Банк по клику

25.10.12 15:35 | Деньги | 3м. 22 c.
Банк по клику
Желающих получить мгновенный доступ к своим финансам становится больше

Банковский сектор сегодня всё чаще и всё активней переходит на различные модели дистанционного банковского обслуживания (ДБО)  как в корпоративном,  так и в розничном сегменте услуг.  Наиболее перспективными  решениями в банковском бизнесе на удалённом доступе считаются интернет-банкинг и мобильный банкинг.  

Вклад в высокие технологии

Конкуренция между финансовыми учреждениями идёт не только за платежеспособных клиентов и объёмы кредитования и привлечения ресурсов, но и за новые технологические решения, программное обеспечение расчетов и платежей через Интернет и, конечно, в сфере создания собственных IT-команд, способных чутко улавливать этот тренд на «банк в кармане» для клиента и «безофисный» банк. Лидеры отрасли вынуждены «драться» за каждого клиента, шагая в ногу со временем и внедряя в свою деятельность новые технологии.

По данным рейтингового агентства «Эксперт», с 2011 года число пользователей интернет-банкингом растет на 40-60% в год и к 2015 году порядка 20% всех банковских операций будут проводиться дистанционно. В мировой практике, согласно исследованиям Nielsen и Pew Group, 60% взрослого населения в возрасте от 55 до 65 лет регулярно пользуются Интернетом и предпочитают осуществлять банковские операции онлайн, а не в отделениях. Почти 70% клиентов банков, предпочитающих совершать финансовые операции онлайн, - это люди в возрасте от 30 до 55 лет. В России, по мнению экспертов, также наблюдается стремительное «взросление» интернет-пользователей. Однако отставание от более развитых стран составляет 5-7 и более лет.

И крупные корпорации, и предприниматели,  и простые клиенты хотят потратить минимум времени для совершения своих коммерческих операций и отдают предпочтения тем банкам, которые предоставляют наибольшую свободу в выборе места, способа и вида проводимой операции. Дистанционное обслуживание посредством Интернета  стало безусловным приоритетом современной банковской сферы.

Инновации в Сети

На российской рынке IT-решения для банковского бизнеса имеющиеся предложения в основном сводятся к модификациям сервисов и продуктов, известных уже несколько лет. Причем основные банковские инновации сейчас лежат не в сфере разработки и внедрения новых продуктов, а в области сервиса. Природа самих банковских продуктов не меняется, меняются технологии предоставления услуг.

Сам по себе интернет-банкинг уже перестал быть инновацией, однако инновациями в данной сфере можно считать предложение клиентам планирования бюджета и систем контроля за расходами. Такие системы внедрены или опробируются в ТКС-банке, в Сбербанке, в Связном банке. Еще одной новацией являются условно программируемые платежи через интернет-банк, когда клиент может установить список поставщиков услуг и лимиты, в пределах которых оплата будет производиться автоматически.

Банкоматы и терминалы подключаются к инновационному процессу как часть банковских офисов нового формата. Устройства с расширенным функционалом, подключенные к должным образом настроенным банковским базам данных, позволяют оплатить большое число услуг, а также способны сделать персонифицированное кредитное предложение, основанное на анализе поведения клиента.  Расширенное использование терминалов самообслуживания позволяет банкам разгрузить «классические» отделения. Дальнейшее развитие устройств самообслуживания предполагает внедрение биометрической идентификации клиента.

В России началось и внедрение  бесконтактных платежей - на базе технологий Pay Wave (Visa) и Pay Pass (MasterCard), а также платежи через NFC-чипы, которые позволяют обойтись без банковской карты. Однако торгово-сервисные предприятия не торопятся устанавливать у себя считывающие устройства.

С точки зрения продуктов в банковском сегменте уже все давно придумано: кредиты и депозиты, банковские карты мало чем отличаются друг от друга в различных банках. Одним из немногих банковских продуктов, который можно назвать инновационным, является виртуальная карта. Такие карты, как и обычные, выпускаются банками в партнерстве с платежными системами - Visa и MasterCard и используются в основном для платежей в Интернете. Первые виртуальные карты в России предложил клиентам Альфа-банк, сейчас их выпускают довольно много игроков. По словам участников рынка, лидером в данном сегменте является Киви-банк (входит в группу компаний Qiwi), который дает своим клиентам возможность оформить карту через систему платежных терминалов Qiwi.  По данным Киви-банка, с момента запуска продукта в конце 2009 года было эмитировано почти 3 млн. виртуальных карт.

В основном же новые банковские продукты сейчас в России строятся не на качественно новых технологиях, а являются новой комбинацией нескольких известных технологических решений. Так, универсальные электронные карты, внедрение которых предусмотрено законом о госуслугах, должны сочетать в себе идентификатор личности, давать гражданам доступ к медицинским, социальным, транспортным услугам и иметь банковское платежное приложение. Проект реализуется федеральной уполномоченной организацией «Универсальная электронная карта», созданной тремя банками - Сбербанком, «Уралсибом» и «Ак Барсом». Однако, как и в случае с бесконтактными платежами, этот продукт пока не нашел широкого применения из-за неготовности «принимающей стороны».

