Ведущая деятельность ребенка с самого раннего возраста - игра. Игрушки малышу нужны не только для развлечения, но и для развития. Может показаться: чем их больше, тем лучше. Почему это не так, объясняет учитель-дефектолог Анна Шалкина.
Мнение экспертов
Специалисты уверены: слишком большое количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. Почему?
Изобилие предметов вокруг малыша перегружает его нервную систему. В такой обстановке он не может сосредоточиться и начинает нервничать.
Взаимодействие с игрушкой будет полезным, когда ребенок сможет сконцентрироваться на своей деятельности. Но если в поле зрения малыша находится более 5 предметов, его внимание, наоборот, рассеивается.
Большое количество красок и форм мешает развитию творческих способностей, изобретательности, креативности.
Среди множества игрушек ребенок из субъекта игры превращается в ее объект. Такая игра ни к чему не ведет.
Если игрушек много, ребенок перестает их ценить. Он уверен, что, когда одна сломается или потеряется, на смену ей придет новая. Таким образом формируется отношение к миру. Подобное потребительское восприятие может распространиться в дальнейшем и на выстраивание отношений с другими людьми.
С большим количеством игрушек ребенку становится неинтересно играть, но заняться чем-то другим он не может. В такой обстановке ему трудно отвлечься и найти увлекательное занятие для себя.
Если игрушка вызывает какую-либо сложность, ребенок откажется от нее в пользу другой, более простой, которая лежит рядом с ним. Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам. Это будет учить его упорству, терпению и навыку доводить дело до конца самостоятельно.
При частой покупке игрушек происходит подмена понятий «забота» и «любовь». Часто дети просто не понимают, как выразить недостаток внимания, потребность в любви и общении с родителями, поэтому начинают требовать игрушки, как бы проверяя родительскую любовь. И взрослые покупают все больше и больше игрушек, чтобы доказать свои чувства.
Парадокс современной жизни
В наши дни на рынке товаров для детей можно обнаружить огромное количество интерактивных игрушек. Они разговаривают, поют, танцуют, ходят и т. д. При игре с ними ребенку остается только совершать стереотипные действия: включить, выключить, передвинуть рычаг и наблюдать. Такие манипуляции с игрушкой носят формальный характер.
При этом исчезает игра, не формируется творческий подход к решению игровых задач, не развиваются любознательность и желание экспериментировать. Воображение ребенка не работает. Игрушку, которая все умеет сама, невозможно «оживить» и наделить новыми свойствами.
Как ни странно, но чем проще игрушка, тем полезнее и интереснее она для ребенка, тем больше вариантов игр с ней можно придумать.
Как выбирать
1. Отдайте предпочтение однозначности. Чем проще формат игрушки, тем больше игр с ней можно придумать. Например, разноцветные стаканчики-вкладыши. Первый вариант игры - прятки: большим стаканчиком накрывать маленький, большой стаканчик накрывать еще бОльшим по размеру и т. д.
Сначала ребенок будет только разбирать конструкцию, снимая верхние элементы пирамидки, а взрослый - снова и снова ее собирать. Потом можно предложить ребенку самому собрать конструкцию. Следующий этап - самостоятельная игра.
Предложите ребенку собрать все детали вместе в одну коробочку, предварительно показав еще раз, как это делается.
С этой игрушкой есть еще один вариант взаимодействия: по стаканчикам можно раскладывать предметы с разными задачами и целями (сортировать по цвету, форме, количеству и т. д.). Вкладыши можно не только собирать друг в друга, но и строить из них башню.
Если вы собираетесь купить очередную понравившуюся игрушку, задумайтесь, как долго она послужит вашему малышу, сколько игр вы можете предложить с ней, чтобы она не наскучила ребенку на следующий день после покупки.
2. Не стоит приобретать игрушки «на вырост». Они должны соответствовать возрасту, особенностям развития, предпочтениям ребенка.
3. Выбирайте игрушки с одной дидактической задачей. У детей раннего возраста внимание непроизвольное, они легко отвлекаются на второстепенные детали, и тогда целенаправленной деятельности не происходит. Часто встречаются игрушки, в которых заложено сразу несколько дидактических задач и сенсорных стимулов. Такая игрушка одновременно катится, издает различные звуки, мигает и т. д. Ребенок не сконцентрируется на выполнении какой-то одной задачи.
4. Игрушки должны быть разнообразными. Хорошо, если в коллекции у ребенка будут такие игрушки: сюжетно-образные (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т. д.), дидактические (головоломки, конструкторы, сортеры, вкладыши), спортивные (мячи, обручи, скакалки), музыкальные и т. д.
Если выбирать сюжетные игрушки (кукол, фигурки животных), то важно, чтобы они условно повторяли реальные прототипы. Игрушка должна имитировать настоящий объект, повторяя его форму, пропорции, окраску и основные качества.
5. Очень хорошо, если игрушка имеет автодидактические свойства, то есть такие признаки, благодаря которым ребенок учится сам. Например, пирамидка с конусом вместо стержня: если ребенок не будет учитывать размер колец, то он не сможет собрать пирамидку. Таким образом игрушка сама, своей формой, подсказывает, как в нее играть.
6. После покупки очередной игрушки понаблюдайте, как ребенок с ней взаимодействует. Часто бывает, что родителям новая игрушка кажется отвечающей всем требованиям, а ребенок к ней равнодушен. Почему так происходит? Скорее всего, ребенок просто не знает, как с ней играть.
Поэтому мало просто купить игрушку и предложить ее ребенку. Нужно потратить время, рассмотреть новую покупку, показать способы действия. Важно помнить, что любые игры работают, когда рядом есть заинтересованный в развитии взрослый, который покажет способы игры и поможет в нужный момент.
Подготовил
И. ВЛАДЫКИН.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске
19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных
19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную
19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска
19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора
19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли
18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо
18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей
18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска
18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам
18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение
17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей
17.04.2024 00:00
Как избежать конкуренции за любовь ребёнка
Семья – это основа нашего существования, и ничто не приносит такого счастья, как любовь, которую мы дарим и получаем от наших близких. Однако с появлением в семье ребёнка гармония может оказаться под угрозой, и вот почему.
12.04.2024 00:00
Шалость или преступление?
Вопреки распространенному мнению, с ситуациями детского воровства сталкиваются не только неблагополучные, но и самые обычные, благополучные семьи, те, в которых нет материальных проблем.
Нет комментариев