнес на ней не сделаешь, считают предприниматели.

Значительная часть опрошенных во всех районах отметили, что занимаются своим бизнесом лишь в целях «выживания» и не видят перспектив роста. Эту группу ученые назвали «вынужденные предприниматели». С другой стороны, на рынке остаются самые «закаленные». Как выразилась одна из участниц фокус-группы: «Бизнес могут осилить только сильные люди».

Еще один вывод исследования: в современный малый бизнес практически не идут молодые люди. Предприниматели в возрасте до 30 лет составляют статистически незначимую группу - 5,1 процента в целом по краю, и то они работают лишь в Хабаровском, Вяземском и районе им. Лазо.

Большинство предпринимателей не связывают деятельность чиновников различного уровня с помощью в развитии малого и среднего бизнеса. А, напротив, отмечают их желание «контролировать бизнес», «получать дивиденды» либо вообще не проявлять реального содействия. На такие утверждения, как «государственные чиновники больше заинтересованы в контроле над бизнесом, чем в помощи его процветанию и развитию», «злой инспектор может сделать жизнь владельца предприятия невыносимой», «чиновники мало знают о проблемах предпринимательства», утвердительный ответ дали более 80 процентов предпринимателей.

Наиболее благоприятной экономическую ситуацию для развития своего дела считают предприниматели Хабаровского (61,5 процента) и Вяземского (40 процентов) районов. Наименее позитивно оценивается ситуация в Комсомольском районе и районе им. Лазо. Но наиболее застойной в глазах предпринимателей выглядит экономическая ситуация в Солнечном районе, большинство здесь (77,8 процента) не видят стимулов для развития.

Основными препятствиями, которые мешают развитию малого бизнеса в районах, опрошенные назвали нехватку финансовых ресурсов и недостаточную поддержку государства.

Самым популярным занятием МСБ в районах остается торговля (более 50 процентов). В Вяземском четко просматривается и сельскохозяйственная направленность предпринимательской деятельности (22,7 процента), в Солнечном альтернативу торговле составляют ЖКХ и бытовое обслуживание. В Хабаровском районе значительную часть составляют сельскохозяйственные и промышленные частные малые предприятия (по 15,4 процента).

Подавляющее большинство опрошенных недовольны государственной политикой в сфере налогообложения, считая ее непоследовательной и непредсказуемой. Почти 64 процента считают, что полная выплата налогов может привести к закрытию предприятия. Поэтому 80 процентов респондентов отметили, что для предпринимателя невозможно открыто и честно говорить с налоговыми инспекторами о налогах, затратах и прибылях.

Наиболее распространенной реакцией малого и среднего бизнеса на многочисленные барьеры и препятствия, которые чинят ему власти, является уход в «тень».

Более половины опрошенных считают, что в современных условиях невозможно заниматься честным бизнесом. Барьеры чаще всего приходится преодолевать при оформлении земельно-правовых документов, лицензии, передаче во владение или пользование объектов муниципального имущества.

«К сожалению, результаты исследования выявили очень высокий уровень теневых и криминальных взаимоотношений предпринимателей с представителями различных структур, - говорит Юрий Березутский. - Практически половина опрошенных отметили, что в их районе есть предприниматели, которые уплачивают так называемый «черный налог» (рэкет, поборы, взятки). Лишь около 7 процентов ответов говорят, что таких предпринимателей нет».

Экспертные оценки свидетельствуют, что в России государственная поддержка малого и среднего предпринимательства имеет форму, но не имеет содержания. Не случайно, что и абсолютное большинство предпринимателей районов края (74 процента) уверены, что «государственная поддержка предпринимательства - это только пустые разговоры, а толку мало». В большей степени такие тенденции присущи предпринимателям «северного куста».

Однако в Хабаровском районе, например, лишь 7 процентов не замечают господдержки малого бизнеса. Только чуть больше трети опрошенных пользовались такой поддержкой (в Амурском, Солнечном, Комсомольском, районе им. Лазо) и в несколько большей степени - в Хабаровском и Вяземском районах.

Как показывают результаты, очень много предпринимателей (68 процентов) вообще не пользовались никакими видами поддержки для своего бизнеса. При этом достаточно высок процент тех, кто просто не знает, где эту информацию можно взять (38 процентов). А потребность у предпринимателей в поддержке своего бизнеса со стороны государственных структур очень велика.

На вопрос: «Какой вид поддержки предпринимательства, на ваш взгляд, необходим для развития малого и среднего предпринимательства в вашем районе?» - большинство опрошенных ответили: «Льготные кредиты» и «Уменьшение налогового бремени».

В этом году группа ученых проведет такое же исследование в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Цель обоих - выработать рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в крае.

- Мы надеемся, что результаты нашей научной работы действительно пригодятся на деле, будут востребованы в крае, лягут в основу краевой программы поддержки и развития предпринимательства, а не останутся на бумаге, - говорит Юрий Владимирович. - Сам интерес к проблемам предпринимательства, желание у власти получить реальную картину состояния малого и среднего бизнеса, желание услышать предпринимателей обнадеживает. Недаром говорят: если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.