В стадии формирования находится и рынок онлайн-кредитования.  Сейчас кредиты на приобретение товаров в Интернете сочетают в себе сервис курьерской доставки (товара и документов на кредит) и погашения кредита через каналы удаленного доступа. На этом рынке работают банк «Русский стандарт», ТКС-банк,
ОТП-банк, «Ренессанс кредит» и несколько других игроков.  При этом сегмент интернет-торговли привлекателен для банков.

Тормоза для онлайна

Что же до «чистых» онлайн-банков, то можно констатировать, что в России их пока нет. И здесь сдерживающим фактором стало наличие дыр в отечественном законодательстве.  Оно только в последние годы повернулось лицом к новым технологиям, появился закон об электронно-цифровой подписи и ряд внутренних приказов ЦБ, позволяющих совершать основную часть банковских операций онлайн посредством сети Интернет. Регламентирует работу банков в части электронного обмена документов и 149-й ФЗ.  Но до сих пор не отрегулированы нормативными актами процедуры, связанные с идентификацией нового клиента банка в момент предоставления ему банковской услуги.  Необходимость хотя бы однократного посещения офиса банка для такой идентификации по-прежнему актуальна.

Расширение сети удостоверяющих центров и совершенствование законодательства в части электронной цифровой подписи, а также принятие закона о биометрической идентификации могли бы решить проблему аутентификации клиента при заключении первичного договора с банком. Что же касается перевода наличных денег в виртуальные, то введение национальной системы платежных карт (НСПК), о которой так часто говорят в последнее время, значительно нивелирует проблему конвертации наличных денег. Но решить данную проблему полностью может лишь коллективный договор между основными игроками на банковском рынке, которые при поддержке со стороны государства взяли бы на себя прямую и обратную конвертацию денег через сеть своих автоматизированных транзакционных терминалов. К тому же тарификация услуг, проводимых через онлайн-канал, должна кардинально отличаться от тарифов в офисах банков. Это привлечет клиентов и нивелирует их издержки при конвертации наличных денег.

По данным портала bankjobs.ru, востребованность специалистов в сфере информационных технологий в банковской сфере стоит на третьем месте после кредитных специалистов и специалистов клиентского обслуживания. Многие эксперты вообще считают кадровую проблему еще одной  тормозящей силой инноваций в современной банковской системе России.

Банки через Интернет оказывают определенные услуги - сведения о состоянии счета, выписки по проведенным операциям и так далее. Но даже оплата телефонной связи через банковские терминалы еще вызывает опасения. А все операции по счетам клиенты по-прежнему стараются делать по привычной схеме - при личной встрече с клерком. Особенно большие трудности с техникой испытывают люди в возрасте. Им сложно понять, как эта машина способна провести какие-либо операции, тем более с деньгами.

Региональный спрос на мгновенный доступ

Региональные потребители лишь сравнительно недавно начали знакомиться с возможностями интернет-услуг, и появление спроса на интернет-банкинг  напрямую связано с расширение сферы присутствия самого Интернета как такового. Интернет-банкинг набирает обороты, прежде всего в крупных городах края - в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Мгновенным доступом к своим финансам и возможность управления ими востребованы у экономически активного, занятого населения и, конечно же, у предприятий. Ниша же онлайн-банков в регионе пока свободна, и у желающих ее занять могут быть хорошие перспективы.  

Оплата коммунальных платежей, микро-платежи (не превышающие 1000 рублей), внутрибанковские переводы, пополнение счетов через транзакционные терминалы - все это составляет большую долю услуг, проводимых в крае через дистанционное банковское обслуживание. И, в первую очередь, в краевом центре потребитель уже готов к упрощению своих взаимоотношений с банками посредством Интернета.

При этом нужно понимать, что дистанционное банковское обслуживание предприятий в крае идёт полным ходом. Ежедневно среди получателей платежей через ДБО появляются новые компании. Перспективу взаимоотношений с банками посредством инновационных технологий осознают и крупные предприятия, и малый и средний бизнес, и организации, обслуживающие общественные интересы.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



26.11.2015 00:26
Артели знают «комфортную цену» на золото
«Круглый стол» в филиале ВТБ в Хабаровске собрал более 30 участников - в основном представителей золотодобывающих предприятий региона. Пришли также партнеры отрасли - поставщики техники, запчастей и ГСМ. Объединило отраслевиков в данный момент желание узнать прогноз, что будет с рынком золота в ближайшем будущем, и услышать предложения банка для работы в этих условиях.

26.11.2015 00:24
У рубля хороший «гороскоп»?
Аналитики американского инвестиционного банка Goldman Sachs в своем докладе назвали рубль одной из самых привлекательных валют на 2016 год, пишет агентство Bloomberg. По мнению финансистов, российская валюта вместе с мексиканской может продемонстрировать высокие показатели. При этом абсолютным лидером корзины инвестбанка признается доллар США.